"Оставьте ребёнку один язык (русский), чтобы он заговорил! Потом научите говорить на родном языке!"
Слышали подобное? Сейчас я Вам объясню, почему я не совсем согласна с этим утверждением и что же я предлагаю делать.
В нашей многонациональной стране остро стоит вопрос задержки речевого развития. В особенности тяжело приходится детям с родным не русским языком- мало того, что ребёнку тяжело даётся овладение речью, так тут ещё и второй язык накладывается. А когда два языка смешиваются- так это вообще беда. В Татарстане есть шуточное предложение "Син магазинга пойдёшьмы?". Но в каждой шутке есть доля правды, и, честно говоря, я сама иногда, в привычной для себя домашней обстановке, ловлю себя на том, что половину слов говорю на татарском, а половину-на русском. В обществе и на работе это как-то "исправляется". Вот так и живём.
Но не буду уходить далеко от темы. Вернёмся к нашим билингвальным неговоряшкам.
Да, действительно, я согласна с тем, что для запуска речи малышу, которому тяжело заговорить, необходим основной язык, и он должен быть ОДИН. Очень часто вижу семьи, где малыш никак не может разговориться, при этом мама с папой используют один, а бабушка с дедушкой другой язык, и тут ещё с помощью приложений и ютуба стараются малыша научить английскому. А бедный ребёнок, который, возможно, очень хочет начать говорить, но просто не понимает, с какого языка начать. И это огромная ошибка родителей.
В таких случаях мы, логопеды, предлагаем оставить ребёнку один язык, и в основном язык этот русский. Мы объясняем это тем, что общество в большинстве своём общается на русском языке, в детсадах и школах обучение также ведётся на русском. "Нужно упростить жизнь ребёнку, говорим мы.-Говорите с ребёнком на русском языке, потом, как только он заговорит предложениями из двух-трёх слов, добавите в обиход родной язык".
В теории-то всё верно, но...
С какими последствиями я встречаюсь?
- большинство родителей, которым я временно предлагаю перейти на русский, пребывают в шоке и в стрессе от происходящего. Им некомфортно, неудобно уходить от языка, на котором они говорили всю жизнь. Мало того, речь таких родителей, как правило, имеет существенные недостатки в виде акцента, что, безусловно, негативно отражается на говорении самого ребёнка.
- можно уговорить маму и папу, а вот бабушку с дедушкой- навряд ли. То есть полностью погрузиться в монолингвальную среду не получится.
- ребёнок, речь которого сформировалась на неродном языке, уже не будет стараться говорить на родном. Да, это факт! Ребёнок напрочь утрачивает интерес к родному языку. Количество детей, которые заговорили на татарском после того, как речь у них раскрылась на русском- 0. У меня так, а может быть, коллеги, у Вас иной опыт?
Всё это связано с тем, что родным языком для ребёнка является тот, на котором он начал говорить. Он не только говорит, но и думает на этом языке. В итоге у нас вырастает поколение, которое понимает, но не говорит на родном языке. Это печально!
Что же делать?
У меня есть пути выхода из этой ситуации. Итак, что я предлагаю.
- Запускайте речь НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ до детского сада. Уважаемые билингвальные родители, забудьте уже это изречение "в сад пойдёт-заговорит". Для Ваших двуязычных деток это точно не подойдёт. Потеряете время.
- Говорите дома ГРАМОТНО на родном языке. Не смешивайте языки. В большинстве случаев наш русский язык имеет свои акустические особенности, пусть малыш учится говорить на русском языке БЕЗ АКЦЕНТА в детском саду или в школе.
- Специалисты- логопеды-дефектологи, нейропсихологи- только говорящие на родном языке ребёнка. Нет смысла сажать неговорящего малыша к специалисту, речь которого ребёнок просто не будет понимать.
Конечно же, к ребёнку, имеющему тяжёлое органическое нарушение, данные советы будут не совсем к месту. Каждый такой случай нужно рассматривать индивидуально, обсуждать этот вопрос с грамотным неврологом и, возможно, с детским психиатром.
Хотелось бы услышать мнение билингвальных семей. Как вы совместили 2 языка в своей семье? На каком языке говорят Ваши дети? На каком этапе ввели изучение иностранного языка? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
С уважением к Вам и к Вашей семье, Миляуша Дворянова, логопед-дефектолог, руководитель Нейрологопедического центра "Логослов"