50 лет назад во время съемок фильма режиссера Элема Климова известный фотограф Валерий Плотников сделал эти кадры.
- В этой картине артист Анатолий Ромашин сыграл последнего российского императора Николая II, - рассказывает автор снимка, фотограф Валерий Плотников. - Здесь он в полковничьем мундире с Георгиевским крестом, - все, как и было у Государя. Надо заметить, что Климов изначально пробовал на эту роль Иннокентия Смоктуновского, но в результате утвердил Ромашина. И, мне кажется, это правильно: актер оказался похож не только внешне, но и внутренне. Сдержанный, не суетливый, обстоятельный, серьезный. Так же, как и государь, родом с берегов Невы. Кстати, за два года до «Агонии» Толя уже сыграл Николая II в фильме режиссера Сергея Колосова «Свеаборг», правда, в небольшом эпизоде.
Знаю, что работая над ролью, Толя много изучал материалов об императоре, часами копался в секретных архивах, подмечал каждый нюанс из жизни своего персонажа. Например, он рассказывал, что Николай II, оказывается, больше всего любил отдыхать в собственной уборной, громадные стены которой были уставлены стеллажами книг. И, сидя на причинном месте, часами читал, забывая обо всем на свете. «Вот царь был так царь! Какая выдержка!» - улыбаясь, говорил Ромашин. Именно от Толи я узнал, что Николай II был большим фотолюбителем, сам фотографировал, сам проявлял кадры, печатал снимки.
Режиссер Элем Климов по возможности старался снимать свои фильмы не в павильонных декорациях, а в настоящих интерьерах. Вот и в «Агонии» многие сцены он снимал дворцах и усадьбах. А вот интерьеры императорского дома снимали во дворце купцов Елисеевых, где и был сделан этот снимок.
К слову, это здание на Мойке получило известность еще при Пушкине. Внутри находился ресторан «Talon», где Евгений Онегин должен был встретиться с Кавериным. Помните:
«К «Talon» помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток…»
При Елисеевых в этом особняке располагалось Благородное собрание, где читал лекции композитор Серов, выступали Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин. Затем там открыли «Общество любителей шахмат», в котором среди участников были Чернышевский и Менделеев. После революции это здание стало Домом искусств. Там работали Чуковский и Гумилев, выступали Андрей Белый и Герберт Уэллс. Именно в этом доме Александр Грин написал «Алые Паруса». Вот в таком знаковом историческом месте снимался Толя Ромашин в роли Николая II.
К сожалению, фильм «Агония» цензоры не выпускали на экраны десять лет! Зато, когда картина все-таки вышла, то сразу стала в своем роде культовой. История про «царского целителя» Григория Распутина, про его убийство, оказалась крайне интересна зрителю. К тому же, какие потрясающие актерские работы: Алексей Петренко, Алиса Фрейндлих, Леонид Броневой и, конечно же, Ромашин. После этой роли Толю в шутку друзья стали называть «Ваше Величество!»
/Олег Перанов