740 подписчиков

Такие разные пары: князь тьмы и его эльфийка против помолодевшей четы пенсионеров (обзор аниме)

Начало и конец романтических отношений. Где излишние, а где уместные размеренность и неторопливость, перебивки на ненужное и следование шаблонам. И уже совсем несмешная длина названий.

Начало и конец романтических отношений. Где излишние, а где уместные размеренность и неторопливость, перебивки на ненужное и следование шаблонам. И уже совсем несмешная длина названий.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня речь пойдёт об очередных просмотренных в онгоинге уже ушедшего сезона аниме (романтических, естественно). Выделяющихся прежде всего до неприличия длинными названиями: либо в переводе «История о бабушке и дедушке, которые стали молодыми» (оригинальное «Jiisan Baasan Wakagaeru» вышло куда лаконичнее), либо и в оригинале тоже, как «Maou no Ore ga Dorei Elf wo Yome ni Shitanda ga, Dou Medereba Ii?», в котором название буквально описывает часть сюжета, ведь в нём и будут попытки князя тьмы и его рабыни-эльфийки в романтику. Какими же вышли эти две столь разные по настрою истории? Насколько хорошо показаны первые стеснения и последнее желание любящих друг друга людей? Об этом и не только, в обзоре.

Итак, начали!

1. «Я, владыка демонов, взял эльфийку-рабыню в жёны. И как же мне её любить?» / «Maou no Ore ga Dorei Elf wo Yome ni Shitanda ga, Dou Medereba Ii?».
Студия: Brain's Base. Год выхода: 2024. Средневзвешенная оценка: 7,33 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 52 689); личная оценка – 6,6.

Малефор, Нефелия и Шастиль. Источник: zerochan.net.
Малефор, Нефелия и Шастиль. Источник: zerochan.net.

В некотором царстве. магическом государстве жил да был колдун Заган, сидевший безвылазно аки хикка в своём замке (убив предыдущего хозяина, ибо он не из сопливых). И не было ни забот, ни печалей в жизни, пока на одном аукционе не повстречал случайно рабыню-эльфиечку Нефелию. И влюбился с первого же взгляда! Естественно, он выкупил её за все деньги, привёл домой, накормил, нарядил в горничную и начал свои робки попытки к сближению. Нефи в свою очередь, впервые в жизни получив столько доброты, пусть и неуклюже показанной, тоже влюбляется в своего господина. А поскольку показывать только счастливую жизнь влюблённых без всяких проблем в аниме не принято (хотя есть и исключения), то проблемы появляются: то Церковь с их паладинами и боевой Шастилью, то заклятый друг Загана Барбатос свинью подложит, то маленькая, но гордая девочка-дракон Валефор сатисфакции потребует, то... опять Церковь. А ведь помимо этого надо ещё и отношения двигать с мёртвой точки! Обо всём этом, местами приторно, местами нет, и повествует аниме.

Первое же, что бросится в глаза опытному зрителю: ему здесь нечего ловить в плане какой-то новизны (ладно хоть рейтинг тут не выше крыши). Абсолютно стандартная романтика о взаимоотношениях между хозяином и слугой. К сожалению, вновь никуда особо не ведущая: за исключением того, что они хотя бы в своих чувствах вполне определились, дальнейшего развития, как мы это любим, не будет. Даже на уровне поцелуев. Конфликты в отношениях по типу того, когда Заган хотел освободить эльфиечку от кандалов, но та неверно поняла как его желание её бросить, сильно натянуты и со своей ролью обострить ситуацию не справляются. Да, это больше про чувства, нежели логику, но последняя порой видится настолько хорошим лекарством от лишней глупости, что лучше бы ей пользовались. И почаще разговаривали, прежде чем идти и рубить с плеча, причём сие относится почти ко всем героям: то Шастиль не разобравшись в ситуации идёт на колдуна (естественно, ничего она ему не сделает, только время потеряет) с отрядом статистов, то Малефор на него же кидается (тут ладно, она мелкая и ей простительно), то сам Заган на мирного как оказалось паладина (смешно) батон крошит. Если вдуматься, то половины конфликтов сериала не было бы, будь перед дрыномашеством хоть какой-то разговор (забавно, что во многих сёненах как раз наоборот, любят поговорить перед боем, дабы обосновать его).

