Найти в Дзене

Храм Преображения Господня на Песках близ Арбата.Часть II.

Продолжение. Часть I здесь. После ареста в 1923 году отца Сергия Васильевича Успенского, место настоятеля, по некоторым сведениям, занял отец Владимир Анатольевич Богданов. Данные о службе отца Владимира в Спасопесковском храме разнятся. В некоторых источниках указывается, что «на Песках» Богданов служил в 1914-1915 гг., а в 1923 году находился в ссылке под Усть-Сысольском (ныне город Сыктывкар). В других – утверждается, что в июне 1923 года срок ссылки закончился, и Владимир Анатольевич возвратился в Москву и был назначен настоятелем Спасопесковского Храма. Но в 1924 был вновь арестован. Ясно одно, что Храм Преображения Господня присутствовал в судьбе отца Василия. И это повод, чтобы рассказать о судьбе этого священнослужителя. Василий Анатольевич Богданов родился в Москве 19 апреля 1865 года в семье зоолога, одного из основателей русской антропологии Анатолия Петровича Богданова. После окончания гимназии Василий поступил на физико-математический факультет Московского Университета, к
Храм Преображения Господня на Песках. 1910-е годы. Вид с крыши дома в Карманицком (Большом Толстовском) переулке. Источник изображения https://pastvu.com/p
Храм Преображения Господня на Песках. 1910-е годы. Вид с крыши дома в Карманицком (Большом Толстовском) переулке. Источник изображения https://pastvu.com/p

Продолжение. Часть I здесь.

После ареста в 1923 году отца Сергия Васильевича Успенского, место настоятеля, по некоторым сведениям, занял отец Владимир Анатольевич Богданов. Данные о службе отца Владимира в Спасопесковском храме разнятся. В некоторых источниках указывается, что «на Песках» Богданов служил в 1914-1915 гг., а в 1923 году находился в ссылке под Усть-Сысольском (ныне город Сыктывкар). В других – утверждается, что в июне 1923 года срок ссылки закончился, и Владимир Анатольевич возвратился в Москву и был назначен настоятелем Спасопесковского Храма. Но в 1924 был вновь арестован.

Ясно одно, что Храм Преображения Господня присутствовал в судьбе отца Василия. И это повод, чтобы рассказать о судьбе этого священнослужителя.

Владимир Анатольевич Богданов. Источник изображения https://www.pstbi.ccas.ru
Владимир Анатольевич Богданов. Источник изображения https://www.pstbi.ccas.ru

Василий Анатольевич Богданов родился в Москве 19 апреля 1865 года в семье зоолога, одного из основателей русской антропологии Анатолия Петровича Богданова. После окончания гимназии Василий поступил на физико-математический факультет Московского Университета, который окончил в 1888 году с отличием и степенью кандидата математики. После окончания 12 лет преподавал точные науки в 1-м реальном училище Москвы. В эти же годы был членом нескольких научных обществ. С 1900 по 1914 гг. был заместителем (товарищем, как говорили тогда) директора отдела прикладной физики Московского Политехнического музея. Одновременно работал в московской Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для рабочих.

Владимир Анатольевич Богданов. Источник изображения https://www.pstbi.ccas.ru
Владимир Анатольевич Богданов. Источник изображения https://www.pstbi.ccas.ru

По воспоминаниям современников отца Владимира, еще в юности стремление к научным знаниям и глубокая вера боролись в нем. И несмотря на такой долгий путь учёного Вера победила. Хотя, как писал Эйнштейн: "Чем больше я изучаю мир, тем крепче моя вера в Бога".

17 мая 1914 года Владимир Анатольевич Богданов был рукоположен в сан иерея в Успенском соборе Московского Кремля. Был целибатным, то есть холостым священником, что являлось и является практически уникальным явлением для Русской Православной Церкви. За многовековую историю РПЦ целибатных священников было всего несколько человек, так как приятие сана подразумевает обычно либо монашество, либо «наличие» жены.

