Найти тему
С Богом по жизни

Время решать

(Читаем Ин. 7)

Эта глава — о времени принимать решения — об особой ситуации, когда иудеи должны были для себя решить, кто такой Иисус.

Эта глава читается почти, как сценарий к фильму. В ней есть три сцены, каждая из который строится вокруг вопроса, образующего ее основную тему. Каждая сцена характеризуется нарастанием напряжения, подводя к следующей: первая подводит ко второй, вторая — к третьей. Такая организация текста позволяет драматически представить истину о Христе; при этом люди изображаются как выразители разной реакции на Иисуса. Таким образом, читатель неизбежно оказывается один на один с вызовом: как ему самому реагировать на истину об Иисусе. Давайте рассмотрим эти три сцены и спросим себя, как мы ответим на вызов «времени решать», о котором говорится в тексте.

СЦЕНА ПЕРВАЯ: ПОЙДЕТ ЛИ ИИСУС НА ПРАЗДНИК?

«После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Приближался праздник Иудейский — поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: Моё время ещё не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нём, что дела его злы. Вы пойдите на праздник сей; а Я ещё не пойду на сей праздник, потому что Моё время ещё не исполнилось. Сие сказав им, остался в Галилее. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришёл на праздник не явно, а как бы тайно» (Ин. 7:1-10).

Тему Ин. 7:1-10 можно выразить вопросом: «Пойдет ли Иисус на праздник?» Эта история произошла в связи с праздником Кущей или Шалашей, который отмечали осенью в Иерусалиме. Братья Иисуса стали убеждать Его отправиться в Иерусалим и заявить о Себе открыто, совершив там чудеса, подобные тем, какие Он делал в Галилее. В Ин. 7:5 сказано, что братья сами не верили в Иисуса, так что, возможно, они побуждали Иисуса следующими словами: «Если Ты действительно тот, за кого Себя считаешь, тогда Ты должен пойти в Иерусалим и доказать это перед всеми!» На это Иисус ответил, что Его время еще не пришло (7:6), и велел им отправляться самим, сказав, что не собирается идти на праздник. Они ушли, оставив Его. Однако позднее Он пошел на праздник тайно. (Как нам следует относиться к тому, что Иисус сказал, что не пойдет на праздник, тогда как в действительности Он пошел туда? Возможно, Иисус передумал, или имел в виду: «Я не пойду на праздник с вами [или тогда, когда пойдете вы]», зная, что позднее Он придет туда Сам). Тем самым мы подходим к следующей сцене, на которой происходили действия Иисуса во время праздника.

-2

СЦЕНА ВТОРАЯ: ОТКРОЕТ ЛИ ИИСУС СЕБЯ НА ПРАЗДНИКЕ?

Следующая сцена (Ин. 7:11-39) этой истории строится вокруг вопроса: «Откроет ли Иисус Себя на этом празднике?» Поскольку Иисус отправился на праздник тайно (7:10), никто не знал, что Он был в Иерусалиме. Соответственно люди спрашивали, придет Он или нет. По мере того, как в народе распространялись разговоры о Нем, напряжение нарастало. Некоторые считали Иисуса добрым человеком, тогда, как по мнению других, Он лишь обольщал народ (7:12). Однако никто не осмеливался говорить о Нем открыто, так как знали, что это не понравится иудейским начальникам (7:13). Вероятно, люди опасались вызвать их гнев, если будут говорить об Иисусе хорошее.

«Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? И много толков было о Нём в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем, никто не говорил о Нём явно, боясь Иудеев. Но в половине уже праздника вошёл Иисус в храм и учил» (Ин. 7:11-14).

Неожиданно Иисус появился «уже в половине праздника», то есть в середине праздничной недели. Он начал публично учить в храме (7:14). Остальную часть сцены можно разделить на несколько коротких эпизодов, посвященных ответам Иисуса на пять вопросов.

1. «Кто дал Тебе право учить?»

«И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» (Ин. 7:15-19).