Откладывая беды с логикой в сторону, мы вновь упираемся в стену из штампов, которую много-много-много раз видели. Снова приходится воевать с Церковью, инакомыслия не допускающей, причём виновата оказывается не она в целом как репрессивное учреждение, а конкретный злой сановник, ненавидящий колдунов. Будто устранив его, можно будет обезопаситься от нападок других, истово верующих, что всё колдовство зло. А может меж ними действует негласное шаткое перемирие, которое из-за паритета сил обе стороны нарушать не хотят – думайте, что сами хотите. Увы, это же и относится к иерархии в обществе колдунов: от мелкого падавана до могущественнейшего ведьмака, одного из тринадцати князей Тьмы, достаточно десяти упорных лет тренировок. Притом такой имбой станешь, что все схватки в аниме будут выиграны вообще не напрягаясь, с пол-тычка. Серьёзно, Заган даже не вспотел ни разу! О каком-то серьёзном переживании и напряжении говорить не придётся.

Тем не менее, в целом сериал мне скорее зашёл. Хотя бы потому, что здешние отношения, не смотря на очередное обоюдное краснение, стеснение и смущение не выглядят совсем уж идиотскими. Обоснование, почему так, тоже есть, притом показанное в самом сериале: и Заган, и Нефи были лишены нормального детства. Так, если один рос подмастерьем у жестокого мага, которого и убить было за что (о времена, о нравы!), то вполне естественно, что он привык рассчитывать только на себя, не озвучивать свои настоящие мысли и, естественно, симпатий тоже особо не к кому было испытывать. Со стороны Нефи же, которую с детства заклеймили как чудовище, надели сковывающие силу цепи и использовали для защиты родной деревни, пока из страха перед её огромной силой не продали в рабство, тоже понятно, как она выросла такой пугливой. Но добро от зла не разучившейся отличать и на добро и заботу Загана отвечающую глубокой и искренней преданностью, за которую она в конечном итоге и цепляется как за попытку зажить полноценной счастливой жизнью. Итак, хотя нынешние их отношения довольно медлительные и местами приторные, за счёт хорошего раскрытия каждого из дуэта я верю, что таким непросто в принципе завязывать отношения, а уж тем более как-то в них спешить.

Помимо главных героев, второстепенные тут тоже претерпевают какие-никакие изменения: Барбатос становится больше другом, хотя и по сути подчинённым силой (собственно, почти как обычно, когда после драки сдруживаешься ещё сильнее, хотя тут перекос в силе слишком велик), Шастиль избавляется от привитых церковниками предрассудков и начинает ценить людей по поступкам, ещё и защищая их, а Малефор, вновь открываясь людям, обретает вторую семью и становится счастливой. Таким образом, через не только главных, но и второстепенных героев проводится мысль о степени влиянии на нас окружения. Если оно будет враждебным, то самой естественной реакцией будет закрыться, не подпуская никого к себе. И напротив, стоит начать проявлять доброту и заботу, рано или поздно, это даст свой результат; тут уже от степени тяжести прошлого и особенностей характера зависит. Тем не менее, изначально мы все способны кого-то полюбить или хотя бы испытать симпатию, которая в дальнейшем уже перерастёт в любовь (по сути с Заганом было именно так). Главное правильно приложить усилия, и это даст нужный результат.

Промежуточный итог: хотя и совершенно среднее по сути своей и с сто раз встречавшимся смыслом и знакомыми героями и сюжетными ходами, всё ещё хорошее, за счёт грамотной и адекватной подачи, аниме. Есть и раскрытие с развитием, насколько хватила хронометража, и в целом смотрится умилительно, но не до приторности (даже пара жестоких сцен есть). Посмотреть можно.

2. «История о дедушке и бабушке, которые снова стали молодыми» / «Jiisan Baasan Wakagaeru».
Студия: Gekkou. Год выхода: 2024. Средневзвешенная оценка: 7,49 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 29 331); личная оценка – 6,85.