Владимир Анатольевич Богданов. Источник изображения https://www.pstbi.ccas.ru
Владимир Анатольевич Богданов. Источник изображения https://www.pstbi.ccas.ru

В течение последующих 8 лет отец Владимир служил в различных московских храмах: Спасопесковском, Храме Священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе, Храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате и других.

В июле 1922 года был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Бутырскую тюрьму. Оттуда этапирован в ссылку в Вятку. Далее, как было написано выше, сведения о судьбе отца Владимира расходятся. Точно известно, что 13 апреля 1927 года он провел последнюю службу в одном из московских храмов.

Владимир Анатольевич Богданов. Источник изображения https://www.pstbi.ccas.ru
Владимир Анатольевич Богданов. Источник изображения https://www.pstbi.ccas.ru

В 1929 году, уже будучи тяжелобольным, Владимир Анатольевич перебрался в окрестности Сергиева Посада, где и скончался 10 ноября 1931 года. Был похоронен на Вознесенском кладбище Сергиева Посада. После ликвидации Вознесенского кладбища перезахоронен на Старом городском кладбище Сергиева Посада.

Следующим настоятелем после отца Владимира Богданова, в 1923 году стал Щукин Сергей Николаевич.

Сергей Николаевич Щукин. Источник изображения https://krimoved-library.ru
Сергей Николаевич Щукин. Источник изображения https://krimoved-library.ru

Сергей Николаевич Щукин родился 17 сентября 1872 года в семье потомственного священника в Великом Устюге. После окончаниядуховного училища продолжил образование в Вологодской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии.

После окончания Академии в 1898 году Сергей Николаевич был вынужден переехать в Крым, этого требовала болезнь лёгких (туберкулёз). Поселившись в Ялте, отец Сергей стал преподавателем церковноприходской школы в небольшом посёлке Аутка (ныне посёлок Чехово). Спустя некоторое время Сергей Николаевич женился на учительнице этой школы Лидии Николаевне Подгурской.

Дети супругов Щукиных. 1912 год .Источник изображения https://krimoved-library.ru
Дети супругов Щукиных. 1912 год .Источник изображения https://krimoved-library.ru

В конце того же 1898 года отец Сергей познакомился с А.П.Чеховым. Знакомство переросло в близкую дружбу. Уже после смерти писателя Сергей Николаевич опубликовал свои воспоминания об Антоне Павловиче. Вот как Щукин описывает знакомство с Чеховым: «В 1898 году, осенью, в Ялте стали говорить, что приехал А. П. Чехов…все им очень интересовались и старались увидать. Бывали назойливы…

Был год голода. Собирали пожертвования. В ялтинском "Крымском курьере" напечатали, что Чехов тоже принимает пожертвования… к нему потянулось с пожертвованиями много людей…Пошел и я; был я учителем народной школы и понес несколько собранных от школы рублей…

Чехова я представлял в своем воображении ясно, но, как оказалось, до такой степени другим, что не только в первый момент, когда мне навстречу вышел из второй комнаты высокий, спокойный человек, но и потом, во время разговора с ним, я не признал в нем А. П-ча. "Верно, - думал я, - его нет дома и кто-то другой принимает меня".

Пригласив сесть, Чехов ушел во вторую комнату написать квитанцию в получении денег. Потом, когда отдал ее, сел и разговорился. И по мере того как говорил, его глаза стали смотреть ласковее, речь сделалась мягкой…Антон Павлович спрашивал, давно ли я в Ялте, почему поступил учителем церковной школы; узнав во мне северянина, он еще более оживился и сообщил, что получает газету "Северный край", которая в то время выходила в Ярославле.

А. П-ч встал и принес мне последние номера газеты.

