Найти в Дзене
Полонез Огинского

Польские и еврейские фамилии, как отличить

Оглавление

У евреев, живших в Центральной и Восточной Европе, почти до самого конца XVIII века фамилий в привычном понимании этого слова не было. Лишь с 1791 года в Пруссии начали процесс регистрации евреев, для чего стали принуждать их выбирать себе какие-то фамилии. Чуть позднее к «офамиливанию» евреев приступили в Австрии и Российской империи. Австрийские и немецкие евреи получали фамилии на языке идиш или немецком: Розенбаум, Гольдберг, Гринблат, Вассерман и так далее. У большинства польских евреев тоже были фамилии такого типа. Это связано с тем, что во время регистрации евреев большая часть Польши была под Пруссией и Австрией. Царство Польское в состав России вошло только в 1815 году, когда большинству евреев фамилии уже дали, потому эти фамилии и звучат по-немецки.

А вот те евреи, которые жили на территориях, отошедших России после первого раздела Польши, под немецкую регистрацию не попали, потому и фамилии, которые они получали, часто образовывались по тому же принципу, что и польские, то есть оканчивались на -ский, -цкий, -ович, -евич, или русские, то есть оканчивались на -ин (Хайкин, Дворкин, Миркин).

В этой статье речь пойдёт только о тех еврейских фамилиях, которые похожи на польские.

Про польские фамилии и их отличие от других читайте тут:

Патронимические фамилии

Многие еврейские фамилии образовывались от мужских имён. Такие фамилии называются патронимическими. И тут довольно просто отличить еврейскую фамилию от польской. Например, фамилии Шмулевич, Янкелевич, Мордкович, Мошкевич, Борухович, Наимский, Менделевич, Ицкович, Залманович, Пинхусевич, Шаевич, Гершевич, Лейбович, Беркович и Берковский, Файбушевич и Файбишевский совершенно точно не могут быть польскими, несмотря на славянские суффиксы, потому что образованы от еврейских имён Шмуль, Янкель, Мордка, Мошек и так далее.

Впрочем, есть исключения. Скажем, фамилии Абрамович и Якубович могут принадлежать не только евреям. Католикам при крещении тоже давали имя Абрам в честь патриарха из Ветхого Завета, а от этого имени образовалась фамилия Абрамович. И есть дворянский род Якубовичей, тоже не связанный с еврейством.

Матронимические фамилии

Матронимических фамилий, то есть фамилий, образованных от женских имён, у евреев много, гораздо больше, чем у других народов. Они образуются от древнееврейских женских имён или имён на идиш, как правило, уменьшительных. Но большинство их образованы по образцу русских (с суффиксом -ин) или немецких фамилий (с суффиксом -сон, -зон). Хавкин от Хава, Ривкин от Ривка, Шейнин от Шейна, Иткинсон и Иткин от Итка. Фамилий такого типа с суффиксами -ский или -ович и -евич немного: Циперович, Ривкович, Зельдович и Зельдовский, Липкович.

«Географические» фамилии

Большая часть еврейских фамилий образовалась от названий городов, местечек и сёл, что расположены на территориях современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины. Например, Слонимский – от города Слоним, Шкловский – от Шклова, Ямпольский – от Ямполя (есть несколько населённых пунктов с таким названием), Уманский – от Умани, Могилевский – от Могилёва, Слуцкий – от Слуцка и так далее.

По фамилиям, образованным от названий местностей, иногда можно понять, что фамилия еврейская. Польские дворянские фамилии образовывались от названий небольших селений, которыми эти дворяне владели, а евреям давали фамилии по месту проживания. Поэтому фамилия, образованная от названия какого-то крупного города, например, Варшавский не может быть польской, ведь никто не владел Варшавой. То же самое можно сказать про вышеупомянутые фамилии Слонимский или Шкловский.

Но и тут всё не так однозначно. Возьмём, к примеру, фамилию Познанский. Казалось бы, всё ясно – она образована от города Познань, город большой, стало быть, фамилия еврейская. Однако первый еврей по фамилии Познанский был окрещён во второй половине XVIII века, а в метрических записях католических костёлов прихожане с этой фамилией и типичными польскими именами встречаются уже в начале XVII века, причём, в разных регионах. Получается, что фамилию Познанский могут носить и поляки. То же самое и с фамилией Краковский.

Или, например, фамилия Винницкий. Можно предположить, что она произошла от Винницы, довольно крупного города. Но в Польше сейчас живёт более пяти тысяч Винницких. Что, все они евреи – потомки жителей Винницы? Нет, конечно. Фамилия Винницкий образовалась от небольших сёл с названием Винница или Винники, их несколько на территории Польши, Белоруссии и Украины. К евреям большинство Винницких никакого отношения не имеет.