Пожилая чета Сёдзо (CV Мики Синъитиро) и Инэ (CV Мамико Ното; да, именно из-за такого дуэта сейю я и начал смотреть вообще) Сайто прожили вместе в богатстве и бедности, горе и радости, с детьми и внуками, уже больше половины века, готовясь справлять уже бриллиантовую свадьбу, как вдруг словно сама судьба решила подарить пожилой чете необычной подарочек: скушав золотые яблоки, на следующий день Сёдзо и Инэ просыпаются молодыми! Что им теперь делать? Чем занять свою жизнь? Как объяснить всё многочисленным детям, внукам, соседям, друзьям и знакомым? И самое главное: начало ли это новой жизни или лишь красивый уход из старой? Наши старички молодые впрочем, последним вопросом решают не заниматься, а жить как жили дальше.

Пожалуй, от этого аниме тоже не стоит ожидать чего-то выходящего из ряда вон обычного ромкома; за исключением того, что главная пара тут старички, само собой. Впрочем, даже они поучаствуют в самых клишированных вещах по типу школьных фестивалей и спортивных соревнований, поездках на горячие источники и прочей осточертевшей ерунде. Причём проблема тут не в самих шаблонах (вообще требовать от ромкома быть нешаблонным мне уже кажется кощунством), сколько в крайне унылом их использовании: да, опять же, возраст героев сказывается, своё они пожили, но смотреть этот именно как комедию порой тяжело, ибо всё очень и очень скучно. Какого-либо «убойная комедия, старички отжигают, смотреть до конца» ждать вообще не стоит, дабы сериал вообще не оказался разочарованием. Хотя он в любом случае не в полной мере реализовал собственную задумку, ибо явно можно (и нужно) было сделать поинтереснее и смешнее, ведь тема на самом-то деле нечасто встречающаяся и потенциал был куда больше.

Помимо этого, хватило других, возможно более мелких, но также не особо приятных мелочей. Хотя тут дело и в том, что я не особо люблю плохосвязанные (или вообще бессвязные) скетчи как в Кагуе, Нагаторе или Коми-сан, а тут половину аниме можно смотреть, не важно в каком порядке. Причём переходы максимально топорные: после окончания одной зарисовки, небольшая бюджетная (как и всё аниме, денюжек студии увы вообще не дали) сценка в конце и сразу новая, вообще не факт, что хоть как-то связанная с предыдущей. И так по три-четыре раза на серию. Помимо этого, тут не только главная пара в персонажах есть, а ещё целая куча родственников, что вроде как в плюс тайтлу, добавляя ему жизненности, но в то же время и минус, ибо очень быстро путаешься, кто кому отец, дед и бабушка и по чьей линии, притом по факту это тоже зачастую ни на что не влияет. Из поименованных же героев, помимо деда с бабкой (кстати, мне одному казалось странным, что они обращаются друг к дружке как «оджии-сан» и «оба-сан»?), Мино (внучка Сёдзо и Инэ) и Сёта (внук друзей наших старичков), а также Шиори (ещё одна их внучка) и Сатори (уже не помню, чьих он там будет). И если у первых что-то начнёт складываться по ходу сериала (и даже сложится, судя по само-о-о-о-ой концовке), то вот зачем намёк на романтическую линию вторых, вообще никуда не ведущий (аниме прям законченное), мы уже никогда не узнаем.

И тем не менее, идея у произведения не просто была, но и была реализована в целом хорошо (хотя можно было ещё лучше). В конце концов, как часто чете пенсионеров в аниме вообще хоть какое-то серьёзное внимание уделят? А тут оно есть! Во всех подробностях покажут их быт, простых деревенских работяг, которые даже в свои 70 с хвостиком выходят работать в саду, ибо а больше-то некому! Дети уже живут отдельно с внуками и последние приезжают разве что погостить, а небольшая, но работа, всё ещё остаётся (покой нам только снится даже после пенсии)! Отлично показан и ментальный возраст Сёдзо и Инэ, которые даже после того как скинули годики и стали молоды и полны сил, в своём поведении, а уж тем более мировоззрении ничего кардинального не поменяли. Оно и понятно, ведь если жизнь по большей части прожита и притом не зазря, то резко менять её нет причин, а значит, и смысла. Разумеется, сим подарком судьбы они всё же пользуются: вернув себе былое здоровье (и даже то, коего не было, ибо Инэ и ранее была болезненной), они как ещё по разу сделали, что обычно, включая навестить всех родственников и близких друзей, так и занялись тем, на что раньше не хватало времени, а до недавнего времени уже и сил: просто выбрались на море да на горячие источники отдохнуть да предаться очередному приступу ностальгии.

