В конкурсе на создание танка огневой поддержки участвовали все те же четыре фирмы: Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall. Предпочтение было отдано проекту KruppVK 2001(K), имевшему сблокированные попарно катки среднего диаметра на рессорной подвеске. Первые образцы PzKpfw IV (это название проект получил в апреле 1936 г.) были выпущены в 1936 г., а в октябре 1937 г. начато серийное производство Ausf. A. К марту 1938 г. удалось собрать 35 танков, которые имели слабую противопулевую защиту и уязвимые приборы наблюдения. Эти недостатки были частично ликвидированы во второй модели Ausf. B. Лобовое бронирование было увеличено с 15–20 до 30 мм, смотровые приборы получили броневые заслонки. Кроме того, танк оснастили более мощным двигателем и новой коробкой передач. Изменения коснулись внешнего вида и вооружения: курсовой пулемет был убран, а боекомплект сокращен до 80 снарядов (вместо 120) и 2700 патронов (вместо 3000). В период с апреля по сентябрь 1938 г. было выпущено 42 единицы PzKpfw IV Ausf. B. С сентября 1938 г. по август 1939 г. велось производство третьей модели Ausf. C. Главной особенностью этих машин оказалось бронирование спаренного с пушкой пулемета MG 34. Из других деталей можно отметить переделанные замки на надмоторной плите, а также измененный воздуховод на крыше башни. Начиная с серийного номера 80341, машины получили модернизированный двигатель Maybach HL 120 TRM с улучшенной системой зажигания. Изначально предполагалось выпустить 300 танков подобной модификации, однако позже заказ был сокращен до 140 единиц.
Ausf. D внешне был более похож на первую версию танка: верхняя лобовая плита корпуса вновь стала ломаной, а курсовой пулемет (уже с дополнительной защитой) установлен на прежнее место. В очередной раз усилили бронирование: борта и корма корпуса и башни закрывались 20-миллиметровой броней. Всего с октября 1939 г. по май 1941 г. было выпущено 229 танков этой модификации. Несмотря на все усилия разработчиков, броня PzKpfw IV оставалась слабой, что наглядно продемонстрировали боевые действия в Польше. Выпуск Ausf. E заметно улучшил эту ситуацию: нижнюю лобовую броню корпуса довели до 50 мм, над верхней лобовой плитой установили защиту толщиной 30 мм, а на бортах и корме она составила 20 мм. Кроме того, новая командирская башенка имела бронирование от 50 до 95 мм. С сентября 1940 г. по апрель 1941 г. было выпущено 223 единицы Ausf. E. Улучшение защиты PzKpfw IV продолжилось и в следующей модели. Ausf. F лишился бронированного экранирования, вместо которого была изменена толщина плит: лобовой верхней корпуса, башни и маски орудия — до 50 мм, бортов корпуса и башни, а также ее кормы — до 30 мм. Изменился и внешний вид: верхняя лобовая плита корпуса снова стала прямой, курсовой пулемет на этот раз убирать не стали. Всего с апреля 1941 г. по март 1942 г. было выпущено 462 танка Ausf. F. Работа над лучшим вооружением танка началась 19 февраля 1941 г. А. Гитлер лично распорядился оснастить танк 50-миллиметровой пушкой KwK 38 L/42, а позже внимание было переключено на более мощное орудие — 75-миллиметровую пушку с длиной ствола 40 калибров. Это должно было позволить PzKpfw IV эффективно противостоять танкам с мощным противоснарядным бронированием, делая боевую машину более универсальной и боеспособной. Конструкторы предприняли несколько попыток по установке различного дополнительного оборудования, однако вскоре было принято решение о разработке новой пушки. Причиной стало то, что советские Т-34 и КВ имели орудия большей мощности, за счет чего поражали немецкие танки со значительного расстояния. В результате фирмами Krupp и Rheinmetall была создана пушка с длиной ствола 43 калибра, получившая обозначение 7,5 cm KwK 40 L/43. Начальная скорость выпущенного из нее бронебойного снаряда составляла 770 м/с, тогда как базовое орудие могло обеспечить лишь 385 м/с. Танк, вооруженный KwK 40 L/43, получил обозначение Ausf. F2, позже был переименован в Ausf. G и выпускался под этим названием. Однако вместе с новым именем он постепенно стал получать и ряд нововведений. Сначала изменения были незначительными: появился новый двухкамерный тормоз, исчезли некоторые смотровые приборы, а дымовые гранатометы переместились на борта башни. Позже изменения стали более радикальными. Вновь была усилена броня: к 50-миллиметровой лобовой броне крепились плиты толщиной 30 мм. Весной 1943 г. изменилось и вооружение: длина ствола пушки была увеличена с 43 до 48 калибров, что позволило повысить ее бронепробиваемость. Модернизация танка продолжалась. В апреле 1943 г. началось производство Ausf. H. На первых порах разница с предыдущей моделью была незначительной: небольшие изменения бронирования, усиленные бортовые передачи и литые ведущие колеса. Однако изменения в модель, как и в случае с Ausf. G, вносились по ходу производства: укреплялись отдельные места, были ликвидированы некоторые смотровые приборы. Несколько позже изменились крепление для пулемета и положение кормовой плиты (она стала вертикальной, хотя на всех предыдущих моделях была наклонной). Проводились и другие нововведения, многие из них были направлены на удешевление производства. Выпуск Ausf. H осуществлялся до июля 1944 г. За это время собрали около 3800 единиц, что сделало данную модификацию самой распространенной. Стремление к удешевлению производства привело к появлению Ausf. J. Сначала PzKpfw IV лишился электропривода поворота башни, затем — пистолетных портов в корме и бортах. Позже модель обзавелась запасным 200-литровым топливным баком и дополнительной броней крыши корпуса. Танки этой модификации, конструкция которых неизменно упрощалась, выпускались до марта 1945 г. Всего было произведено 1758 единиц.
Поддержите канал – поставьте лайк.