Найти в Дзене
Обзоры новелл и аниме

Бродяга Кэнсин (обзор на длинное аниме)

Добро – оно такое: ему сподручнее не с кулаками быть, а сразу с самурайским мечом. Источник: pinterest.es.
Добро – оно такое: ему сподручнее не с кулаками быть, а сразу с самурайским мечом. Источник: pinterest.es.

Здравствуй, дорогой читатель!

Прошу меня извинить, но январская сессия оказалась хоть и отличной, но заняла куда больше времени, чем я планировал (а потом ещё этот отдых...), посему на время пришлось отложить статьи. Но то время не пропало даром: так, было посмотрено 95-ти серийное аниме про странствующего самурая. Увидев его впервые в далёком уже детстве (с 8 лет анимешник, а осознал это только года два назад), сейчас мне захотелось его пересмотреть. Само аниме вышло из далёких 90-х на основе одноимённой манги (увы, экранизована она была не вся). И какой же теперь мне видится история бродяги Кэнсина Химуры (в СТС-адаптации Самурая Икс)? Правда ли, что это одно из лучших аниме от Deen и его можно пересматривать в сознательном возрасте? Об этом, и не только, в обзоре.

Итак, начали!

1. О сюжете.
Студии: Gallop, Studio Deen. Годы выхода: 1996-1998. Средневзвешенная оценка: 8,63 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 20209); личная оценка: 7,75.

1.1 Токийская арка.

Главные герои. Слева направо: Яхико Мёдзин, Кэнсин Химура, Камия Каору. Сзади возвышается Сагаро Саносукэ. Источник: Яндекс.Картинки.
Главные герои. Слева направо: Яхико Мёдзин, Кэнсин Химура, Камия Каору. Сзади возвышается Сагаро Саносукэ. Источник: Яндекс.Картинки.

Тёплым весенним деньком 1878 года в Токио прибывает странствующий мечник с рыжими волосами, самурайской причёской и, казалось бы, запрещённым к ношению мечом. Скиталец останавливается в додзё Камии Каору – чернобровой красавицы, которая никак не может найти учеников. А тут, как назло, бывшие ученики прессуют... Разумеется, самурай, не пролив ни капли крови, отгоняет напасть и в конечном итоге соглашается остаться в додзё. В качестве первого (и единственного) последователя стиля Камия-косин находится неугомонный сирота Яхико, в качестве завсегдатая за обеденным столом – вспыльчивый и драчливый Сагаро Саносукэ, в качестве тылового медика – наша компашка спасает из плена наркодельца (списанного с реального человека, кстати) милую и образованную кокетку Таками Мэгуми. Вместе с доктором Гэнсаем и его внучками Аямэ и Судзумэ начинаются мирные будние деньки, изредка прерываемые поползновениями врагов реставрации Мэйдзи, недобитыми синсэнгуми, путешествиями по новеньким железным дорогам (даже сцена в горячих источниках есть). И хотя половина арки суть филлеры, оглядываясь назад, за счёт особой атмосферности и «уюта», Токийскую арку можно считать лучшей во всём аниме.

1.2 Арка Шишио Макото.

Переизбыток крутости на 1 пиксель картинки очевиден. Источник: там же.
Переизбыток крутости на 1 пиксель картинки очевиден. Источник: там же.

Жили бы так и дальше наши герои, как вдруг ГГ, назвавшемуся Кэнсином Химурой (а вот тайну шрама на пол-лица, явно не связанную с плохим бритьём, он даже возлюбленной не открыл), министр внутренних дел Японии Окубо Тосимити (да-да, за основу взят реальный человек, убитый в 1878 году) заказывает Кэнсину бывшего правительственного наёмника, Шишио Макото (Сисио по Поливанову правильней, но не эпично), который и мечом не режется и в огне не горит (может, и в воде не тонет, ибо как человек он... зло), а заодно хочет захватить власть у «слабого» правительства Японии (оное вовсю захватывало острова Рюкю, через 16 лет Тайвань, а ещё через 10 – Порт-Артур, но кому какое дело?). Бросив только-только признавшуюся ему в любви Каору, Химура пешком идёт в Киото – искать мерзавца. Дабы ему помочь, вдогонку отправляются Каору и Саносукэ (каждый своим путём); невольной спутницей ГГ оказывается Мисао Макимати, по уши влюблённая в своего отчима (Лолита?), Аоси Синамори (справедливости ради, красавца), боевое братство которого в первой части из Гатлинга расстрелял предавший наркобарон (но виноват во всём Кэнсин... потому что). Но и Шишио не дремал: захватил пару деревень (сущее зло!), собрал за 10 лет 10 сильнейших в индивидуальном бою мастеров Дзюппонгатама (на самом деле, нет: пятерых из них, отправленных в Киото, Мисао с Каору и Яхико перебьют на раз-два) и грядёт жуткая и долгая (и очень затянутая) битва, сравнимая с извечной битвой добра со злом...