Сначала Иисус ответил тем, кто, очевидно, усомнились в Его праве учить в храме. Когда Иисус открыто учил в храме, некоторые из иудеев «дивились, говоря: “Как Он знает Писания, не учившись?”» (7:14, 15). Они знали, что Иисус никогда не учился в раввинской школе; а поскольку Он не сидел у ног ученого раввина, Он вызвал у евреев изумление Своим знанием Писания. Вероятно, они также усомнились в Его власти, фактически, заявляя: «С чего нам слушать Тебя, если Ты даже не учился в наших школах?»

-3

На это Иисус ответил, что получил Свое знание от Того, чья власть была намного сильнее, чем авторитет их раввинов: от Самого Бога, что должно быть известно каждому, кто поверил в Него (7:16, 17). Кроме того, в Своем учении Он не искал славы для Себя, но только для Отца (7:18). В заключение Иисус обвинил иудеев в том, что они не следовали своему собственному закону, закону Моисея, потому что искали убить Его (7:19). Иными словами, Он учил данной Богом властью, тогда как они не следовали закону, которым так хвалились.

2. «Почему иудейские начальники ищут убить Тебя?»

«Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:20-24).

Некоторые евреи в ответ на эти слова Иисуса заявили, что Он ошибался; они притворились ничего незнающими о намерении убить Его (7:20). Вероятнее всего, те из толпы, кто сказали это, на самом деле знали, что их начальники уже решили, что Иисус должен умереть. Почему? Одна из причин: иудейские начальники считали Иисуса нарушителем субботы. Другая причина: они слышали, как Он заявил о том, что равен Богу (5:16-18). То есть, тот факт, что начальники иудеев хотели убить Иисуса, ни для кого не был тайной, что подтверждает 7:25.

Сказанное Иисусом в 7:21 относится к тому событию, когда Он исцелил хромого, который был болен в течение тридцати восьми лет (5:1-18). Это исцеление было тем «одним делом», из-за которого они все изумлялись. Тем не менее они критиковали Его, преследовали Его и были намерены убить Его. Частично это было вызвано тем, что Он исцелил этого хромого в субботу.

В этот раз Иисус решил защищаться, предъявив в качестве Своего аргумента тот факт, что эти начальники также совершали дела в субботу, а если быть более конкретным, то они совершали в этот день обрезание. Почему же в таком случае они обвиняли Иисуса за то, что Он «всего человека исцелил в субботу»? (7:22, 23). Поскольку они сами были непоследовательными в соблюдении закона, их обвинения в адрес Иисуса были несправедливыми (7:24).

-4

3. «Ты действительно Христос?»

«Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он — подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придёт, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришёл не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня» (Ин. 7:25-29).

Некоторые в народе, слушая спор Иисуса с иудейскими начальниками, смутились, так как они точно знали, что те замышляли убить его (7:25, 26). Почему же в таком случае они не действовали и не схватили Его? Возможно — думали эти люди — бездействие начальников объяснялось тем, что они узнали, что Иисус действительно был «Христом», Мессией, которого ожидали иудеи (7:26). Другие были решительно не согласны, потому что знали, откуда пришел Иисус, тогда как никто не мог знать, откуда придет Мессия (7:27). Возможно, при этом они добавляли, что знали семью Иисуса и Его родной город, тогда как Мессия должен появиться таинственным образом, словно ниоткуда. Поэтому они спросили: «Действительно ли этот Иисус является Христом, Помазанным, Мессией?»

На их предположительное знание о Его происхождении Иисус, по сути, ответил, что им только кажется, что они всё о Нем знают: «И знаете Меня, и знаете, откуда Я». Однако Он был более того, что было им известно. Он пришел от Бога Отца. Он был не просто из Назарета, что в Галилее; Он пришел с небес! Затем Он добавил, что они не знали Бога (хотя, будучи иудеями, были уверены в обратном). Вероятно, Он имел в виду, что они не знали или не признавали Его как представителя Бога. Он подчеркнул, что в отличие от них, знает Бога (7:28, 29). У Иисуса были близкие отношения с Отцом, как до того, как Бог послал Его на землю, так и после.

4. «Куда Ты идёшь?»

«И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что ещё не пришёл час Его. Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придёт Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? Услышали фарисеи такие толки о Нём в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей — схватить Его. Иисус же сказал им: ещё недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; будете искать Меня, и не найдёте; и где буду Я, туда вы не можете прийти» (Ин. 7:30-34).

