Принцип воспитания детей в этой семье был предельно прост - старшие помогают младшим, младшие - кому могут. Такой девиз пронесёт через всю свою жизнь один из них, Николай - Герой Советского Союза, Герой России, ставший известным на всю страну. И единственным в истории, кому оба звания были присвоены за подвиги во время военных действий.
Он родился в Казахстане, в селе Таскудук, что в переводе значит «колодец звёзд». Семья была интернациональной: отец - казах, мама - немка. Мальчишка мечтал о небе, хотел стать гражданским пилотом. Помогал отцу, подвозившему топливо для самолета-кукурузника, обрабатывающего посевы от вредителей.
Получив аттестат зрелости, Коля Майданов с другом отправился поступать в Актюбинское училище гражданской авиации. Товарища забраковала медкомиссия. В знак солидарности Николай, успешно сдавший экзамены, отказался от учебы. Предать друга, поступить иначе не мог.
Весной Майданова призвали на действительную службу в ГДР, водителем у командира части. Этот человек, Е. И. Костелевский, оказал решающее влияние на судьбу солдата. Узнав об его мечте, предложил стать военным летчиком. Лично готовил подчиненного к экзаменам по математике. После демобилизации Майданов вернулся домой в погонах курсанта Саратовского высшего военного училища.
Служил в ряде военных округов. Прошагал путь от лейтенанта, пилота вертолета, до полковника, командира авиаполка. 4000 часов в небе, из них - почти половина в Афганистане, Дагестане, Чечне. Его винтокрылая машина стала для десантников символом жизни и спасения в самых безнадёжных ситуациях.
В небе Николай Саинович действительно чувствовал себя, как птица. Он летал на разных типах вертолетов - Ми-6, Ми-8, Ми-24. Чувствовал машину, она слушалась его. Высокий профессионализм, разумный риск сделали летчика настоящим асом. В 1984 году его отправили в Афганистан на полтора года.
Тут Майданов освоил, неоднократно применил новый метод работы на Ми-8. Советские вертолеты в разреженном воздухе гор становились непослушными. Николай Саинович разгонял машину как самолёт, затем камнем падал с вершины гор. Применял тактику покачивания, запрещённую нормативами. Но именно эти уловки давали возможность нашим машинам уходить от вражьих пуль, сохраняли жизни экипажу, пассажирам.
В 1987 - вторая командировка в Афган. Майданов мог отказаться, ведь посылали не его, а необстрелянного сослуживца. Но он понимал, что принесет больше пользы, чем молодой пилот. Именно тогда его стали называть Колей-счастливчиком. Однажды Майданов нарушил приказ, и его отстранили от полетов. Опала была недолгой, вышестоящее начальство разобралось в ситуации.
Тогда два вертолета Ми-8 высадили группу десантников в указанный квадрат, а через несколько минут, оценив положение, забрали ее обратно. Ребятам предстоял бой с душманами. Подвела разведка - бандитов оказалось гораздо больше, чем предполагали советские командиры. Оставить десантников означало обречь их на верную гибель. Майданов принял решение и скомандовал посадку.
В Афгане совершил свыше 1250 боевых вылетов, доставил на базу 85 раненых, перевез более 1000 десантников, 100 тонн различных грузов. Его жизнь бандиты оценили в миллион афгани. Сослуживцы помнят, как Саиныч вывозил раненых разведчиков из Газни. Грузились в салоны под прикрытием машины Майданова. Бандиты стреляли из гранатомётов. Но Николай Саинович не взлетел, пока все раненые не разместились в салоне.
Бой с «Черными аистами», смертниками высокой боевой выучки, случился летом 1988 года в горах Хайрокота. Здесь наших спецназовцев ждала неудача. Оба вертолета с десантниками были подбиты, упали в арык.Пятеро ребят погибло, остальные двадцать пять заняли круговую оборону. На помощь помчались 10 вертолетов, руководил ими Майданов. Грузились в его машину, остальные прикрывали погрузку огнем.
Потеряли десантника, сидевшего в шоковом состоянии в арыке, нашли и загрузили его силой. Взлетал Майданов по-самолетному, места для разбега было мало, внизу - пропасть. Бандиты даже прекратили стрелять, ожидая падения. А потом было уже поздно - Саиныч ушел.
В 1988 году Майданов стал Героем Советского Союза. Окончив академию, получил должность командира полка в п. Агалаково. Никогда не пользовался привилегиями. В 90-е, когда задерживали денежное довольствие, получал зарплату как все - вместе с сослуживцами.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Потом, отказавшись от престижной штабной должности, отправился в новую горячую точку - на Северный Кавказ. Там и погиб в Аргунском ущелье 29 января 2000 года, спасая десант. Снайперская пуля рикошетом угодила ему прямо в сердце. Невероятным усилием, до последней возможности Николай Саинович не выпускал штурвал из рук. И только когда внизу возник «родной» аэродром, затих навсегда. Вертолёт посадил 2-й пилот. Николай Саинович Майданов ушёл в вечность, успев в последний раз спасти ещё десятки жизней.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.