1.3 Финальные арки наборы филлеров.

Тот самый аналог Нагисы Фурукавы. Источник: скриншот из аниме «Бродяга Кэнсин». ©Gallop, ©Studio Deen.
Тот самый аналог Нагисы Фурукавы. Источник: скриншот из аниме «Бродяга Кэнсин». ©Gallop, ©Studio Deen.

И разумеется, Химура побеждает! Однако вместо того, чтобы на этом и закончить (эпичнее тут уже ничего не придумать), авторы аниме решили вставить несколько филлеров (как оказалось, ждали, пока автор допишет мангу, но когда тот дописал, бюджеты кончились): небольших мини-историй по 5-6 серий каждая. Так, наш герой побивает, будучи слепым (временно), парня, возомнившего себя Богом этого нового мира сыном Бога, а Саносукэ влюбляется в местную Нагису Фуракаву – Саё Муто под псевдонимом Магдалия (отсылочки к христианству на уровне «Евангелиона», а может даже и выше). Эта, как и последующие арки, заканчиваются победой добра в лице ГГ (правда, предтеча плохой концовки «After Story» Кланнада и высылка христиан в Голландию не особо с этим вяжутся), но если арка с христианами ещё была более-менее интересна, а последующая история клада Токугавы хотя бы смотрибельна, то в конце ушли в поиски магических цветов, Индиану Джонса (немцы-империалисты и убегание от валунов прилагаются), энергию Ки (подаваемую на уровне магии, хотя по факту это куда более обширное философское понятие, а магии в мире «Бродяги Кэнсина» не было ровно до этой серии). Заканчивается всё совсем уж невнятным и, откровенно разочаровывающим эпилогом ещё одним филлером.

1.4 Замечания и похвалы.

В этом аниме хватает всякого, как хорошего, так и плохого. По традиции, начнём с последнего:

1. Куча «Deus ex Machina»: так, герои будут появляться из ниоткуда и далеко не всегда тому будет логичное обоснование (Шишио свой отряд 10 лет собирал, допустим, но лидер христиан Сёго чего и кого ждал?). Справедливости ради, в манге в третьей части тоже есть совсем уж вымораживающий твист.

2. Затянутые бои – прежде чем начать драку, герои обсудят всё, что их интересует, включая свою и чужую истории, концепции и принципы, планы на жизнь, погоду и урожай. Догадайтесь, как это по атмосфере бьёт? Порой малознакомые персонажи будут выкладывать друг другу свои истории после боя (и это нельзя отнести к синдрому попутчика).

Да-да: в аниме про Японию XIX века такая вот отсылка к Индиане Джонсу... Источник: скриншот из аниме «Бродяга Кэнсин». ©Gallop, ©Studio Deen.
Да-да: в аниме про Японию XIX века такая вот отсылка к Индиане Джонсу... Источник: скриншот из аниме «Бродяга Кэнсин». ©Gallop, ©Studio Deen.

3. Третья арка – кроме мини-истории с христианами, в ней ничего не цепляет (хотя там у христиан вместо крестов какие-то совсем уж странные штуки; они «какурэ-кириситане» или иные еретики? и вообще, преследовать христиан перестали за 5 лет до начала событий аниме), а начиная с истории с поиском чудодейственного лекарства (оригиналы!), только подбешивает. Она порождает и другие проблемы: смачно плюёт на историческую атмосферу (в одной из серий на полном серьёзе сказали, что Китай проиграл Англии в опиумной войне из-за плохой Ки. Ну да, ну да: пошли нахрен военно-экономическая мощь Викторианской Англии, её государственные интересы и слабость косной империи Цин!), лор самого сериала (какие чудодейственные цветки? какая магия?), банальную логику (одна сверхмогущественная немецкая организация, мечтавшая захватить мир, самораспукается... потому что так решили два офицера! ААААААААААА!). А после 82-й серии аниме начинает так лихорадить, что отпадает желание смотреть дальше. Кстати, именно над этой аркой работала студия Deen, посему считать это аниме одним из лучших в её репертуаре нельзя, ибо сами они сделали худшую арку в этом аниме.