Люди по-разному отреагировали на слова Иисуса о том, что Он пришел от Бога. «Многие же из народа уверовали в Него»; они рассуждали так: «Когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (7:31). С другой стороны, иудейские начальники были в ярости из-за того, что Он говорил, и «искали схватить Его» (7:30). Единственное, что в то время спасло Иисуса, было, по словам Иоанна, Божье провидение: «Но никто не наложил на Него руку, потому что ещё не пришёл час Его» (7:30). Тем не менее, когда они увидели, что многие из народа уверовали в Иисуса, «послали фарисеи и первосвященники служителей схватить Его» (7:32).

В этот момент Иисус произнес парадоксальную вещь — нечто, что должно было обязательно вызвать спор: «Ещё недолго быть Мне с вами и пойду к Пославшему Меня; будете искать Меня и не найдёте; и где буду Я, туда вы не можете прийти» (7:33, 34).

Конечно же, Иисус говорил о возвращении к Своему Отцу на небеса. Это произойдет, когда Он вознесется на небеса после Своей смерти и воскресения. Своим же противникам, неверующим, Он сказал: «Где буду Я, туда вы не можете прийти» (7:34, 36). Иными словами, для отвергнувших Иисуса как Христа на небесах не будет места. Интересно, что позднее, как раз перед Своей смертью, Своим ученикам Он сказал совсем другое: «Я иду приготовить место вам... чтобы и вы были, где Я» (14:2, 3). Иисус дает нам лишь два пути: мы можем либо поверить в Него и присоединиться к Нему на небесах, либо мы можем отвергнуть Его и навсегда лишиться возможность находиться в Его присутствии на небесах.

-5

5. «Что Ты можешь дать народу?»

«При сём Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдём Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? Что значат сии слова, которые Он сказал: "будете искать Меня, и не найдёте; и где буду Я, туда вы не можете прийти"? В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Ин. 7:35-39).

Сказанное Иисусом озадачило Его слушателей. Они подумали, не решил ли Он отправиться в «рассеяние», чтобы проповедовать евреям, разбросанным по всей Римской империи. Возможно, Он даже решил учить греков или язычников, кроме или вместо евреев (7:35, 36)?

Текст не сообщает нам, что ответил на это Иисус. Вместо этого мы читаем о Его кульминационном заявлении, которое Он сделал в последний день праздника: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (7:37, 38). Иоанн объясняет, что Иисус говорит здесь о Святом Духе, которого Он даст всем верующим в Него после того, как прославится (7:39).

-6

Какое удивительное обещание сделал Иисус для всех верующих! Мы можем получить у Него воду, которая навсегда утолит нашу духовную жажду!

Во время этой второй сцены Иисус сделал следующие заявления:

· Он обладает властью и правом учить, поскольку пришел от Бога, и учит только тому, что дал Ему учить Бог.

· Ищущие убить Его ошибались, так как Он не нарушал субботу, тогда как они были повинны в нарушении закона, желая убить Его.

· Он есть Христос, потому что Его послал Бог, который знает Его, тогда как Его противники не знают Бога.

· Он вернется к Своему Отцу, а те, кто не уверовали в Него, не смогут последовать за Ним.

· Верующим же в Него Он даст воду, которая навсегда утолит их духовную жажду.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ: ПРИМУТ ЛИ ЛЮДИ ИИСУСА?

В третьей сцене рассказ о том, как Иисус пришел на праздник в Иерусалим, достигает своей кульминации. Иисус дал всем ясно понять, кем и чем Он был. Вопрос теперь в том, как на Его заявления отреагируют люди. В последней сцене развернувшейся в этой главе драмы мы видим, какой отклик вызвали действия и слова Иисуса у разных групп людей (Ин. 7:40-52).

