Этот корабль был постоен и спущен на воду перед самой Первой мировой войной под именем «Петропавловск». Спустя годы он же стал одним из главных символов растущего могущества советского военно-морского флота под именем «Марат». Линкор совершал заграничные походы, демонстрировал свой флаг в чужих портах и участвовал в войнах, его изображения красовались на марках и открытках, о нем писали стихи и прозу. Как настоящий боевой корабль, он оставался в строю даже после того, как его чуть не уничтожил противник, и сыграл заметную роль в обороне Ленинграда. Великая Отечественная война застала «Марат» в Кронштадте - главной базе Балтийского военного флота. Крупных морских сражений на Балтике, как и в Первую мировую, не было, корабль оставался в базе, совершая переходы на временные позиции для обстрела сухопутных позиций немецких войск. Немцы сразу оценили результаты этих обстрелов и сделали все, чтобы вывести грозный корабль из строя. Правда, для этого потребовалось все мастерство германского аса-бомбардировщика Ганса-Ульриха Руделя. На своем пикировщике Ю-87 23 сентября 1941 года, в последний из трех дней первой массированной бомбардировки Кронштадта, на своем Ju-87 сбросить бомбу весом в тонну точно в артиллерийский погреб носовой башни главного калибра.Это привело к детонации боезапаса башни, и носовая часть линкора оказалась практически оторванной от корпуса. Передняя башня главного калибра полностью вышла из строя. Фок-мачта была буквально вырвана из палубы и отброшена на пирс. Погибли 326 человек, в том числе командир корабля, капитан второго ранга Павел Иванов. Быстро набравший воду в разрушенные носовые отсеки корабль опустился на дно и встал на ровный киль, доказав точность расчета, который провели еще дореволюционные корабелы: линкоры типа «Севастополь» должны были «тонуть, но не переворачиваться». За счет большой – до девяти с лишним метров – осадки «Марата» верхняя палуба продолжала оставаться над водой: глубина у стенки в Средней гавани Кронштадта составляла всего 11 метров.Сегодня можно только удивляться, как команде удалось не просто сохранить корабль, но и довольно быстро вернуть его в строй (хотя некоторые историки-ревизионисты настаивают на том, что «Марат» нужно считать уничтоженным). Через месяц с небольшим, 31 октября огонь по врагу вновь открыли две кормовые башни главного калибра. Через год удалось вернуть к жизни еще одну башню, вторую носовую, и ее орудия вновь обрушили огонь на гитлеровцев.Увы, вернуть корабль в прежнее боевое состояние в блокадном городе было невозможно, и до конца войны он провел в состоянии несамоходной плавучей батареи. В 1943 году ему вернули имя «Петропавловск», которое он носил до 1950 года. Затем его переименовали в «Волхов» и переквалифицировали в несамоходное учебное артиллерийское судно, а через три года списали и сдали на разделку. Гордость и символ предвоенного советского ВМФ прошел свой путь достойно, но время линкоров уже миновало.