Продолжаю публикацию воспоминаний Эльдара Караева:
Боинг был сбит 1-го сентября, а уже 6-го ночью меня просто вызвали в штаб, там замполит и какой-то офицер из штаба ТФ объявили мне, что Родина требует от меня и таких как я подвига. Ты будешь отправлен, говорили они, на неизвестное время в командировку, взяли подписку о неразглашении. Напиши письмо домой, что ты патриот и любишь Родину, добровольно согласился на это задание. Письмо взял замполит.
Он до сих пор жив здоров и я с ним изредка общаюсь. Письмо так домой и не послали в связи с тем,что я благополучно вернулся с задание и мне его вернул замполит с приказом прочесть и порвать -уничтожить. На следующий день после возвращения из командировки мне торжественно объявили благодарность, написали домой благодарственное письмо от имени командование. и не удивляйтесь, выдали 35 рублей денежной премии.
А задание было такое: со всех частей отобрали ответственных, кому можно доверять, матросов и специалистов, на глухонемое задание. Под строгим контролем особистов. Ни кто ни кого не звал по имени и фамилии, и по званию, тогда уже были позывные, мы все носили имена морских рыбопродуктов, я был Кальмаром.
ПРИВЕЗЛИ НАС НА АЭРОДРОМ ВОСДВИЖЕНКИ ночью, а там в транспортные МИ вертолеты. ПРИ ВЪЕЗДЕ НАШИ АВТОМОБИЛИ ПОЧЕМУ-ТО ЖЕСТКО ОСЛЕПЛЯЛИ ПРОЖЕКТОРАМИ, МАШИНЫ ВЪХАЛИ, ТРАСПОРТ - ЗАБРАЛИ ПРИКРЫЛИ, А МЫ ВЗЛЕТЕЛИ. Только там мы уже внимательно стали всматриваться в лице людей кто с нами летел. Все были молодые как и я все срочники, и среди них хмурые взрослые люди .
СТАРШИЙ( ВСЕ ОНИ БЕЗ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ- ИНОГДА УХОДИЛ К ЛЕТЧИКАМ, ВОЗВРАЩАЛСЯ, СМОТРЕЛ НА ЧАСЫ, ОПЯТЬ ВСЕХ РАССМАТРИВАЛ, КАК БУДТО ПЕРЕСЧИТЫВАЛ, ВЗДЫХАЛ И МОЛЧАЛ. ПОТОМ ДАЛИ КОМАНДУ ПЕРЕКУСИТЬ ( СУХОЙ ПАЕК У НАС БЫЛ, ДАЙ БОГ, НИ КОГДА ТАКИЕ ПРОДУКТЫ НА СЛУЖБЕ НЕ ВИДЕЛ ДАЖЕ АНАНАСОВЫЕ МАРМЕЛАДКИ В УПАКОВКАХ ) ЧАЙ В ПЕРСОНАЛЬНЫХ ФЛЯГАХ – ТЕРМОСАХ, КСТАТИ ИНДИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА.
И ОКАЗАЛИСЬ МЫ НА ОСТРОВЕ КУНАШИР. Я не помню ни время полета, не помню да и не видел ни чего кроме сопок океана и рассвет. Это потом в наше время я много раз изучал этот остров. Наша задача была собирать и сортировать все, что нам приносило море, все, что зацепили тральщики или выкинуло на берег. Искать все, что могло быть с связано с крушением Боинга - там типа сильное течение и туда могло прибить.
Ничего дельного на нашем участке не нашли, но были интересные находки. Останки или остатки техники былых времен со Второй мировой войны: морские или авиационные детали, но самой интересной была находка контейнера морского, он был весь во мху, в траве и ракушках. Пришли саперы обследовали, потом пришли химики проверили на биологию и радиацию.
Поступила команда вскрыть контейнер - вскрыли а там четко водонепроницаемые мешки запечатанные, в мешках пакеты поменьше очень легкие, там оказались женские нашейные или головные платки. Я помню у мамы тоже такой был, японские газовые их называли. На контейнере удалось кое что разобрать в надписях, короче потерян он был в начале 70-х годов.
Жили на базе хорошие условие. Помещения, все полуземлянки, сухие чистые с хорошей вентиляций, такое впечатление, что кубрик корабля или каюта. Горячую еду привозили откуда-то один раз в день, в рацион на ужин 100 грамм сухого вина. За неделю мы так и ни с кем не общались. я имею ввиду с личным составом так и никого по имени, ни откуда и кто, не узнали, надо было молчать.
РАЗГОВРИВАТЬ МОГЛИ ТОЛЬКО НА ПРИРОДЕ В ОДИНОЧЕСТВЕ. Наше дело было слушать и не задавать вопросов, четко выполнять приказы. Правда нас всегда подбадривали типа, у кого будет хорошая характеристика отпуск на родину обеспечен. Но увы, у меня заканчивался срок службы, осенью буквально через пару месяцев. На седьмой день, после тщательной промывки мозгов и подписки о неразглашение, нас на катерах перевезли на Сахалин, а оттуда самолетами на материк ( на вопрос где вы были надо было четко отвечать на курсах повышения квалификации - мне даже сделали запись в личном деле ( я видел свое личное дело уже в начале 90-х не то стропальщик не то прицепщик).
Когда в середине 80-х годах меня хотели забрать на сборы, правда с очень хорошей перспективой. Сиди дома, езжай на Баилова как на работу, получай зарплату с родного производства. ШТАБ ПВО в Баку переезжал -гаражи для генералитета строить надо было, а у меня гражданская профессия была сварщик. Я пошел в отказ. Офицер военкомата, который меня курировал, настаивал на своем, но ему не дали мое личное дело. Дело хранилось в спец отделе с грифом не вскрывать до какого-то года, папка с красной диагональной полоской. В начале 90- когда начались все событие я свое дело и учетную карточку просто выкупил в военкомате и безжалостно уничтожил…