Найти тему
СВОЛО

Как бы есть и как бы нет

Смолоду я привык к тому, что мало интересен для противоположного пола, и потому удовлетворялся просто любованием красивыми лицами и фигурами. Помню, одна из производственных практик была в подмосковном городе. И мы, студенты, то и дело всей группой смывались с завода и ехали в Москву. (А в Москве и Подмосковье на наш, из Литвы, взгляд было гораздо больше красивых, чем у нас.) И вот я почти всегда откалывался от группы в вагоне электрички, чтоб устроиться против очередной красавицы и посматривать на неё. Без никакого поползновения. Просто из любви к красоте. Впрочем, в конце института, на стажировке в инженерном полку (а полк стоял в городе, где мы и жили), я обнаружил, что я переоцениваю свою неинтересность. (Это был 1960-й год. Всего 5 лет, как было покончено с «лесными братьями». Население русских недолюбливало.) Я очень часто удирал в самоволку. При этом важно было не попасться на глаза военному патрулю или вообще военным. Петляя по самым пустынным улицам, этого можно было достичь. Но была и одна людная. Так вот я обратил внимание, что я на ней как бы невидимка для девушек. (Это были преимущественно литовки, а я был в солдатской форме.) Как только я дома переодевался в гражданское и выходил гулять, впечатление невидимки исчезало.

Невидимкой я живу в Израиле. Не знаю языка, ни с кем не знаком. Люблю говорить (электронно), что душой живу в России. Но это не совсем правда, если к душе отнести смотрение на красивых девушек. – Сперва их для меня вообще не было. Я аж почувствовал какое-то неудобство в душе. Как такое может быть? Потом понял: мне-то нравятся славянские лица. Впрочем, хороши бывают эфиопки.

Две такие, школьницы старших классов, сёстры, жили в соседнем доме. (Кончили школу и куда-то пропали. Я знаю, что кончили школу, потому что школа эта через дорогу. А для охраны перехода через эту дорогу старших учащихся назначают там дежурить.) Вот я и забавлялся с младшей сестрой: «заставлял» её на меня поглядеть, проходя мимо этой охраны. У неё нервы были слабее, чем у старшей.

Первый раз я их увидел, гуляя в тени под нашим домом. Буквально. Вместо первого этажа – пустота и столбы. Они вышли из двери на свою лестничную клетку. И. Какие красавицы, - подумал я и впился глазами в старшую. Её такой взгляд оскорбил. И больше я никогда не мог поймать её взгляда. А младшую взяли завидки, что я так посмотрел на сестру. И она доходила до того, что перегоняя меня на тротуаре, не могла с собой совладать и на меня оглядывалась, уверен, проклиная себя за это. Я в ответ ласково улыбался еле-еле. – Ну? Чем не душевная жизнь?

Вот. И как бы нет её, и – как бы есть.

Я это к чему? – К тексту о таких двух картинах.

Луи Хайе. Дверные проёмы. 1889. Акварель, муслин.
Луи Хайе. Дверные проёмы. 1889. Акварель, муслин.
Ангран. Рассвет над Сеной. 1889.
Ангран. Рассвет над Сеной. 1889.

Гуглоперевод текста приводить нет смысла, разве что, чтоб распугать читателей, чтоб отписались от канала. – Я перескажу, как я понял.

Художники создали впечатление, что есть ЧТО-ТО, что просвечивает сквозь как бы вуаль как бы лицо. При этом в тексте упоминается Ницше.

Ну я сразу вспоминаю, что подсознательный идеал ницшеанца метафизическое иномирие, куда бегут из Этого скучного прескучного мира с его законами и с самой причинностью в том числе.

И сразу подпираюсь соответствующей цитатой из Ницше:

«…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного» (https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma).

Что не-на-вист-но. И лучше – иномирие.

Одно осложнение: в другом случае с пуантилизмом (см. тут) у меня вывелось, что тот выражает малочувствие, нирвану некую.

Но. Это ж родственные друг другу мироотношения, - родственные по отчаянию от Этого мира. – Так почему б мне не допустить снисходительность к несовпадению?

Тем более, что я обиде, что неоимпрессионизмом (как когда-то – пуантилизм) называют простое красяво.

Кен Хонг Леунг.
Кен Хонг Леунг.

На сайте https://www.liveinternet.ru/users/elena_k18/rubric/6747673/%3C/profile/%3C/friends/friends/%3C/%3C/centre/comments/page297.html таких картинок полмиллиона, и все без названий и дат. А я, наверно, так неистребимо болен дурновкусием, что ахнул, увидев этот сайт и записал его для памяти.

Или это я ахнул из-за какой-то детской наивности этого художника, сперва даже и не знавшего, что позор показывать такое, а потом, видя, как ахают, холодно решившего плевать на правила (во времена, когда так принято на правила плевать). – Потому он, наверно, и переехал из Китая в США, ибо Китай – за традиционализм, а США - за вседозволенность.

22 июня 2024 г.