4. Оставляют в живых почти всех – ясно, какую милую и изящную идею хотели донести авторы, но она наивна настолько, что даже Эмия Широ усомнился бы в её применимости. Мир, в котором такая концепция работала бы, прекрасен и утопичен (я сам в душе за), но есть такая жестокая штука как факты – и она всегда встанет перед такими утопиями, в лоб вопрошая: «И где ты был, когда зло чинили надо мной?» В аниме этот вопрос Кэнсину адресует ученик Шишио Сёта Содзиро и, что логично, вопрос без ответа (пофиг, что штамп, здесь он работает на 110%). Как затем в «Фейте», герою показывают, что всех спасти и он не сможет, как бы ни пытался искупить грехи прошлого (а оно у «Баттосая-сокрушителя» кроваво)... Но по воле авторов, всё он сможет. Следование своим принципам радует, но в данном случае они чересчур наивны.

Впрочем, куда большей бедой видятся абсолютно пустые и нераскрытые персонажи, которых не убивают и куда-то отправляют, дабы больше в аниме почти все они не появлялись (да-да, Дзюппонгатан, это и про вас!). Конечно, автору жалко своих героев, но меня от такого обилия живущих пустышек после Каны Киришимы, Томои Оказаки, Эла, Арчера с Райдер, Юкито Кунисаки и десятка подобных аж потряхивает. Серьёзно, если самому Кэнсину бой с Шишио едва не стоил жизни, то большинство героев отделываются побоями и даже сцен, где они осознавали бы свою неправоту, нет. Подобное не увеличивает симпатию, оно обнуляет всякую ценность таких персонажей.

И ремарочка: в оригинальной озвучке CV Кэнсина ну абсолютно мимо. Даже русский дублятор Дмитрий Филимонов лучше попал в персонажа и придал ему больше мужественности (я не против озвучки мужчин женщинами, но тут он смотрится по-детски, ей-богу). Хотя в целом отечественная озвучка хромает (исковеркана треть имён, кринжовые «Уй-йа-йа!», «Ки-я-я-я-я!», «Ха-а-а-а!» не к месту и совсем не к месту, да и часты перебивки на одноголосый перевод (откуда я и услышал неудачный оригинал Кэнсина)), за счёт одного ГГ она предпочтительней.

Эпично. Источник: Яндекс.Картинки.
Эпично. Источник: Яндекс.Картинки.

Разумеется, не всё плохо, а многое хорошее с лихвой перекрывает плохое.

1. Атмосфера – тайтл вправе называться историческим: тут тебе и реальных личностей покажут (пусть иные и идеализированы), и всю эпоху: новый ж/д путь до Йокагамы (с ошеломительными 30 км/ч!), первые ростки западного в Японии (чиновники и часть знати уже одеты и обуты по-европейски, по улицам ездят кареты и кибитки) и отношение к ним японцев вроде суеверного Саносукэ, в поезде ехать побаивающегося. Но всё это пока лишь ростки в море японских самобытных городов с деревянными зданиями, простыми юкатами и кимоно вместо сюртуков, никуда ещё не ушедшими принципами чести бусидо. Поскольку весь дух эпохи лучше всего передан в Токийской арке, она понравилась мне даже больше центральной.

2. Реализм боевых искусств – многие герои сражаются не полной отсебятиной, а с отсылкой к реальным стилям: стиль Кэнсина, к примеру, во многом основан на баттодзюцу (обнажение меча с одновременным ударом им же); многие герои сражаются традиционным для Японии кэндзюцу (бой мечом, уже вынутым из ножен), а Каору обучает кэндзюцу в додзё на основе кэндо (бой бамбуковым мечом). Зная это, аниме получает плюсик к своей культурной ценности.

3. Действительно интересный главный герой – он не подросток (ему аж 28 лет!), он состоялся как мастер меча, но при этом в центральной арке улучшает своё владение стилем «Хитэн-Мицуруги» (в коем в одном из приёмов упоминается Минаги (мм)), он весь сериал (и мангу) ни разу не нарушает свою клятву и не убивает (с принципом я не согласен, но сам факт его соблюдения заслуживает восхищения).

