...в исторической перспективе.
Специалисты считают, что древнерусские былины появились в IX-XII веках. Разброс немаленький — три столетия, но времени с тех пор прошло ещё больше. Поэтому базовые былинные сюжеты, которые можно проследить в мировой литературе с гораздо более ранних пор, обросли антуражем последующих веков.
Былина "Ставр Годинович" содержит несколько интересных нюансов.
Для начала: Ставр особой роли в сюжете не играет. Авторы пьесы "В ожидании Годо" и фильма "Любимая женщина механика Гаврилова" практически обошлись без появления заглавного героя из драматургических соображений. Публикаторы былины в XVII-XIX веках, которые назвали её по имени боярина, — мужские шовинисты...
...потому что в действительности центральным персонажем выступает энергичная феминистка Василиса Микулишна — жена Ставра Годиновича и старшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича.
В яркой завязке сюжета черниговский боярин Ставр — весельчак и мастер игры на гуслях — выпивает на пиру лишнего и хвастает перед князем Владимиром своей женой Василисой. Уязвлённый князь отправляет боярина в темницу: на этом активные функции Ставра заканчиваются...
...и начинается собственно сюжет. Василиса Микулишна ради спасения мужа переодевается мужчиной, приезжает ко двору князя под видом грозного татарского посла и требует выплатить дань за двенадцать лет, а вдобавок хочет жениться на племяннице князя. Та узнаёт в после женщину, но подыгрывает Василисе из женской солидарности и латентного феминизма.
Героиня благополучно справляется со всеми сложными испытаниями, которые князь устраивает ей как жениху. Делать нечего: свадьбе быть.
Кульминация, как и завязка, случается на пиру, только уже свадебном. Василиса — всё ещё в образе посла — выражает недовольство игрой гусляров, ублажающих слух гостей. Князь распоряжается вызвать Ставра, лучшего гусляра во всей округе...
...а когда боярин доставлен пред светлы очи князя, Василиса затейливо раскрывает свой обман. Князь Владимир вынужден признать, что феминистка его кругом одурачила и что Ставр Годинович хвастал своей женой не напрасно.
Во-первых, древняя былина радует откровенной демонстрацией женского превосходства над мужчинами.
Во-вторых, она содержит анахронизм: судя по требованию многолетней дани, действие происходит не раньше второй половины XIII века. Но князь Волот Святославич или Всеславич, он же Владимир Красно Солнышко, княжил на триста лет раньше — с 970 года в Новогороде и с 978 до смерти в 1015 году — в Киеве. Если речь о черниговском князе, то Владимир Давидович, сын Давида Святославича, княжил за сто лет до татарского нашествия — с 1139 по 1151 годы. Поэтому более достоверной представляется версия былины, где Василиса Микулишна выдавала себя за сына короля Ляховитского, то есть выходца из великого княжества Польско-Литовского.
В-третьих, анахронизмом выглядят имена персонажей. Русь прошла крещение ещё в конце Х века, но только Василиса и Давид, отец черниговского князя, носят христианские имена. Владимир или Волот, Святослав или Всеслав, Ставр, Микула — имена языческие. Киевский князь Владимир Красно Солнышко в крещении был Василием. Василисе для комплекта полагалось библейское отчество или языческое имя, как и Владимиру Давидовичу.
В-четвёртых, о причине заточения Ставра "в погреба глубокие". Судя по летописям, в 1118 году новгородские бояре чем-то сильно прогневали киевского князя Владимира Мономаха. Следствие и суд проходили в Киеве. Большинство бояр были освобождены, а сотский староста Ставр Гордятинич (не Годинович) оказался под арестом как виновник антикняжеских волнений. Жена тут ни при чём, как и князья — киевский Владимир Красно Солнышко или черниговский Владимир Давидович.
В-пятых, былина "Ставр Годинович" заодно со всей подобной литературой была запрещена большевиками в 1920-х—1930-х годах, во время очередных чисток русской литературы, проходивших по инициативе и под управлением Надежды Крупской. Есть в стране такая традиция.
И в-шестых, гендерную справедливость восстановили при экранизации былины: мультфильм 1975 года называется "Василиса Микулишна".
Как писал драматург Александр Володин в посвящении актёру Зиновию Гердту:
Правда почему-то потом торжествует.
Почему-то торжествует.
Почему-то потом.
Почему-то торжествует правда.
Правда, потом.
Ho обязательно торжествует.
Людям она почему-то нужна.
Хотя бы потом.
Почему-то потом.
Но почему-то обязательно.