Найти тему

Что вы не знали о Большой Морской улицы в Санкт-Петербурге

Оглавление

Пожалуй, каждый, кто бывал в Петербурге, хоть раз да и проходил по пешеходной части Большой Морской улицы, ведущей через Арку Главного штаба к Зимнему дворцу. Но мало кто смотрел, что у них под ногами.

Мини-музей под открытым небом: 7 вариантов петербургских мостовых

На участке Большой Морской улицы от Невского проспекта до Дворцовой площади представлена одна из самых неизвестных достопримечательностей города. Именно здесь, прямо под ногами туристов, в 7 кругах представлены круги с образцами кладки, использовавшейся для мощения петербургских улиц в разные годы.

Деревянные дороги в Санкт-Петербурге

Это было самое гладкое и бесшумное покрытие. К сожалению, от сырости дерево гнило, а от телег и экипажей — трескалось. Для сохранности деревянных мостовых Петр I издал указ, который запрещал жителям носить обувь, подбитую железными подковами, иначе «те жестоко будут оштрафованы», но сильно продлить срок эксплуатации мостовых не удалось.

Интересная особенность. Деревянные дороги укладывали торцевым методом: шестигранные бруски высотой 20–25 см ставились вертикально и плотно подгонялись друг к другу.

В середине 19 века такими деревянными плитками были выложены участки Большой Морской и Миллионной улиц, и участок Невского проспекта от Адмиралтейства до Фонтанки.

-2

Булыжник

Этот самый старый тип мощения улиц – он хорошо знаком посетителям Петропавловской крепости. Булыжные мостовые были практичны, но они портили копыта лошадей, поэтому такому покрытию постоянно искали альтернативу.

-3

Чугунное мощение Петербургских дорог

Было популярно в XIX века. Считалось самым надежным, крепким и устойчивым мощением. Чугунные плитки стыковались между собой с помощью оригинального замка соединения – наличия зубцов и пазов на детях. Все это позволяло эксплуатировать дорогу десятки лет без необходимости дорогостоящего ремонта.

К сожалению, сохранившихся примеров такого покрытия практически не осталось. В сентябре 1941 года, в самый трудный период Великой Отечественной войны, чугун с мостовых Кронштадта был изъят для производства корпусов противопехотных и противотанковых мин на Морском заводе.

Подробнее о данном виде покрытия, читайте в статье «Чугунная мостовая в Кронштадте: как появилась и куда исчезла».

-4

Брусчатка

Первая брусчатка появилась на Дворцовой площади после наводнения 1824 года. Дорога из обработанного камня в форме брусков была гораздо удобнее, чем булыжная и постепенно таким покрытием замостили площадь перед Исаакиевским собором, Литейный и Вознесенский проспекты.

-5

Мощение диабазовой шашкой

Разновидность брусчатого покрытия дорог. Габбро-диабаз — разновидность гранита, добываемого в Карелии. Карельский габбро-диабаз имеет глубокий темно-серый, почти черный цвет.

-6

Мощение гранитными кубиками

Также является разновидностью брусчатого покрытия дорог.

-7

Гранитное покрытие

Гранит – самый твердый из природных материалов. Широко и используется в благоустройстве города и по сей день.

-8

Прогулка по Большой Морской: в поисках примеров мощений мостовых

На мой взгляд, идея с наглядным представлением, чем покрывали дороги Санкт-Петербурга в разное время — очень интересная. Но вот информации о них совсем мало. Если о деревянных и брусчатых дорогах — еще можно что-то найти, то, что касается более современных материалов — дела обстоят сложнее.

Спасибо, что дочитали до конца! А я напоминаю, что каждый день я выкладываю рассказ о какой-то интересной локации. Малоизвестная достопримечательность Большой Морской улицы в Петербурге – 28 статья в серии. Все посты по ссылке.

Подписывайтесь на канал, жмите палец вверх, рассказывайте о своих любимых достопримечательностях в комментариях!