Фамилии, произошедшие от названий профессий

Некоторые еврейские фамилии произошли от названий профессий и занятий: Злотник (от польского слова złotnik – ювелир), Аптекарь, Тартаковский (от tartak – лесопилка), Фабрикант, Филозоф (от польского filozof – философ). Например, у отца актёра Альберта Филозова настоящая фамилия Филозоф, он был не поляком, как пишут в интернете, а польским евреем по имени Лейб, который приехал из Лодзи. В СССР его звали Лейб Гаврилович Филозов.

Часть еврейских фамилий произошла от чисто еврейских профессий и занятий, например, Каганович, Кагановский – от слова «коэн» (священник), Резник и Резникович – от профессии забойщика скота, Канторович – от «кантор», певец в синагоге, Рабинович – от рабин (раввин). Люди с такими фамилиями тоже явно не поляки.

Фамилии евреев-христиан

Как я уже сказала выше, некоторые евреи переходили в христианство. Таких крещёных евреев в Польше зовут перекрестами (przechrzta), выкрестами (wychrzta) или неофитами. Вообще-то, слово неофит имеет более широкое значение, но в польском языке чаще всего оно применяется в отношении евреев, перешедших в католичество.

До XVIII века евреев-христиан было очень мало, это были обычно очень богатые люди, почти у каждого из них крёстным отцом был какой-то влиятельный вельможа – воевода, канцлер, каштелян или даже сам король. Одновременно с крещением эти евреи получали фамилию, дворянство и иногда герб.

Во второй половине XVIII века в Литве жил ксёндз Юзеф Стефан Турчинович, который решил, что его призванием есть убеждать народ иудейской веры переходить в христианство. Благодаря Турчиновичу крещение приняли несколько тысяч евреев и особенно евреек.

Следующей большой волной крестившихся евреев стали последователи Якова Франка. Франк объявил себя мессией, провозглашал идеи, не соответствующие иудаизму, спорил с талмудистами, привлёк в свою секту несколько тысяч сторонников. Ничего общего с христианством в его учении не было, этот Франк, по-моему, был кем-то типа Марии Дэви Христос, если помните такую. Но католические священники, посчитали, что неплохо бы этих сектантов обратить в христианскую веру. Те тоже были рады, потому что с крещением могли получить дворянство, шляхетские фамилии и гербы, которые доставались им от знатных крёстных родителей. Так появились еврейские дворяне Бжезинские, Ясинские, Езёранские, Лабендзкие, Немировские, Ланцкоронские и другие. Крёстным отцом Франка стал король Август III.

Но часть шляхты таким положением дел была недовольна, они-то дворянство получали в войнах за Корону, а не за просто так, к тому же процедура получения франкистами дворянства была проведена с нарушениями. А ещё оказалось, что евреи принимали крещение только для виду, женились они исключительно на своих и продолжали верить во Франка как мессию. На франкистов начались гонения. Короче говоря, эта секта прекратила своё существование только после смерти Франка. Косвенным результатом её деятельности стала пара десятков тысяч крещёных евреев. Позднее франкисты стали вступать в брак не только с членами секты, но и с поляками, и постепенно ассимилировались.

Фамилии от своих знатных крёстных родителей получали не все евреи, большинству давали своеобразные «говорящие» фамилии. Например, Добровольский, потому что обратился в католичество по доброй воле, Навроцкий от nawrócony – обращённый (в какую-то веру), Кржижановский от слова krzyż – крест, Новицкий, Новаковский – потому что новоокрещённый. Давали фамилии по месяцу и дню крещения: Квецинский (от kwiecień – апрель), Маевский (от май), Грудзинский (от grudzień – декабрь), Липинский, Липецкий (от lipiec – июль), Лютецкий (от luty – февраль), Червецкий, Червинский (от czerwiec – июнь), Недзельский (от niedziela – воскресенье), Пионтковский (от piątek – пятница).

Впрочем, почти все эти фамилии встречаются и у поляков. Добровольские, Кржижановские, Маевские, Пионтковские и Липинские могут быть потомками дворян – владельцев сёл Добрая Воля, Кржижанов, Маево, Пионтков и Липины, сёл с такими названиями несколько. Из этого списка, пожалуй, только фамилия Навроцкий однозначно говорит, что её владелец ранее был другой веры.

Итак, подведём итоги. В большинстве случаев невозможно определить, поляку или еврею принадлежит та или иная фамилия. Например, фамилию Поплавский могут носить как поляки, так и евреи. Она образована от названия села Поплавы. Разница в том, что предки евреев Поплавских жили в Поплавах, а предки поляков Поплавских были владельцами Поплав. Однозначно еврейскими можно считать только фамилии, образованные от еврейских имён и от профессий, связанных с иудейской религией. Во всех сомнительных случаях нужно узнавать, как звали дедов-прадедов, или искать метрические записи, у евреев уже в XIX или в XVIII вв. обнаружатся предки с типично еврейскими именами.