Найти в Дзене
Пераново перо

Его Величество – Анатолий Ромашин

50 лет назад во время съемок фильма режиссера Элема Климова известный фотограф Валерий Плотников сделал эти кадры.

Анатолий Ромашин. Фото Валерия Плотникова
Анатолий Ромашин. Фото Валерия Плотникова
Фотогалерея Валерия Плотникова | Дзен

- В этой картине артист Анатолий Ромашин сыграл последнего российского императора Николая II, - рассказывает автор снимка, фотограф Валерий Плотников. - Здесь он в полковничьем мундире с Георгиевским крестом, - все, как и было у Государя. Надо заметить, что Климов изначально пробовал на эту роль Иннокентия Смоктуновского, но в результате утвердил Ромашина. И, мне кажется, это правильно: актер оказался похож не только внешне, но и внутренне. Сдержанный, не суетливый, обстоятельный, серьезный. Так же, как и государь, родом с берегов Невы. Кстати, за два года до «Агонии» Толя уже сыграл Николая II в фильме режиссера Сергея Колосова «Свеаборг», правда, в небольшом эпизоде.

Знаю, что работая над ролью, Толя много изучал материалов об императоре, часами копался в секретных архивах, подмечал каждый нюанс из жизни своего персонажа. Например, он рассказывал, что Николай II, оказывается, больше всего любил отдыхать в собственной уборной, громадные стены которой были уставлены стеллажами книг. И, сидя на причинном месте, часами читал, забывая обо всем на свете. «Вот царь был так царь! Какая выдержка!» - улыбаясь, говорил Ромашин. Именно от Толи я узнал, что Николай II был большим фотолюбителем, сам фотографировал, сам проявлял кадры, печатал снимки.

Анатолий Ромашин. Фото Валерия Плотникова
Анатолий Ромашин. Фото Валерия Плотникова

Режиссер Элем Климов по возможности старался снимать свои фильмы не в павильонных декорациях, а в настоящих интерьерах. Вот и в «Агонии» многие сцены он снимал дворцах и усадьбах. А вот интерьеры императорского дома снимали во дворце купцов Елисеевых, где и был сделан этот снимок.

К слову, это здание на Мойке получило известность еще при Пушкине. Внутри находился ресторан «Talon», где Евгений Онегин должен был встретиться с Кавериным. Помните:

«К «Talon» помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток…»

При Елисеевых в этом особняке располагалось Благородное собрание, где читал лекции композитор Серов, выступали Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин. Затем там открыли «Общество любителей шахмат», в котором среди участников были Чернышевский и Менделеев. После революции это здание стало Домом искусств. Там работали Чуковский и Гумилев,  выступали Андрей Белый и Герберт Уэллс. Именно в этом доме Александр Грин написал «Алые Паруса». Вот в таком знаковом историческом месте снимался Толя Ромашин в роли Николая II.

К сожалению, фильм «Агония» цензоры не выпускали на экраны десять лет! Зато, когда картина все-таки вышла, то сразу стала в своем роде культовой. История про «царского целителя» Григория Распутина, про его убийство, оказалась крайне интересна зрителю. К тому же, какие потрясающие актерские работы: Алексей Петренко, Алиса Фрейндлих, Леонид Броневой и, конечно же, Ромашин. После этой роли Толю в шутку друзья стали называть «Ваше Величество!»

/Олег Перанов

-3