Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
В праздник Святой Троицы о чем приличнее говорить, как не о Самой Святой Троице? Но учение о Святой Троице есть вершина христианского богословия. Поэтому не дерзаю я излагать это учение своими собственными силами, а изложу его словами святых и богоносных отцов Церкви Афанасия Великого, Григория Богослова и Василия Великого. Мои — только уста, а их — слова и мысли. Они предлагают Божественную трапезу, а я только служитель их Божественного пиршества. Что же вещают нам с высоты новозаветного Синая сии громогласные и боговещанные трубы вселенского богословия?
Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть. Ибо слова «был» и «будет» означают деление нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сый (Сущий) — всегда, и этим Именем именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе. Он сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Поэтому и говорит Он Моисею о Себе: Я есмь Сущий (Исх. 3:14). Он есть беспредельное и бесконечное море Сущности, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве. Святитель Григорий Богослов учит, что Бог подобен молнии, внезапно озаряющей небо. Ибо точно так же и Он осиявает наш ум, омраченный грехом. Однако Бог постигается только чистым умом, и то весьма неясно.
Един Бог наш, но существует Он, Единый, в Трех Озарениях, или Ипостасях. Имя Безначальному — Отец, Началу — Сын, Сущему с Началом — Дух Святой. Но хотя и Три в Нем Озарения, или Ипостаси, но Бог Один. Ибо естество в Трех едино, и в Самой Святой Троице существует некоторое Священное Единоначалие. К Единому Безначальному Отцу, как к Своему Началу, возводятся два Других: Начало — Сын и Сущее с Началом — Дух Святой. Они не сливаются с Ним и не отделяются от Него. Божество неделимо. Как Три Солнца, заключенные Одно в Другом, — одно растворение Света. Поэтому, когда имеем в мысли Божество и Первую Причину, или Единоначалие, тогда представляемое нами есть Одно. А когда имеем в мысли Тех, в Которых Божество, тогда поклоняемых Три. У нас Единица, в Троице поклоняемая, и Троица, в Единице возглавляемая, вся достопоклоняемая, вся царственная, единопрестольная. Сама только ведущая о Себе, какой порядок имеет Сама в Себе, а для нас равно досточтимая, достойная равного служения.
Этого достаточно для верующих. До этого простирается в людях ведение. Здесь предел в познании истины — предел того, что Херувимы закрывают крылами. А кто домогается и хочет исследовать больше этого, тот противится сказанному: Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого (Еккл. 8, 17).
Но не сразу открывает нам о Себе эту высочайшую тайну богословия Господь всяческих. Домостроитель нашего спасения вводит нас, подобно глазу человека, выросшего во тьме, в великий свет истины после постепенного к нему приучения, потому что щадит немощь нашу.
Прежде чем дать возможность видеть нам самое солнце, Он сначала приучает смотреть на солнце в воде, чтобы, приступив вдруг к зрению чистого света, мы не ослепли.
Надлежало, чтобы Троичный Свет озарял и просветлял нас постепенными прибавлениями в Откровении, или. как говорит Давид, восхождениями (Пс. 83:6), или поступлениями от славы в славу. Не безопасно было бы исповедать Сына прежде, чем исповедано Божество Отца, и прежде, чем признан Сын, (выражусь несколько смело) обременять нас проповедью о Святом Духе. Поэтому Ветхий Завет ясно проповедует Отца, но не с такой ясностью проповедует Сына и дает указание о Божестве Духа. Ныне же, как поучает нас Григорий Богослов, пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Себе познание.
После того как человек, согрешив, сокрылся от Бога (Быт. 3:8), Бог также сокрылся от человека, чтобы не истребить преступника Своим святым присутствием. Но Он не совершенно оставил его. Напротив того, Единый Триипостасный, Он, по неизреченной благости, вновь приблизился к отчуждившемуся человеку, чтобы через благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа (2 Кор. 13:13) восстановить и вновь превознести падшего.
Явился Отец в обетованиях любви и милосердия и устрашенного грешника всемогущим правосудием провождал к ходатайству Сына. Явился Воплотившийся Сын и в Себе Самом победил грех, умертвил смерть и отверз двери благодати Святого Духа к сынам гнева. И Дух Святой явился наконец в знамении огненных языков и проник в человеческое естество, чтобы могли усвоить благоволение Отца и познать заслуги Сына, чтобы мы соделались причастниками Божественного естества (2 Пет. 1, 4).
Не на одних апостолов и не для них одних сошел Святой Дух, но чрез апостолов — и на всех нас. Сошествие Святого Духа — это не только чудо, прославившее Апостольскую Церковь, но и событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не простое воспоминание прошлого, но продолжение его. Есть как бы продолжающееся снисхождение на нас Святого Духа, непрестанно дышащего, идеже хощет (Ин. 3:8). Как некогда, при создании мира, Отец все творит чрез Сына Святым Духом (Пс. 32:6), так и при новом созидании бытия Отец все творит чрез Сына Духом Святым. Отец предначинает, Сын творит, Дух совершает и в бытие, и в пакибытие. Дух Божий есть Естество, окончательно совершающее дела Божии.
Велико Имя Святой Троицы! Ею создан и на Ней утверждается весь мир: и чувственный, и духовный. О христианин! И ты также создан Именем Господним. Им запечатлен ты в Таинстве Крещения. Оно, как Божественная молния, ниспадшая с Небес, сокрывается в глубинах твоего сердца, дабы осветить и разжечь твое очерневшее от греха естество. Внимай себе: горит ли в глубинах твоего сердца сей Божественный огонь, заключенный в Божественном Имени Святой Троицы, или же, забвенный тобою, Он уже угас от твоего нерадения? И если этот огонь угас, то вновь возжги его непрестанным призыванием Имени Святой Троицы. Непрестанно возглашай сердцем, а если можно, и устами эту малую по количеству слов, но немалую по заключающейся в ней силе молитву: Упование мое — Отец, Прибежище мое — Сын, Покров мой — Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе! Или эту общеупотребительную церковную молитву: Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, И мене Твоего ради. Или, наконец, эту краткую молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Ибо хотя эта молитва обращена ко Второму Лицу Святой Троицы, однако в ней заключается сокровенное указание и на Таинство Святой Троицы: Сын есть Сын Отца, а помилование нас, человеков, совершается благодатию Святого Духа. Аминь.
Источник: Феофан (Быстров), архиеп. О Троице // Журнал Московской Патриархии. – 1983. – № 6. – С. 44-45.