Найти в Дзене

Поговорим про мышечный тонус

Оглавление

Здравствуй, читатель. Решила поднять одну из важных тем, особенно она актуальна в коррекции. И не только в нейро, но и в логопедической и дефектологической.

Как-то так принято, что про тонус говорим мы либо в контексте малышкового развития, либо на крайний случай, когда говорим про дизартрию, и мало кто говорит о тонусе как об одной из важнейших сторон в освоении обучения.

Для того, что бы точнее говорить о мышечном тонусе надо понимать, что сам по себе тонус - это рефлекторное напряжение мышц контролируемое ЦНС. Мышечный тонус зависит от импульсов поступающих из ЦНС к периферии, и от импульсов возникающих в самой мышце. По Берштейну это уровень движений A. За него отвечают спинной мозг, проводящие пути, гипоталамус, мозжечок и центральная часть ВНС.

Так же важно понимать, что оценку мышечного тонуса проводят только в покое.

Кстати, именно тут многие логопеды могут допускать ошибку. Как проверяют тонус языка? Просят высунуть ребенка язык наружу? Что происходит? Ребенок высовывает язык наружу и уже происходит нарушение покоя. Данная проба является неинформативной. Тонус языка проверяется способом уложение языка на нижнюю губу, когда основная часть языка находится во рту. Тонус корня языка обследуется путем пальпации подчелюстной ямки, туда же накладывают тейпы для расслабления.

Тонус может быть повышенным, пониженным или смешанным ( не путать с дистонией). От чего это зависит?

А зависит это от того на каком месте нашего длинного пути, по которому идет нервный импульс произошел сбой.

А зависит это от того, в каком месте нашего длинного пути, по которому идет нервный импульс, произошел сбой.

Если сбой произошел на верхнем участке, в головном мозге или пути ЦНС, то мы получаем повышенный тонус, так как импульс бесконтрольно подается в мышцу, мышца постоянно напряжена.

Если сбой произошел на периферии, то мозг контролирует импульс посылает его правильно, но до мышцы он не доходит, мы получаем сниженный тонус.

Как я уже сказала, тонус это уровень движений А, а значит мы на это практически не можем влиять и это остается с человеком на всю жизнь. Как же наш тонус влияет на дальнейшее развитие ребенка. Еще раз говорю, мы не обсуждаем тяжелые поражения, мы говорим о вполне скомпенсированных детях, у которых тонус понижен/повышен незначительно, но это имеет место быть.

-2

Итак, при недостаточности тонической функции мы видим снижение безусловных рефлексов, снижение работоспособности, быстрая утомляемость, так как кора головного мозга вынуждена затрачивать гораздо больше усилий на регуляцию даже обычной деятельности.

При гипертонусе мы видим так же быструю утомляемость и снижение произвольного внимания, так как основное внимание уходит на то, что бы регулировать ту часть тела, которая находится в напряжении. Особенно это видно на письме у ребенка с псевдобульбарной дизартрией, например. Ошибок совершает гораздо больше, если старается писать аккуратно, если же пишет не аккуратно то больше внимание уделяет орфографии, т.е. фиксация внимания на технических трудностях ведет к грамматическим ошибкам.

А вы встречали таких детей, с какими еще проблемами сталкиваются такие детки?

В следующей статье поговорим о мышечной силе!