Найти тему
Жизнь советского человека

Полковник, за которого душманы готовы были заплатить миллион. Как спас он десант в Чечне, сам смертельно раненый?

Принцип воспитания детей в этой семье был предельно прост - старшие помогают младшим, младшие - кому могут. Такой девиз пронесёт через всю свою жизнь один из них, Николай - Герой Советского Союза, Герой России, ставший известным на всю страну. И единственным в истории, кому оба звания были присвоены за подвиги во время военных действий.

На "рабочем месте"
На "рабочем месте"

Он родился в Казахстане, в селе Таскудук, что в переводе значит «колодец звёзд». Семья была интернациональной: отец - казах, мама - немка. Мальчишка мечтал о небе, хотел стать гражданским пилотом. Помогал отцу, подвозившему топливо для самолета-кукурузника, обрабатывающего посевы от вредителей.

Получив аттестат зрелости, Коля Майданов с другом отправился поступать в Актюбинское училище гражданской авиации. Товарища забраковала медкомиссия. В знак солидарности Николай, успешно сдавший экзамены, отказался от учебы. Предать друга, поступить иначе не мог.

Весной Майданова призвали на действительную службу в ГДР, водителем у командира части. Этот человек, Е. И. Костелевский, оказал решающее влияние на судьбу солдата. Узнав об его мечте, предложил стать военным летчиком. Лично готовил подчиненного к экзаменам по математике. После демобилизации Майданов вернулся домой в погонах курсанта Саратовского высшего военного училища.

С семьёй / Майданов Николай Саинович
С семьёй / Майданов Николай Саинович

Служил в ряде военных округов. Прошагал путь от лейтенанта, пилота вертолета, до полковника, командира авиаполка. 4000 часов в небе, из них - почти половина в Афганистане, Дагестане, Чечне. Его винтокрылая машина стала для десантников символом жизни и спасения в самых безнадёжных ситуациях.

В небе Николай Саинович действительно чувствовал себя, как птица. Он летал на разных типах вертолетов - Ми-6, Ми-8, Ми-24. Чувствовал машину, она слушалась его. Высокий профессионализм, разумный риск сделали летчика настоящим асом. В 1984 году его отправили в Афганистан на полтора года.

Тут Майданов освоил, неоднократно применил новый метод работы на Ми-8. Советские вертолеты в разреженном воздухе гор становились непослушными. Николай Саинович разгонял машину как самолёт, затем камнем падал с вершины гор. Применял тактику покачивания, запрещённую нормативами. Но именно эти уловки давали возможность нашим машинам уходить от вражьих пуль, сохраняли жизни экипажу, пассажирам.

Андрей Громыко и Николай Майданов. Награждение, 1988 год
Андрей Громыко и Николай Майданов. Награждение, 1988 год

В 1987 - вторая командировка в Афган. Майданов мог отказаться, ведь посылали не его, а необстрелянного сослуживца. Но он понимал, что принесет больше пользы, чем молодой пилот. Именно тогда его стали называть Колей-счастливчиком. Однажды Майданов нарушил приказ, и его отстранили от полетов. Опала была недолгой, вышестоящее начальство разобралось в ситуации.

Тогда два вертолета Ми-8 высадили группу десантников в указанный квадрат, а через несколько минут, оценив положение, забрали ее обратно. Ребятам предстоял бой с душманами. Подвела разведка - бандитов оказалось гораздо больше, чем предполагали советские командиры. Оставить десантников означало обречь их на верную гибель. Майданов принял решение и скомандовал посадку.

В Афгане совершил свыше 1250 боевых вылетов, доставил на базу 85 раненых, перевез более 1000 десантников, 100 тонн различных грузов. Его жизнь бандиты оценили в миллион афгани. Сослуживцы помнят, как Саиныч вывозил раненых разведчиков из Газни. Грузились в салоны под прикрытием машины Майданова. Бандиты стреляли из гранатомётов. Но Николай Саинович не взлетел, пока все раненые не разместились в салоне.

Погрузка раненых в вертолёт в Чечне
Погрузка раненых в вертолёт в Чечне

Бой с «Черными аистами», смертниками высокой боевой выучки, случился летом 1988 года в горах Хайрокота. Здесь наших спецназовцев ждала неудача. Оба вертолета с десантниками были подбиты, упали в арык.Пятеро ребят погибло, остальные двадцать пять заняли круговую оборону. На помощь помчались 10 вертолетов, руководил ими Майданов. Грузились в его машину, остальные прикрывали погрузку огнем.

Потеряли десантника, сидевшего в шоковом состоянии в арыке, нашли и загрузили его силой. Взлетал Майданов по-самолетному, места для разбега было мало, внизу - пропасть. Бандиты даже прекратили стрелять, ожидая падения. А потом было уже поздно - Саиныч ушел.

В 1988 году Майданов стал Героем Советского Союза. Окончив академию, получил должность командира полка в п. Агалаково. Никогда не пользовался привилегиями. В 90-е, когда задерживали денежное довольствие, получал зарплату как все - вместе с сослуживцами.

Герой Советского Союза, Герой России Федерации Н.С. Майданов со своим бортмехаником, будущим Героем Российской Федерации А.В. Лебедем
Герой Советского Союза, Герой России Федерации Н.С. Майданов со своим бортмехаником, будущим Героем Российской Федерации А.В. Лебедем

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Потом, отказавшись от престижной штабной должности, отправился в новую горячую точку - на Северный Кавказ. Там и погиб в Аргунском ущелье 29 января 2000 года, спасая десант. Снайперская пуля рикошетом угодила ему прямо в сердце. Невероятным усилием, до последней возможности Николай Саинович не выпускал штурвал из рук. И только когда внизу возник «родной» аэродром, затих навсегда. Вертолёт посадил 2-й пилот. Николай Саинович Майданов ушёл в вечность, успев в последний раз спасти ещё десятки жизней.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.