1. Реакция народа

«Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это — Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придёт? Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нём распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук» (Ин. 7:40-44).
-7

У простых людей были разные мнения насчет Иисуса. Одни считали Его «пророком» (7:40), скорее всего, тем Пророком, приход которого предсказывал Моисей в Втор. 18:15, 18, что было равносильно признанию Его Христом, Мессией. Другие сомневались, что Он был Христом, потому что, по их убеждению, Мессия должен был прийти из Вифлеема, а не из Галилеи (7:41, 42). Судя по всему, они не знали, что Иисус родился в Вифлееме. Поскольку одни считали Его Христом, а другие нет, «произошла о Нем распря в народе» (7:43). Были и такие, кто считали, что Иисуса следует арестовать (7:44). Предположительно, это означает, что некоторые в народе были согласны с иудейскими начальниками, которые уже предприняли меры, чтобы взять Иисуса под стражу. Начиная с того дня и вплоть до сегодняшнего, среди людей по-прежнему нет единства в том, чтобы принимать или не принимать Иисуса.

2. Ответ служителей

«Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?» (Ин. 7:45-47).

Затем мы читаем об удивительном донесении служителей, которых послали схватить Иисуса и которые вернулись без Него. Когда первосвященники и фарисеи стали спрашивать их, почему они не выполнили их приказ, те ответили: «Никогда человек не говорил так, как Сей Человек» (7:45, 46). Фарисеи язвительно спросили их: «Неужели и вы прельстились?» (7:47). По сути, они сказали: «Вы же не настолько глупы, чтобы слушать и верить этому опасному самозванцу?»

Иисус и Его учение коснулись даже сердец тех, кого послали арестовать Его! Великий Учитель может и будет трогать сердца тех, кто слушают его с открытым разумом. Даже те, кто, возможно, противились Ему, должны внимательно слушать, что Он говорит им. Возможно, они также скажут: «Никогда человек не говорил, как Сей Человек»!

3. Фарисеи

«Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ — невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин. 7:48-52).

И, наконец, мы читаем о фарисеях, враждебно настроенных по отношению к Иисусу. Когда они насмехались над служителями, которых они ранее посылали, чтобы схватить Иисуса, они сказали: «Уверовал ли в Него кто из начальников или фарисеев?» И не скрывая презрения к поверившим в Иисуса, добавили: «Этот народ невежда в законе, проклят он» (7:48, 49). Они презирали народ, которым хотели руководить! Они утверждали, что каждый, кто поверил в Иисуса, не знал закона, и потому был невежественным, порочным и проклятым.

Однако даже среди фарисеев у Иисуса был защитник. Никодим поднял свой голос в Его защиту, сказав, что с Иисусом следует поступать справедливо и не выносить приговор, без предварительного слушания дела (7:50, 51). Другие фарисеи ответили ему с едким сарказмом, спрашивая, не был ли и он из Галилеи. Затем они заявили, что ни один пророк никогда не выходил из Галилеи (7:52). Иудейские начальники, судя по всему, забыли, что, как минимум один пророк, Иона, был родом из Северного Израиля (4 Цар. 14:25). Примечательно, что хотя почти все фарисеи отвергли Иисуса, среди них нашелся один человек, который вступился за Него.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последний стих гл. 53 сообщает: «И разошлись все по домам». Это предложение служит хорошим заключением к настоящему рассказу. Очевидно, оно говорит о том, что народ разошелся по своим домам, так и не достигнув единого мнения об Иисусе. Евреи, если рассматривать их в целом, так и не решили, был ли Иисус Христом или нет.

Подобно тому, как «произошла о Нём распря в народе» в то время (7:43), и сегодня люди, которые нас окружают, спорят об Иисусе. Некоторые признают Его Сыном Бога, другие отрицают даже сам факт Его существования. Кто-то верит, что Он был хорошим человеком, но всего лишь человеком, никак не Сыном Божьим. Даже из тех, кто признают Его Сыном Бога, не все принимают Его и повинуются Ему как Своему Спасителю и Господу.

-8

А что скажете вы? Читая Ин. 7, мы оказываемся во «времени решать», времени, когда перед нами встает вопрос: какое решение об Иисусе примем мы? Проголосуем за Него, или против Него, или воздержимся, играя со временем?

Этот день — наш «час решать». Иисус продолжает призывать людей принять решение относительно Него. Подобно тому, как Он сделал это на празднике, Он продолжает говорить с нами через Свое Слово. Мы должны принять решение о Нем. Что решите вы? Принятое вами сегодня решение может навсегда изменить вашу вечность!

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)

👉🏻 Все туры по России (Реклама. ООО «Большая Страна». ИНН 5908078160)