4. Интересные мысли – как бы не находил автор действительно достойных персонажей позднего сёгуната и как бы не раскрывал их личную боль, прогресс в лице эры Мэйдзи неостановим. Эта идея, эта трагедия самурайства сквозной нитью тянется через аниме: отличных воинов (товарищей Аоси) на раз-два кладёт пулемет Гатлинга, мастер меча Сёго бессилен против полевой артиллерии, а мирный путь, мирный прогресс, за который, по сути, ратует и который защищает Кэнсин – лучший вариант для Японии тех лет. Ни переворот Шишио, ни реставрация сёгуната, ни возвращение самураев как военного сословия страну не спасут. Это действительно мощный посыл о необратимости истории, под чьё колесо попали многие, в общем-то, не злодеи (чистых злодеев в аниме вообще крайне мало)... Ну и парочка других интересных мыслей вроде того, что не стоит верить гадалкам и знахаркам (одна из филлерных серий и да, для многих это до сих пор актуально), не лучшей терпимости японцев (изгнание христиан, хотя по датам оно противоречит истории).

2. Персонажи (с полсотни их).

На самом деле, на одном только шикимори упомянут 75 героев. Ниже расскажу только о самых значимых и паре тех, кто показался интересным.

2.1 Главные.

Кэнсин Химура – главный герой аниме и манги. Мастер стиля «Хитэн-Мицуруги», изучивший его до совершенства. В прошлом наёмный убийца (хиттокири), после войны Босин раскаявшийся во грехах и искупающий их помощью ближнему. При этом в мирной жизни крайне неуклюж, вежлив и мягок, а в бою максимально собран и опасен: часто ему приходится усмирять инстинкты баттосая. Влюбляется в хозяйку додзё Каору Камию и живёт с ней долго-счастливо.

Камия Каору (в русс. адаптации Кори) – сирота, чей дочерний долг передать стиль «Камия-косин» последующим поколениям. Скромная дередере с Кэнсином, строптивая и склочная с остальными персонажами. Довольно эмоциональна. Вообще не умеет готовить.

Друзья-товарищи. Источник: там же.
Друзья-товарищи. Источник: там же.

Саносукэ Сагара (в русс. адаптации так же) – вспыльчивый и драчливый боец, который изначально был нанят, чтобы убить Кэнсина, но затем, узнав получше, герои становятся друзьями. Ненавидит правительство Мэйдзи, так как те убили его первого наставника (и командира отряда Сэкихо, реально существовавшего Содзо Сагару). Мастер рукопашного боя, познавший также сокрушительной силы приёмы. Одно время был влюблен в Саё Муто, но раз то было в филлерах, то всем плевать.

Яхико Мёдзин (в русс. адаптации Ёси)– сирота, потомок самураев, искренне желающий овладеть искусством меча. Непоседливый мальчуган, который изо всех сил рвется поскорее повзрослеть и доказать свою значимость, но в бою обычно сторожит тылы (справедливости ради, дерётся получше многих взрослых).

2.2 Второстепенные.

Таками Мэгуми – лучший женский персонаж, которого наша компания спасает из лап наркодельца, заставлявшего опиум делать и совсем химию не уважавшего. Высокая тёмноволосая красавица, с нотками кокетства и иронии. Отличный доктор, который, не дав клятвы Гиппократу, заботится о всяком больном и раненом. Влюблена в Кэнсина (и пыталась его добиться), но затем уступила Каору... потому что та его сильнее любит (я в подобное верил только до «Школьных Дней», теперь это слив героини).

Сайто Хадзимэ – самый харизматичный герой, чьё продолжение битвы с Кэнсином я ждал до конца аниме (разочарован дважды, ибо в манге его тоже нет). Бывший командир одного из отрядов Синсэнгуми, после гражданской войны сменивший личину и устроившийся в полицию. Как и Кэнсин, борется со злом, однако в отличие от последнего, не сковывает себя моральными ограничениями и жалостью, руководствуясь исключительно собственными понятиями о справедливости. Помогает ГГ в борьбе с Шишио Макото и становится, что печалит, не выстрелившим ружьём.

Аоси Синомори – командира отряда «Онивабан-сю». После того, как четверых его товарищей (имена есть, но они неинтересны) расстреливают из пулемёта, с какого-то перепугу обвиняет во всём Кэнсина и становится одержим идеей стать сильнейшим воином Японии и отомстить, из-за чего предаёт предводителя киотских «Они» старика Окину и присоединятся к Шишио, но затем, после боя с Кэнсином, раскаивается, всё понимает и начинает новую жизнь.

