Найти тему

Британец в немецкий руках: Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744(e)

Во время Второй мировой войны немецкий Вермахт широко использовал трофейную бронетехнику для различных задач. Эти машины известны как Beutepanzers (захваченный танк). До 1941 года наиболее активно использовались французские танки, захваченные в мае-июне 1940 года. Однако Германия также захватила и использовала британскую технику, оставленную Британскими экспедиционными силами (BEF) при эвакуации из Франции в июне 1940 года, включая несколько танков Mark IV Cruiser.

Cruiser Mark IV, также известный как A.13, был четвертой моделью серии британских танков Cruiser. Он имел увеличенную до 30 мм лобовую броню, трехместную башню с 40-мм противотанковой пушкой 2-Pounder, подвеску Christie и мощный 340-сильный двигатель, обеспечивающий высокую максимальную скорость в 48 км/ч. В начале войны это была довольно солидная конструкция. Трехместная башня, концепция редкая, за исключением немецких средних танков, позволяла эффективно управлять огнем, а 2-фунтовая пушка хорошо справлялся с ранними немецкими танками. Хотя 30 мм брони не защищали от 37-мм противотанковых орудий, они были достаточными для высокомобильных танков той же весовой категории, как, например, советский БТ-7.

Несколько танков Cruiser Mark IV были развернуты в составе 1-й британской бронетанковой дивизии, отправленной во Францию для борьбы с немецкими войсками. По разным источникам британцы потеряли до 65 Mark IV, но на самом деле их было около 40. Такая путаница была связана со сходестью танками Mk III.

Cruiser Mark IV в Северной Африке
Cruiser Mark IV в Северной Африке

После падения Франции в 1940 году немцы захватили множество трофейных танков, преимущественно французских, и организовали их ремонт на захваченных заводах. Однако среди трофеев было и немного британских танков. В отличие от французских, для британских танков немцы не имели заводов по производству и запасных частей, что усложняло их восстановление и повторное использование. Поэтому британские танки использовались реже и были менее заметны в немецких войсках.

Среди захваченной техники было не менее девяти танков Cruiser Mark IV, самых современных британских танков того времени. Немцы переименовали их в Kreuzer Panzerkampfwagen (Боевая бронированная машина "Cruiser") Mk IV 744(e), где (e) обозначало происхождение из Великобритании.

Эти танки были включены в 100-й танковый батальон. Кроме этих девяти танков, некоторые другие были отправлены в Куммерсдорф для испытаний, а небольшое количество использовалось в охранных подразделениях, хотя это не подтверждено документально.

Немецкий солдат стоит внутри еще не перекрашенного крейсера Mark IV во время кампании во Франции, 1940 год.
Немецкий солдат стоит внутри еще не перекрашенного крейсера Mark IV во время кампании во Франции, 1940 год.

100-й танковый батальон находился в голландских городах Тернейзен и Заамслаг с октября 1940 по май 1941 года, участвуя в учениях по подготовке к гипотетическому вторжению в Великобританию. Есть сведения, что один из танков был погружен на десантную баржу для этих учений. В случае реализации операции "Морской лев" небольшое количество Kreuzer-Panzer могло бы быть использовано немцами против британцев. Точные детали пребывания танков в Нидерландах неизвестны, но, вероятно, они использовались для ознакомления немецких танкистов с британскими машинами.

В мае 1941 года подразделение передислоцировалось в польский город, расположенный к северу от Познани, а затем в Зельце, ближе к советской границе. Подразделение было придано 18-й танковой дивизии и должно было поддерживать её продвижение во время вторжения в Советский Союз.

Батальон состоял из трех рот. На 22 июня 1941 года в его распоряжении находились 9 Kreuzer-Panzer, 5 Panzer III, 25 Panzer II и 42 огнеметных танка Flammpanzer II Flamingo.

Kreuzer-Panzerkampfwagen Mk IV 744(e) рядом с немецким грузовиком во время операции "Барбаросса".
Kreuzer-Panzerkampfwagen Mk IV 744(e) рядом с немецким грузовиком во время операции "Барбаросса".

К этому моменту британские крейсерские танки находились на вооружении Германии уже несколько месяцев и претерпели ряд изменений для интеграции в немецкие подразделения. Их оригинальные гусеницы были заменены на гусеницы от Panzer II Ausf.D1, вероятно, по логистическим причинам, так как подразделение также использовало Panzer II (f) на шасси Ausf.D. Машины также получили фары Notek и полки для хранения канистр. Один из танков был оснащен буксировочным крюком для французского прицепа, разработанного для Renault UE, который широко использовался в подразделении.

В разнообразном парке бронетехники, которым располагало это подразделение, Kreuzer-Panzer и Panzer III были танками с наилучшими противотанковыми возможностями, превосходя 20-мм автопушки Panzer II и огнеметы Flamingos.

-5

На 1940 год 2-фунтовка была весьма приличным противотанковым орудием, и в 1941 году она всё ещё могла справляться с большинством советских танков, таких как Т-26, БТ или даже Т-28. Однако против Т-34 она была неэффективна и могла пробивать их только с боков на коротких дистанциях. Против КВ пушка была практически бесполезна, за исключением возможности повредить гусеницы.

Mark IV участвовали в ряде сражений, включая битву за Брестскую крепость, и менее чем через десять дней уже находились за Минском. Однако служба британцев в операции "Барбаросса" была очень короткой. Несмотря на отсутствие подробностей о точных характеристиках танков, скорее всего, Mark IV оказались очень уязвимы для любых советских противотанковых средств.

Т-34-76 (1941). Сравнивать британскую броню даже бессмысленно
Т-34-76 (1941). Сравнивать британскую броню даже бессмысленно

Помимо тонкой броневой защиты, окончательным ударом по службе этих машин в вермахте, по-видимому, стал вопрос надежности. Из-за недостаточного количества запасных частей большинство танков быстро выходили из строя, что делало их трудными в обслуживании, а на горизонте быстро появилась альтернатива в виде огромного танкового парка РККА. К 11 июля 1941 года, менее чем через месяц с начала операции "Барбаросса", в строю не осталось ни одного "Крейцер-Панцера". Этот показатель, по всей видимости, оставался неизменным вплоть до ноября 1941 года, когда Panzer-Abteilung (f) 100 был выведен из состава фронта.

-7

Хотя возможно, что некоторые Beutepanzer Mark IV все еще использовались в охранных подразделениях в других частях оккупированной Германией Европы, подтверждений этому нет, и, таким образом, немецкое использование Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744(e) вероятно завершилось в течение первых недель операции "Барбаросса".

Несмотря на их короткую службу в немецкой армии, Kreuzer-Panzer Mk IV 744(e) остаются интересным примером разнообразия вариантов использования Beutepanzers Германией во время войны - и имеют сомнительную честь быть одними из немногих типов Beutepanzer, использованных на фронте во время операции "Барбаросса", хотя и лишь на короткий период времени.