Первое, что нужно сказать: этот цикл нужно читать не торопясь, вдумчиво. А то я вот пролетела все 3 книги галопом в погоне за сюжетом и многое упустила, теперь перечитываю. А мои первые впечатления здесь:
Но, несмотря на то, что я по-прежнему считаю книги, начиная со второй, несколько подзатянутыми, история меня увлекла. Особенно, когда я стала чуть внимательнее (а ещё почитала фанатские паблики - вот там собрались дотошные читатели, они уже столько теорий насочиняли - ого-го) и немножко разобралась в устройстве мира, где все происходит. Нашлись интересные детальки, появились кое-какие предположения, удалось свести некоторые ниточки воедино и представить намечаемый автором узор - ну хоть чуть-чуть.
Кто такая Морана?
Мне было любопытно, какой же народ стал прототипом андархов, и оказалось, что это кельты (узорные татуировки, орнаменты с узлами, синий и зеленый цвета). И именно от андархов пришел культ Мораны, дикомыты, например, его не придерживаются (хотя сама Морана, что любопытно, нередко является в поневе, на прошве которой узор белым по белому - то есть, одетой по традициям дикомытов и гнездарей). Если мы обратимся к кельтской мифологии, то найдем там Морриган - богиню войны, смерти, птицей-спутником которой был ворон (!). Ещё она обладает даром пророчества, а также может менять свой облик, являться в виде девушки, женщины или старухи. Морана андархов, как становится понятно, не только богиня смерти, она ведает человеческими судьбами, вершит справедливость, пророчествует (тогда как Морана у веннов-дикомытов - это именно богиня смерти, как мы помним из "Волкодава", людскими судьбами распоряжается не она, а Хозяйка судеб). Вот это-то несоответствие между Мораной андархов и Мораной веннов меня и смущало поначалу. Теперь разница стала объяснима, но полной ясности все равно нет. Морана в "Братьях" явно не злодейка, люди-то могут что угодно вершить, прикрываясь её якобы волей, но сама она даже в чем-то помогает героям. Пока, по крайней мере.
Прежние и их потомки
Прежние - это народ, которые занимал земли, ныне лежащие под властью андархов. Из обмолвок и разговоров становится ясно, что андархи предпочитают называть Прежних дикарями, но на самом деле это был оседлый земледельческий народ, весьма развитый, живший в дружбе с симуранами, а явившиеся завоеватели были тогда довольно дикими кочевниками. Что осталось от Прежних? Часть их ушла за Светынь и смешалась с дикомытами (а вполне возможно, это и вовсе был один народ или народы одной ветви), часть была оттеснена к горам, где нынче обитают симураны, - теперь эти люди называются чуварами, но их историческое родство с дикомытами сомнению не подлежит. Ещё, по всей видимости, потомками Прежних являются обитатели Дикого Кута в Шегардае, зря ли Сквара-Мгла чувствует себя там почти как дома. Есть ещё легенда о гибели вождя Прежних и его сына и проклятии, которое наложила на андархов его жена.
А ещё есть Пеньки. Узлы, которые они умеют вязать и передают от отца к сыну. Щит со знаками Прежних - симураном и инструментом вроде арфы - который хранится в их роду (а меч со знаком арфы - в руках царевича Гайдияра). Приметная внешность Жога, Сквары и Жогушки - темно-свинцовые волосы, нос с горбинкой, впрозелень голубые глаза - и темноволосый синеглазый древний воин, что чуть не сгубил потомка предателей, Крагуяра. Да он ещё и произносит любимую поговорку бабушки Ерги Коренихи: "Будет то, что будет, даже если будет наоборот". И песня про воеводу на щитах (на щитах, заметьте!), которого не то донесли до родных мест, не то нет. Вот и выходит, что Пеньки - не просто потомки Прежних, а потомки вождей Прежних, что ещё, несомненно, роль свою сыграет.
Чует мое сердце, ждет нас ещё одна битва на Калиновом мосту. Призрачные рати уже маячат на правом и левом берегу. Приметные меч и щит ждут встречи.
При чем тут "Песнь льда и пламени"
Мария Семенова уверяет, что ни при чем. Но... Сквара вызывает в памяти Джона Сноу, хочешь того или нет. Забавно, и у Светела тоже можно найти что-то общее с этим персонажем. Сама широта повествования, множество героев, придворные интриги, неоднозначные герои - все это навевает мысли о книгах Джорджа Мартина. Вовсе не хочу сказать, что Мария Васильевна намеренно что-то оттуда позаимствовала. Но нельзя пройти по мокрому песку и не принести его в дом. "Игра престолов" нашумела в свое время, и вовсе неудивительно, что на некоторое время стала своего рода законодателем моды в фэнтези. Некоторые веяния коснулись и "Братьев". И это совершенно нормально, потому что в литературе такое сплошь и рядом, тем более, что Мария Семенова от этого не перестала быть Марией Семеновой, это совершенно её история, с её интонацией и её идейными акцентами.
Вот такие выводы и мысли вызвал у меня цикл "Братья". И это я ещё ни слова не сказала о героях, а там тоже есть, о чем порассуждать. Может быть, в следующий раз.