- Возьмите себе, - сказал он, - вам это, наверно, будет интересно. - И потом, когда я уходил, он говорил: - Заходите ко мне вечером, непременно заходите. - Провожая, увидал мое пальто. Шел, кажется, ноябрь, на дворе стоял холод, а пальто было летнее. Чехов удивился. - Слушайте, - сказал он, - так лечиться нельзя, вам надо теплое пальто…

Через два или три дня мне принесли с почты несколько новых номеров "Северного края"; адрес был написан знакомым - по квитанции - почерком Антона Павловича. Прошло два дня, и опять принесли газету. И это установилось постоянно: каждые два-три дня я получал ее по городской почте с адресом, надписанным рукою Чехова...».

Как начинающий литератор, Сергей Николаевич нередко приносил свои произведения А.П.Чехову.

В 1900 году отец Сергей переведен в Троицкий Собор Керчи.

В 1902 году Щукин вновь возвращается в Ялту. Он назначен вторым священником Александро-Невского Собора и преподавателем Закона Божия в Ялтинскую женскую гимназию.

В 1904 году, после смерти А.П. Чехова, в гимназии отец Сергий отслужил панихиду по великому писателю.

1905 год - восстание на «Потемкине», демонстрации и погромы. Несколько ялтинских священников тайно собираются, чтобы обсудить эти события. Об этом собрании стало известно церковному начальству. Отец Сергей, как председатель собрания, был уволен со всех должностей и выслан из Ялты.

Лишь спустя 5 лет, в 1910 году, благодаря многочисленным ходатайствам прихожан Храма, учителей гимназии и родителей учениц, Сергею Николаевичу удаётся вернуться в Ялту. Он получает приход Аутской Успенской церкви и возобновляет преподавание в гимназии.

Отец Сергей Щукин (слева) у Аутского Храма. Начало XX века. Источник изображения https://krimoved-library.ru
Отец Сергей Щукин (слева) у Аутского Храма. Начало XX века. Источник изображения https://krimoved-library.ru

В годы служения в Аутском Храме появляется как истинный подвижник. Он помогает бедным, духовно окаймляет страждущих, организует помощь туберкулёзным больным, спасает евреев от погромов. Сергей Николаевич был любим и почитаем в самых беднейших слоях Ялтинского общества, среди людей разных национальностей и вероисповеданий. До сегодняшнего дня во многих ялтинских семьях сохранились фотографии отца Сергея, его личные вещи и документы, связанные с ним.

Весной 1921 года о.Щукин был арестован. В Харьковской тюрьме он заболел тифом. Через год, весной 1922 года Сергей Николаевич был переведен в одну из Московских тюрем, из которой был выпущен как тяжелобольной. Далее сведения о судьбе о. Щукина расходятся. По одним данным после выхода из тюрьмы отец Сергей сразу же уехал в Ялту. Там он некоторое время продолжал службу в Аутском храме и возвратился в Москву лишь в 1925 году после закрытия церкви.

По другим сведениям. Из Ялты Сергей Николаевич вернулся практически сразу же, так как его Храм уже был закрыт и разрушен. В Москве он некоторое время он служит в Храме Богоявления Господня в Дорогомилово (разрушен в 1938 году, современный адрес Большая Дорогомиловская, дом 1).

В 1925 году распоряжением церковного начальства отец Сергей назначается настоятелем Храма Преображения Господня на Песках. На этом посту он продолжает свою миссионерскую деятельность. Вместе с семьёй Сергей Николаевич жил в одном из домов рядом с Храмом.

8 октября 1931 года отец Сергей Николаевич Щукин трагически погиб. Он был сбит машиной и через несколько часов скончался в больнице.

В среде духовных чад отца Сергея, это трагическое событие породило много слухов: говорили, что отец Сергий погиб, спасая ребенка, кто-то считал, что автомобиль был направлен ОГПУ.

Лишь недавно, истинная история гибели Сергея Николаевича стала известна благодаря находке ялтинских краеведов. В семейном архиве одной из ялтинских семей, чьи предки были ученицами отца Сергея сохранилось письмо, подробно описывающее это горестное событие.