Сэйдзюро Хико – учитель Кэнсина. Ещё один крепкий и мускулистый статный красавец (и всё же жаль, что красивых женщин тут в разы меньше красивых мужчин... это же не только сёдзе, но и сёнен). Высок, силён и мускулист, умён, не стар (лет 40 на вид), в центре внимания женщин, но при этом не Мэри Сью, ибо добился такого совершенства потом и кровью.

Мисао Макимачи – новый главарь киотских «Они». Явная генки, которая выглядит лет на 14. Импульсивна, говорлива, влюблена в Аоси. Деятельна: успешно держит оборону от членов «Дзюппонгатана» в Киото. Привязана к своими токийским друзьям и с трудом от них съезжает в третьей арке, вроде как погостить приехав.

Доктор Гэнсай, Судзумэ и Аямэ – добрый лекарь с милыми внучками, введённые в аниме в основном для разрядки и милоты. С той же целью в аниме показывают милых горничных Таэ Сэкихару (управляющую и одновременно официантку ресторана в Токио) и Цубамэ Сандзё.

Сюра – лидер пиратов Кайрю, что в одной из серий захватила Кэнсина в плен, но потом, преданная своими же, объединилась с ним и отомстила. В конце возвращается к легальному рыболовству. филлерный персонаж, добавлена по причине личных симпатий.

2.3 Персонажи центральной арки.

Парень просто сгорает от собственных амбиций. Источник: Яндекс.Картинки.
Парень просто сгорает от собственных амбиций. Источник: Яндекс.Картинки.

Шишио Макото – центральный антагонист аниме/манги, бывший наёмник Мэйдзи, знавший об их делах слишком много. Чтобы не проболтался ненароком, воина порубили и пожгли, чем только заставили в повязки разодеться да разозлили. Макото честолюбив (мечтает править всей Японией), но при этом расчётлив и рассудителен. Искренне убеждён в истинности концепции «выживает сильнейший» и всячески ей следует, ничем не гнушаясь. Хотя его стиль боя странный, Макото – действительно колоритный и запоминающийся персонаж (финальный бой с ним – единственное, кроме опенинга, что я с 8 лет из аниме запомнил).

Юми Комагата – статная красавица, возлюбленная Макото, готовая не на словах, а на деле жизнь за него и ради него отдать, если хоть так будет полезной ему. Иронично, но эта любовная линия самая сильная в сериале (вплоть до темы вечной любви до гроба и после тоже).

Ходзи Садодзима (в русс. переводе Худзи) – действительный статский советник Макото, абсолютно бесполезный как боевой член Дзюппонгатана, но талантливый организатор и управленец с элементами подхалима. Действительно предан своему патрону (даже диверсию организует ради него). Покончил с собой от безысходности.

Та самая холодная улыбочка вкупе с боевой стойкой создают действительно не самое лучшее впечатление. Источник: zerochan.net.
Та самая холодная улыбочка вкупе с боевой стойкой создают действительно не самое лучшее впечатление. Источник: zerochan.net.

Содзиро Сэта – член Дзюппонгатана, ученик Шишио и его правая рука. Поскольку в детстве натерпелся такого, что сравнимо по накалу с ужасами Тайчи из ВН «Cross†Channel», то его ненависть к роду людскому, которую тот спрятал за слегка наивной улыбкой, понять более чем можно. Затем, обуреваемый сомнениями, признаёт свои ошибки и правоту Кэнсина, и также начинает странствовать (задел для спин-оффа автор превратил, впрочем, в очередное невыстрелившее ружьё).

Из остальных 8 членов «Дзюппонгатана» интерес представляют Андзи Юкюдзан – в прошлом буддистский монах, воспитывавший при храме сирот, а ныне – поклявшийся отомстить за их убийство боец с ненавистью к Мэйдзи и разочарованием в Будде (в конце раскается, разумеется) и Усуи Уонума – ослеплённый Шишио боец, показно угрожающий тому отмщением (сцена его боя с Сайто отлична в психологическом плане). А вот остальные... Что Хэнъя Карива, что Ивамбо, что Сайдзути с ручным монстром Фудзи, что Каматари Хондзё (про неё известно только то, что ради Шишио на всё готова была) – все они ни о чём. А вот с мечником Тё Савагэдзё, что при первом появлении ребёнка был готов за меч и просто по фану, а потом как ни в чём не бывало на свободу, удивили: подобных моральных уродов ещё поискать надо.

2.4 Персонажи из финальных арок.

Здесь расскажу только про арку христиан и одну героиню, зацепившую чисто внешне.