Юмор, хотя и не всегда, но тоже есть и забавляет, а за отсылку на мой любимый «Инициал Ди» (у Сёдзо даже сейю тот же, что и у Такуми из первых сезонов) уже ниже 7 аниме не поставлю. Помимо этого, есть и много других моментов, показывающих, что мангака как минимум частенько общался со своими родителями в годах, действительно слушал эти истории и ему они показались интересными. Пусть и не совсем забавно, но выглядит это реалистично. Как умиротворяющая повседневка о неспешном течении жизни аниме довольно-таки неплохое (хоть и проигрывает той же «Глухомани»). Причём помимо настоящего, есть и экскурсы в историю, рассказывающие о самом начале отношений Сёдзо и Инэ. И что занятно, как раз это имеет влияние на историю, когда из-за внешних обстоятельств приходится влюбляться в другого человека повторно. А мне такое очень близко. После такого в очередной раз веришь в существование любви на всю жизнь: в конце концов, тебе прямо сейчас её и показали, те самые отношения, которые длятся всю жизнь. Пусть уже и не с такой страстью, но именно с любовью и бесконечным желания счастья любимому человеку. Ну и естественно, прожить отведённый срок вместе. Который, к слову, совсем не факт, что удлинился с омоложением героев. Кстати говоря, на удивление у аниме есть чёткая и довольно драматичная (что неожиданно и ожидаемо в одно и то же время) концовка.

Промежуточный итог: пожалуй, главной ошибкой авторов был слишком большой уклон в комедию, которая далеко не всегда работает как надо, а также слабая связность многих кусочков (и раздробленность самих серий на эти кусочки). Тем не менее, у аниме есть идея, которая пусть даже и при далеко неидеальной реализации, за счёт своей редкости уже смотрится выигрышно. Также есть раскрытие той самой любви на долгие года и связанная с этим драма, что смотрится хорошо. Посмотреть точно стоит.

3. По итогу.

В который раз при просмотре убеждаюсь, что помимо идеи, неважно насколько заезженной или свежей, критически важна реализация, дабы при просмотре было вовлечение в происходящее с минимумом желания прерваться и посмотреть на потолок с тем же успехом.

И в этом плане у обоих аниме ощутимые проблемы: очень много самых стандартных и далеко не всегда работающих приёмов, отчего местами просмотр заметно проседает. А если смотреть не в онгоинге, а залпом, то какие чувства были бы тогда?

Тем не менее, с задачей показа разноплановой романтики (одна про начало пути влюблённых, другая про конец) оба сериала в общем-то справляются, обеспечивая должный минимум просто хорошего, но никак не выдающегося, произведения. Немного повыше, за счёт самой идеи и фактора законченности, я б оценил сериал про помолодевших старичков, хотя в качестве простого умиления, чередующегося с экшоном, естественно выигрывает первое.

Заканчивая обзор, скажу, что в целом ни один из сериалов не стал разочарованием, что уже хорошо (а то частенько натыкался на что попало), однако и прорывом тоже.
К просмотру рекомендовать можно оба. В зависимости от настроения и желания посмотреть обычную фентезю с примесью романтики или повседневный ромком со старичками. И то, и другое хорошо подойдёт под чаёк.
Даже если по сути своей счастье у всех одинаково, то вот пути к нему, и сам счастливый жизненный путь всегда будет разным, ведь как нельзя в одну реку войти дважды, так и не получится по чужим лекалам жизнь прожить. Всегда надо искать свой путь, который даже если на 90% будет похож на другие, всё равно будет иметь и что-то своё, особенное, родное, незаменимое.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!