Найти в Дзене
Библия и Жизнь
Подписаться

Положительная и отрицательная сторона руководства

coachuniver.ru
coachuniver.ru
Майлс Монро пишет: «Наиболее совершенная форма руководства – это влияние на людей посредством вдохновения. Вдохновение противоположно запугиванию и манипуляции».

Такой руководитель оказывает положительное влияние на людей. Его лидерство является настоящим.

Когда Давид скрывался от Саула, в подчинении будущего царя Израиля находилось несколько сотен человек.

В 1 Цар. 22:2 мы читаем: «И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек».

Из текста Священного Писания мы видим, что люди, окружающие Давида в то время, переживали трудности. Это были скитальцы, находящиеся в состоянии неустройства и внутреннего разлада. Однако, благодаря своим лидерским качествам, Давид смог поднять этих людей.

Во 2 Цар. 23:8-39 мы видим имена тридцати семи лучших воинов Давида. Возможно, когда-то эти люди были в числе «огорченных душою», но потом ситуация изменилась. Безусловно, этих людей поднял Бог. Храбрые воины Давида смогли реализовать свой потенциал. Однако в этом была и заслуга их лидера. Давид оказал на них положительное влияние. Один из принципов руководства заключается в том, что великие свершения происходят только когда вы цените других. Руководитель, который поднимает других людей, поступает согласно принципам Священного Писания, а тот, кто заботится только о собственном возвышении, руководствуется мирскими принципами.

Иисус говорил Своим ученикам: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25-28).

Баркли пишет: «Мир может оценить величие человека числом людей, которыми он правит и которые всецело находятся в его распоряжении, либо по его интеллектуальному уровню и академическому званию, или по числу комитетов, членом которых он является, или по его банковскому счету и накопленным материальным богатствам, но в оценке Иисуса Христа все это не имеет никакого значения. Иисус Христос оценивает человека очень просто – скольким людям он помог?»

Положительное влияние лидера наблюдается, когда он стремится служить людям, помогает им состояться в жизни. Такой руководитель движим не эгоистическими мотивами, а заботится о благе вверенных ему людей.

Например, пастор поместной церкви может проповедовать все время, не давая возможности своим помощникам развивать их дары. Лидер группы прославления может постоянно солировать сам. Такой подход является большой ошибкой. Руководитель должен создать такие условия, чтобы у других людей были возможности для роста и развития. Церковь – это не то место, где должна быть конкуренция. Церковным лидерам не следует бояться, что кто-то будет выглядеть лучше их. Нужно уметь ценить других людей, любить и уважать их, признавать их дары, таланты и способности.

Безусловно, люди несовершенны. Но точно так же несовершенны и лидеры. Руководителям нужно быть зрелыми и уметь признавать собственные недостатки. Но в то же время необходимо стремиться к росту и развитию. Справедливо замечено, что руководитель, призванный Богом, получает от Него способность любить всех людей. Все зависит от желания самого человека. Если христианин открывает свое сердце, Бог наполняет его любовью, которая уже излилась туда Духом Святым (Рим. 5:5).

Иисус установил очень высокую планку лидерства. Он показывает пример доброго пастыря, который полагает за людей свою душу (Ин. 10:11). Потому целью истинного лидера должны быть люди, а не самовозвышение. Однако способность быть лидером, угодным Богу, можно получить только от Него. Прав Августин, который утверждал: «Если не пребуду в Нем, не смогу и в себе». Христианский руководитель не может полагаться на себя и свои способности. Нам нужно сохранять зависимость от Бога, быть послушным Ему. Только в этом случае мы можем быть эффективными в работе с людьми.

Помимо богопознания руководителю важно развивать и свои личностные качества. Честность, порядочность, дружелюбность, твердость убеждений, профессионализм, стрессоустойчивость и многое другое – все это формируется не за один день. Лидеру нужно много работать над собой, чтобы стать человеком, который оказывает положительное влияние на других.

Есть непреложный закон, согласно которому люди сначала принимают личность лидера, а уже потом становятся готовыми участвовать в осуществлении его видения. Человек так устроен, что следует не за идеями, а за тем, кто их высказывает. Иисус сначала завоевал авторитет и доверие Своих учеников, и лишь потом они последовали за ним. Так было и с другими героями Библии – Моисеем, Павлом, Давидом.

