Окончание. Начало здесь.
После закрытия Храма, здании некоторое время пустовало и готовилось к сносу.
В 1933 году началось строительство ответвления от основной линии метро «Парк Культуры – Сокольники» перегона «Охотный ряд – Смоленская». Сегодня это часть Филёвской линии. Прокладка тоннеля велась открытым способом.
Котлован был раскопан в нескольких метрах от фундамента Церкви. В этот момент и «пригодилось» здание Храма, как технический склад Метростроя.
В 1935 году после открытия Московского метро, склад был ликвидирован, и Храм превратился в … большую коммунальную квартиру.
Расселили жильцов только в 1955 году и после ремонта, здание передали Кукольной студии Союзмультфильма.
Избитая фраза: «Здесь родились крокодил Гена и Чебурашка». Да, это действительно так.
Я помню эту первую «встречу». Мы идём с бабушкой по Арбату. Она ведет меня за руку. Тротуар такой узкий, что вдвоем разойтись сложно, поэтому меня постоянно толкают. Бабушка поворачивает в какой-то переулок. Обычно этим переулком мы не ходили. Первый снег. Пасмурно. Ещё не вечер, но в окнах уже зажигается свет. Мы идём по переулку, проходим мимо белого, странной формы здания, в котором светятся все окна. Бабушка подводит меня почти вплотную к одному из окон, останавливается и говорит: «Смотри!». Окно почти на уровне моих глаз. И на подоконнике внутри я вижу их … Гену и Чебурашку.
Скажу честно, никогда не любила кукольные мультфильмы, кроме «Чебурашки». Самой любимой была серия, где Чебурашка хотел стать пионером. Как раз в это время наш класс готовился вступить в октябрята. Мы учились ходить строем, учили Клятву октябрёнка. Поэтому нравственные страдания Чебурашки по поводу непринятия его в пионеры в точности передавали моё тогдашнее состояние.
В том же году, на 7 ноября, бабушка подарила мне маленького Чебурашку. Сделан он был из нового, модного тогда пластика, и был почему-то голубого цвета. Розовой была только мордочка. Но, несмотря на это, он стал моим любимцем.
Голубой Чебурашка был со мной везде: купался со мной, делал уроки, ходил в школу в ранце и даже катался с горки, сидя в кармане пальто. Увы, «высокотехнологичная современная» пластмасса не могла выдержать такой насыщенной жизни. У моего друга постоянно, что-то отламывалось. К счастью, в то же время папа приобрел новый суперклей «Момент», благодаря которому Чебурашка возрождался приблизительно раз в неделю.
Но всё же настал час, когда с «травмами» не справился даже «Момент», и мой любимчик канул в небытие.
Попав в Храм в начале 2000-х уже в качестве прихожанки, я была удивлена довольно небольшим внутренним пространством. Конечно, во время больших праздников в Храме размещается очень много людей, но для студии, с оборудованием, огромными съёмочными столами, мастерскими, множеством сотрудников, помещению просто крохотное. Есть свидетельства, работников студии, что помещение было разделено на два этажа деревянными перекрытиями. Вероятно, речь идёт об алтаре, так как в «основном зале» потолки достаточно низкие, чтобы «сделать» два этажа.
И всё же, как это неудивительно, всё советские кукольные мультфильмы были созданы именно здесь, в Спасе на Песках.
В 1991 году Храм был возвращен РПЦ. Вновь созданная община претендовала также и на бывшие доходные дома Церкви, расположенные на Спасопесковской площади. Так как почти все дома на тот момент, да и сегодня тоже, были жилыми - их надо было расселить. А вернее, необходимо было выкупить приватизированные квартиры (многие коммунальные, с несколькими хозяевами) и купить владельцам соответствующие по цене и условиям жильё. Таких средств у общины не оказалось, городские власти не захотели взять на себя эти немаленькие расходы. И приходу удалось получить в собственность лишь небольшой деревянный дом, называемый сегодня на туристических картах домом причта (переулок Каменная Слобода, дом 2/1 строение 3) и полуподвальный этаж одного из жилых домов.
Союзмультфильм «выезжал» из Храма около 5 лет. Первая служба в полностью освобожденном здании прошла в декабре 1995 года. Начались реставрационные и восстановительные работы. Около 7 лет внутренняя роспись Храма отсутствовала. Стены и потоки «стояли» выбеленными. Несмотря на то, что сейчас храм богато расписан и соответствует архитектурным церковным канонам, белые стены, и особенно потолки, создавали ощущения воздуха, света и свободы.
Роспись стен началась в конце 2002 года и закончилась в 2004 году.
В конце 2006 года Храм посетил, провел освящение и праздничную службу Патриарх Алексий II, а в 2012 году –Патриарх Кирилл.
Оба раза объявления о предстоящем важном мероприятии были задолго вывешены в самом Храме и расклеены по району. На праздничную службу приглашались все желающие. Но, как в первый, так и во второй раз, за несколько часов до приезда начальства, все прилегающие к Храму переулки были плотно оцеплены, и на службу удалось попасть только проверенной пастве.
Расположенные в близи Храма театральные вузы и театры придали Храму некоторую «артистичность». Часто перед началом сессии, а особенно перед началом вступительных экзаменов, в Храме можно увидеть студентов и абитуриентов театральных вузов, «усиленно» ставящих основательные свечки за успешную сдачу экзаменов.
Прихожанами Церкви были и есть многие актеры, живущие и работающие рядом.
В своё время на службе можно было встретить Михаила Михайловича Державина с супругой
Ирину Петровну Купченко. После вечерних служб Ирину Петровну всегда встречал муж – Василий Семёнович Лановой. Он всегда ждал её на улице, даже в самую ненастную погоду никогда не заходил внутрь Храма. Вероятно, Василий Семёнович был убежденным атеистом.
В 2008-2009 годах в Храме к роли отца Александра в фильме «Поп» готовился Сергей Васильевич Маковецкий. Причём готовился в буквальном смысле слова – прислуживал в Храме в качестве алтарника.
С введением в 2010 годах в школах предмета «ОРКСЭ» (Основы религиозных культур и светской этики) священнослужители Спасопесковского Храма с согласия руководства школы и родителей стали преподавать курс «Основы православной культуры» в соседней Школе № 1231 имени В.Д.Поленова.
Небольшая московская старинная церковь, «спрятавшаяся» в тихом переулке шумного Арбата, за свои 350 лет видела многое и многих, умирала и возрождалась. Сегодня она продолжает свой неповторимый путь, доставляя нам радость и утешение.
На сегодня всё.