«…тысячная масса шла за гробом. Провожали 6 священников в полном облачении, от самого начала пути до могилы и всю дорогу провожающий народ пел священные молитвы. В толпе его иначе не называли, как «праведник», при отпевании в церкви было много слез, плакали во всю церковь… По пути сделали остановку у Драгомиловского собора, где Сергей Николаевич раньше служил. И на улице, несмотря ни на что, остановили движение, и трамваи, и проезжих, была отслужена панихида. Катафалк и гроб утопали в цветах…

…я узнала некоторые подробности. Сергей Николаевич в день своего ангела 8/Х … будучи свободен от своей службы, он пошел уже просто помолиться в Драгомиловский собор (где раньше служил). Оттуда на трамвае домой, и вот, сойдя с трамвая, переходил дорогу, ехал грузовой автомобиль, который Сергей Николаевич пропустил, но на пути автомобиля оказалось препятствие, говорят, шла женщина с ребенком; автомобиль круто остановился, но так как автомобиль шел в гору, то по инерции он сделал движение назад и в этот момент наскочил на Сергея Николаевича. Очевидцы сейчас же прибежали и сказали Лидии Николаевне (надо думать, что расстояние до дома было незначительное). В институте он пролежал и, не приходя в сознание, умер через 2—3 часа…». *

Вероятно, трагедия случилась где-то на Арбате, недалеко от Спасопесковского переулка.

Улица Арбат от Спасопесковского переулка в сторону центра. 1910-е годы. Источник изображения https://pastvu.com
Улица Арбат от Спасопесковского переулка в сторону центра. 1910-е годы. Источник изображения https://pastvu.com

Сергей Николаевич Щукин был похоронен на Дорогомиловском кладбище. В конце 1930-х годов в связи с ликвидацией кладбища был перезахоронен на Введенском кладбище Москвы.

После гибели в октябре 1931 года отца Сергея Николаевича Щукин настоятелем Спаса на Песках стал Сергей Михайлович Успенский. Сергей Михайлович приходился родным племянником отцу Сергею Васильевичу Успенскому.

Сергей Михайлович Успенский родился 1878 году в семье потомственного священника, в Можайске, где в одном из Храмов города его отец Михаил Иванович Успенский был настоятелем.

Получив духовное образование в Московском Донском и московском Заиконоспасском духовных училищах, и в Московской Духовной семинарии, в 1901 году был назначен на должность псаломщика в храме Климента Папы Римского на Пятницкой улице в Москве. В том же 1901 году он женился на Анне Петровне Розановой. В семье Успенских было трое детей.

По воспоминаниям современников Сергей Михайлович обладал сильным, профессиональным голосом. В 1900 году он был принят солистом в Большой театр без конкурса. Но всё же выбрал духовную стезю.

В 1904-1910 гг. отец Сергей служил в Храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Лыщиков переулок, дом 10).

В 1910 году Сергея Михайловича переводят в Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", что в Новой Конюшенной слободе (1й Неопалимовский переулок, снесена 1930 году), где он прослужил почти 20 лет, вплоть до закрытия Храма в 1929 году. В 1924 году отец Сергей стал настоятелем этого Храма.

Сергей Михайлович стал последним настоятелем Спасопесковского Храма. Данные о закрытии Спаса на Песках разнятся: в некоторых источниках указывается дата 1931 год, в других 1933 год. После закрытия Спасопесковского Храма, отец Сергей был переведен настоятелем в расположенный недалеко Храм Николая Чудотворца на Щепах (1-й Смоленский переулок, дом 20).

Как и его дядя, Сергей Михайлович был истинным пастырем. Во всех Храмах, где служил отец Сергей число прихожан всегда увеличивалось в разы. В 1920 – е годы Сергей Михайлович в силу своих скромных возможностей заботился о семьях репрессированных. Помогал материально и духовно.

Сергей Михайлович был арестован 29 января 1933 года. По сохранившимся воспоминаниям родных, отца Сергия поздно вечером попросили приехать к тяжело больному. У Храма его ждала машина с сотрудниками НКВД.