Положительная роль руководства обусловлена тем, что лидер способен оказать серьезное позитивное влияние на других людей и этот мир.

Билл Хайбелс подчеркивает: «На протяжении всей истории, когда Бог хотел начинать Свое дело, Он призывал потенциального лидера и давал ему лидерское поручение».

Моисей, Петр, Павел, Августин, Лютер, Кальвин, Уэсли – все они обладали исключительными лидерскими способностями. Можно привести немало других примеров.

Однако влияние руководства может быть и отрицательным. Например, царь Иеровоам ввел Израиль в грех идолопоклонства. В итоге это привело к духовному упадку и деградации Северного царства. Поступок Иеровоама стал фатальным для народа Божьего. Негативные примеры можно найти и в истории церкви. Так папа Римский Урбан II стал инициатором крестовых походов, а папа Лев X ввел практику индульгенций.Протестантские лидеры тоже не всегда были примером библейского руководства.Достаточно упомянуть возникновение либерального богословия, которое постепенно привело к серьезному смещению акцентов. Сегодня в некоторых церквах благословляют однополые браки, что свидетельствует об утрате истины.

Конечно, не всегда отрицательное влияние руководства приобретает столь большие масштабы. Но нужно признать, что оно, к сожалению, имеет место в жизни церквей и деятельности христианских руководителей. Этот негатив распространяется как на церковное, так и на светское руководство. С чем это связано?

С одной стороны, лидеры не всегда опираются на библейский подход в руководстве.

Бонхёффер писал: «Совершенное послушание заповедям Христа должно было осуществляться в ежедневных трудах».

Христианские принципы проявляются и в повседневной жизни. Эта повседневность приводит к тому, что пасторы, церковные лидеры или светские руководители-христиане не всегда замечают, где опираются на мирские принципы. Апостол Петр писал, что святость должна проявляться во всех поступках (1 Пет. 1:15-16). Однако нередко могут возникать ситуации, когда руководители согрешают, причем делают это, сами того не замечая.

С другой стороны, отрицательные моменты руководства бывают обусловлены некомпетентностью лидеров. Например, пастор может усердно молиться, но не уделять внимание развитию характера или игнорировать некоторые другие законы руководства.

Это негативно скажется на эффективности управления. Проповеди такого священника не будут оказывать должного влияния на людей. Паства с пониманием отнесется к несовершенству пастора, когда это несовершенство предполагает искренность, честность, любовь к людям и тенденцию к развитию.

Иоанн Златоуст считал: «Важным и негордым, суровым и благостным, властным и общительным, беспристрастным и услужливым, смиренным и нераболепным, строгим и кротким — вот каким должен быть священник».

Добиться этого крайне сложно. Однако важно, насколько христианский руководитель стремится к преображению своей личности в образ Христов. Апостол Павел желал познавать Иисуса все больше и больше (Фил. 3:7-15). Благодаря этому стремлению Павел оказался эффективен на христианском поприще.

Руководителю нужно сохранять баланс в вопросе духовного и естественного развития. Молитва, пост, размышление над Священным Писанием – это очень важные аспекты христианской веры. Однако лидерство предполагает способность взаимодействовать с людьми и вести их за собой. Только за счет молитвы человек не добьется результатов.

Например, если предприниматель-христианин будет много молиться, но при этом не научится взаимодействовать с поставщиками или деловыми партнерами, управлять коллективом, выбирать грамотную маркетинговую стратегию, разумно использовать средства; такой человек не будет эффективен. Руководитель-христианин не должен впадать в одну из двух крайностей. В первом случае это могут быть мирские ценности и мирской тип мышления, во втором – чрезмерная «духовность», в которой проявляется незрелость и отсутствие мудрости.

Здесь уместно привести высказывание Бонхёффера, который утверждал: «Есть непозволительное пребывание в мире и непозволительное бегство от мира».

Итак, важность библейского руководства не вызывает сомнений. Именно Священное Писание является основанием нашей жизни. Руководители любого ранга могут черпать вдохновение и находить полезные советы в Библии. Эта книга является настольной для каждого истинно верующего христианина. Она всегда будет актуальной, и эта тенденция должна сохраниться на протяжении всей нашей жизни. Истинное руководство опирается на библейское мировоззрение, которое формируется в процессе преображения нашего ума в ум Христов (1 Кор. 2:16).

А что думаете вы? Поделитесь своим мнением в комментариях!