Я умудряюсь не знать, как я пишу. По наитию пишу. Иных, это чувствующих, это бесит. Кого в большей, кого в меньшей мере. Могу рассказать один нюанс… Бывает, я чую какое-то бессилие писать. Так я и не пишу. Жду, когда мне захочется. Будто муза какая-то ко мне то прилетает, то улетает. А иногда, наоборот, аппетит приходит во время еды. – Сейчас вот – именно этот случай.
Дело в том, что есть такой историк искусства Кира Долинина, много пишущая об изобразительном искусстве и практически никогда не разрешающая себе анализировать произведения. Даёт сразу синтез и часто – не по одной картине, а по целому творчеству художника имярек. Ну а я обожаю анализ. Так она для меня, получается, кладезь тем для спора. Спора тем паче, что она, либерал и люто ненавидит советскость, а я – наоборот. Хоть в СССР был диссидентом. Левым. (Их наличие в конце существования СССР некоторые считают вообще сомнительным: общее-то движение было – предательство коммунизма.)
Но я отвлёкся…
Я утром встал, исполнил всё полагающееся бытом, сел за компьютер, открыл очередную страницу книги Киры Долининой. – Жилинский. – Пробежал несколько строк. Потом открыл посмотреть, что у меня есть по этому Жилинскому. И… Опупел. – Почти одними словами о нём мы оба пишем!
Она:
«Он, может быть, самый последовательный в советском искусстве певец «человека творческого труда». Пианисты, дирижеры, скрипачи, художники, скульпторы, писатели – не портретная галерея, а какой-то гимн советской интеллигенции. И даже гимнасты на его самой знаменитой картине середины 1960-х годов выглядят так будто только на миг, ради заботы о красоте тела, отложили книги и перья, которыми они лакировали души. У Жилинского над людьми искусства всегда парит ангел с трубой славы, Сами герои глядят не на вас, а прямо в вечность, спины их прямы, а глаза бездонны. Это не «реалистические» портреты, это явно «портреты души». Так прекрасный именно в своей некрасивости Святослав Рихтер у Жилинского предстает чуть ли не Цезарем, голубые (а они у него как будто действительно были голубыми) глаза Пушкина распахнуты миру, как у Аленки с одноименной шоколадки» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=71).
Себя я цитировать не буду (читайте тут). Напишу лишь, что мне пришлось для Жилинского изменять уже сложившуюся СИИ (синусоиду изменения идеалов), чтоб было, куда поставить точку для Жилинского. На нижнем перегибе, где идеал центропупа, для Жилинского было слишком низко, и я приделал над треком нижнего перегиба ещё один трек нижнего перегиба только чуть повыше.
Мне теперь пришло в голову, что когда-то я для такой возвышенной низменности СИИ не менял, а удовлетворялся точкой на середине скатывающегося трека – точка барокко (идеал соединения несоединимого). Он похож на симметрично расположенный идеал на середине поднимающегося трека СИИ, на идеал типа Высокого Возрождения – гармония низкого с высоким. Только второй – на восходящем треке, а первый – на нисходящем. У барокко впереди изменение до идеала эгоиста (что и случилось в стране через 6 лет в СССР). Но ПОКА эта перспектива слабо чувствовалась. И можно было самообманываться номенклатуре, что она находится на высоте.
Жилинский её и поощрял в самообмане, что они – высокодуховные. Просто сочетают в себя и низкое.
Долининой такое удовлетворение интересов коммунистов при власти – ненавистно. Вот мы и чуем,
что она тихо* бесится на Жилинского.
Я в восторге от тонкости проявления этой ненависти. И ведь пишет она в 2012 году, на пике белоленточного движения, своих по духу…
Как же ей теперь противно жить в России…
22 июня 2024 г.
*- А она не только тихо бесится. Она там дальше впрямую на него нападает:
«Этот разговор не столько с великими, сколько о великом, о большом, важном, вечном Жилинский ведет на протяжении всей своей жизни. Но вот на выставке в Русском музее он очень быстро превращается в тотальный самоповтор».
- Да. Ругать за самоповтор почти что грех. Не все же гении, с непрерывно изменяющимся подсознательным идеалом. Если даже у Жилинского его идеал соединения несоединимого перешёл из подсознательного в осознаваемый, он всё равно молодец – что не поддался моде, например, ругаться.
23.06.2024.