Сергей Михайлович Успенский. Фотография из уголовного дела. Изображение из открытых источников.
Сергей Михайлович Успенский. Фотография из уголовного дела. Изображение из открытых источников.

Сергей Михайлович был обвинён в антисоветской агитации и создании молодежной христианской организации, и проговорён к 3 годам ссылки. Отбыв один год в Вологодской области, отец Сергей был освобождён по болезни. Ему было запрещено жить в крупных городах и служит в церкви.

После возвращения из ссылки, Сергей Михайлович жил в Можайске в семье сына.

30 ноября 1937 года отец Сергей был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорен к высшей мере.

19 декабря 1937 года Сергей Михайлович был расстрелян на Бутовском полигоне.

14 декабря 1955 года был реабилитирован Президиумом Московского областного суда.

Канонизирован определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 г.

Источник изображения https://azbyka.ru
Источник изображения https://azbyka.ru

К сожалению, Сергея Михайловича постоянно путают с его дядей Сергеем Васильевичем Успенским. На интернет-просторах часто можно встретить высказывание, что «последний настоятель Храма Сергей ВАСИЛЬЕВИЧ Успенский был расстрелял в 1933 году».

Поэтому, позволю себе повториться:

Сергей ВАСИЛЬЕВИЧ Успенский был настоятелем Спасопесковского Храма с 1882 года по 1923 год. Скончался в 1930 году по естественным причинам. Иногда, в духовной литературе его называют Сергей Успенский-старший.

Сергей Васильевич Успенский в молодости.
Сергей Васильевич Успенский в молодости.

Его племянник, Сергей МИХАЙЛОВИЧ Успенский был настоятелем Храма в 1931 году. Расстрелян 19 декабря 1937 года, спустя 6 лет, после закрытия Спасопесковского Храма. Сергея Михайловича принято называть Сергеем Успенским-младшим.

Путаницы добавляет еще и тот факт, что оба Сергея Успенских были изображены на незаконченной картине Павла Корина «Реквием. Русь Уходящая».

П.Корин. "Реквием. Русь Уходящая". Государственная Третьяковская Галерея. Источник изображения https://my.tretyakov.ru
П.Корин. "Реквием. Русь Уходящая". Государственная Третьяковская Галерея. Источник изображения https://my.tretyakov.ru

Идея создания картины появилась у Павла Дмитриевича Корина в 1925 году, после похоронах патриарха Тихона в Донском монастыре, на которых Корин присутствовал вместе с Михаилом Васильевичем Нестеровым.

Работу над картиной Павел Дмитриевич продолжал практически всю жизнь с 1925 по 1959 гг., но так и не закончил.

В 1925-1930 гг. Корин писал этюды к задуманной работе – многочисленные портреты московских священнослужителей, в числе которых были и Успенские.

Портрет Сергея ВАСИЛЬЕВИЧА был написан в 1929 году. По воспоминаниях внучки Успенского, Сергей Васильевич позировал художнику в его студии.

П.Корин. Сергей Успенский-старший.  Источник изображения https://my.tretyakov.ru
П.Корин. Сергей Успенский-старший. Источник изображения https://my.tretyakov.ru

Сергей МИХАЙЛОВИЧ согласился позировать только после личной просьбы М.В.Нестерова. Его портрет был написан позже, в 1931 году, когда отец Сергей был уже настоятелем Спаса на Песках, и сеансы проходили в помещении церкви.

П.Корин. Сергей Успенский-младший. Источник изображения https://my.tretyakov.ru
П.Корин. Сергей Успенский-младший. Источник изображения https://my.tretyakov.ru

Оба портрета - Сергея Васильевича Успенского и Сергея Михайловича Успенского - хранятся сегодня в Государственной Третьяковской Галереи.

На сегодня всё.

Продолжение следует.

*При написании статьи использованы материалы из книги З.Г.Ливицкой "В поисках Ялты. Записки музейщика" - 2019 г, Симферополь, Издательство " Нижняя Ориадна".