Сёго Амакуса – возомнившей себя сыном Бога мечник, что довёл искусство «Хитэн-Мицуруги» до совершенства, разработав новый ослепляющий приём (даже Кэнсина на время ослепил), но был побеждён Химурой и, как обычно, раскаялся. Хотя порывался защитить всех, даже младшую сестру, болезненную и набожную Саё Муто, защитить не смог.

Из последних серий мне понравилась лидер ниндзя Мисанаги – волевая женщина, которая сотрудничала с немцами, допустив до охраняемой поляны с чудо-цветами, но затем была предана, попутно влюбилась в одного из фрицев (который её и спас), но потом расстаться пришлось... На самом деле, персонаж интересен в основном причудливой, выбивающейся из общей канвы внешностью (да, несколько вульгарно, но сие действительно выбивается из общего ряда женщин в юкатах и Мисао).

Остальные герои не шибко интересные и упоминания не заслуживают.

3. Анимация, бюджеты. Саундтрек.

Хотя аниме делалось в далёкие уже 90-е, качество рисовки первых 70 серий существенно не проседает: да, есть не лучшие моменты и в целом мы имеем дело с явным ретро, но атмосферу исторического аниме оно в целом передаёт. Да, картинка простовата, но сделана с душой.

Разумеется, с приходом Deen рисовка просела аки сценарий: если крупные планы студии более-менее удаются, то дальше просто тихий ужас. Эпитафией рисовке от Deen тут служит их же эпилог, пусть и более цветной, но с вкраплением фотографий, статичных (по 10-15 секунд кадров), что ну никак не позволяет считать аниме одним из лучших от них (тот же первый «Фейт» от них я теперь воспринимаю как прям-таки хорошее аниме).

А вот саундтрек на протяжении всего аниме действительно отличный: свои OST'ы вышли запоминающимся и по-настоящему атмосферными (исполняемые как на гитаре, так и на пианино), три опенинга и три эндинга (с вариациями) также приятно было слушать: парочка из них пополнила мою собственную подборку. В конце (опять бюджеты), видимо, вынужденно, прибегают к европейской классике, но здесь нужда пошла во благо: «Лунной сонатой» Бетховена в принципе сложно что-то испортить.

4. По итогу.

От «Бродяги Кэнсина» я изначально ждал меньшего. Первые серии, казалось бы, подтверждали опасения, что аниме больше детское и мне уже не зайдёт. Приятно даже признавать, что я ошибался, ибо атмосфера, погружение в исторический контекст (вплоть до реальных персонажей) и, как ни крути, привязывание к главным героям (и Мэгуми!) и интерес пусть и к очень затянутой, но цельной истории (если говорить о первых двух арках).

Разумеется, аниме неидеально: полно персонажей, раздражающих одной своей пустотой и никчёмностью, далеко не все филлеры интересны, а половина третьей части откровенно плоха и тянет вниз за собой всё остальное. Но на мой взгляд, задела, запала первых двух арок хватает, чтобы в целом о Кэнсине и его дружной компании остались хорошие, светлые воспоминания; опять же среди пустышек попадаются действительно проработанные герои, которые могут зацепить или с которыми ты сто раз согласен. Сверхнаивная идея также отчасти нивелируется другой, более прагматичной и реальной, об историческом прогрессе: миры фантазий и один самурай, что никого больше убивать не будет, это здорово, но остальной мир идёт своим чередом: когда-нибудь захватят Тайвань, Порт-Артур, Корею, а там уж и до Великой восточноазиатской сферы сопроцветания недалеко. Но ведь наши герои, ни в чём этом не повинные, имеют право на тихие радости и спокойствие душевное? Безусловно, да!

О просмотре этого аниме я ничуть не жалею и рекомендую его к просмотру (до 82-й серии уж точно), если вам интересна тема самураев, погружения в историю и вы готовы смотреть столь длинное аниме, терпя местами его излишнюю наивность. Во многих смыслах, это того действительно стоит.
Заканчивается обзор, при написании которого (равно как и при просмотре аниме) я узнал несколько действительно интересных вещей о Японии тех лет. И подобные аниме, в коих есть частичка японской идентичности (разумеется, оной много и в других), я всегда посмотрю, ведь если окромя посыла и культурная ценность есть, то почему бы не приобщиться к ней хотя бы немножко?
В заключение. Источник: zerochan.net.
В заключение. Источник: zerochan.net.

Спасибо, что прочли обзор до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

#манга #самураи