Найти тему
Катехизис и Катарсис

Слухи о содоме – Интимная жизнь русских государей XVI века

Сплети - неотъемлемая часть жизни любого общества. Их слушают, обсуждают и передают дальше, формируя тем самым устойчивые связи вокруг ненависти или любви к объекту обсуждения. Самые пикантные сплетни обычно касаются личной жизни жертвы. А наибольшую остроту имеют новости из жизни власть имущих.

В России XV–XVI веков дела обстояли ничуть не лучше, чем сейчас. Обсуждать всякие мелочи было любимым делом огромной кучи людей, даже не догадывавшихся о влиянии своих досужих рассуждений. Дело в том, что одной из интереснейших тем того времени было обсуждение того, как, кто и в каких вариациях великий князь или царь предавался содому. Эти сплетни с удовольствием считывали многочисленные иностранцы, фиксируя их в своих записках и сочинениях. А после эти же отчеты возвращались в "Отечество", портя жизнь ученым, которым приходилось разбираться, где правда, а где вымысел.

Прежде всего стоит сказать, что в целом Россия XV–XVI веков поражала заезжих гостей странной и непонятной для столь дикой страны сексуальной "свободой". Многочисленные сведения о содомитах – тут это используется в знакомом нам значении гомосексуалистов – вызывали почесывания в головах европейцев, которых в Европе за такие дела могли отправить на костер. Ну, а в России, если взять, допустим, слова Сигизмунда Герберштейна, за распространение традиций чистки трубы полагалось лишь церковное покаяние.

Сигизмунд Герберштейн
Сигизмунд Герберштейн

Другой заезжий гость – английский дипломат Джордж Тэрбервилл - писывал свои впечатления от быта московитов в стихотворном послании к своему другу так:


"Хоть есть у мужика достойная супруга,
Он ей предпочитает мужеложца-друга.
Он тащит юношей, не дев, к себе в постель.
Вот в грех какой его ввергает хмель"


И ладно бы это опять иностранцы думают всякие гадости. Давно известно, что все известия о России, написанные за рубежом, стоит делить не на два и не на три. Но даже так митрополит Московский и всея Руси Макарий в 1552 г. негодовал из-за нравов, царивших в русском войске, осаждавшем Казань, жалуясь, что стрельцы "с
одевали со младыми юношами содомское зло, скаредное и богомерзкое дело".

Отследить по актуальным документам XVI века наказание за содомский грех получается как-то криво. Тот же "Домострой" кратко фиксировал лишь, что "
предающиеся содомии Царствия Божия не наследят". Аналогичное наказание можно обнаружить и в "Стоглаве" 1551 г., где закоренелых содомитов "от всякие святыни отлучали, и в церковь входу не давали". Звучит, конечно, не очень страшно, но не забываем, что реалии человека XVI века пока еще не включали в себя полностью независимого мышления, а потому отлучение от святынь было вполне себе серьезным наказанием. Другое дело, что в реалиях православной культуры "содомия" могла означать не только разгрузку вагнов с углем, но также совокупление с родственником или внебрачный секс.

Помимо рядовых любителей мясного укола, в России были в ходу сплетни о содоме, творившемся среди сильных мира сего. Так в церковных источниках можно найти обвинения в содомии, адресованные митрополиту Московскому и всея Руси Зосиме Брадатому (1490−1494). Именно ему, судя по всему, псковский инок Филофей посвятил одно из своих знаменитых посланий теме мужеложства, прося великого князя Василия Ивановича искоренить на Руси "
горький плевел содомии".

Правда, если верить слухам, сам Василий III тоже был изрядным любителем пошебуршить в дупле. Когда великий князь женился на 16-летней Елене Глинской, иностранцы передавали бродившие по Москве слухи, что интимная жизнь новобрачных протекала весьма своеобразно. Василий был готов к исполнению супружеского долга, только если в их с женой постель ложился обнаженный сотник дворцовой стражи. Княгине это не нравилось, но вовсе не из-за смущения - она боялась, что если о государевых причудах станет известно, то наследников Василия будут подозревать в незаконнорожденности. И не то что бы она оказалась не права – родившегося в 1530 г. Ивана Васильевича некоторые современники считали сыном конюшего Ивана Овчины-Телепнёва-Оболенского - фаворита великой княгини.

"Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи" (Фёдор Басманов слева от Ивана IV в серебристом кафтане)
"Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи" (Фёдор Басманов слева от Ивана IV в серебристом кафтане)

Ну и как же обойтись без самого Ивана IV, слухи о котором приписывали ему не только жестокость, но также извращенность в выборе половых партнеров. Окей – до женщин царь действительно был охоч – с этим особо никто не спорит. Но сплетничать о сексе с женщинами неинтересною Другое дело - пляшущие в бабских летниках молодые опричники. Так сбежавший в Литву князь Андрей Курбский в своих письмах к Грозному прямо называл Фёдора "царёвым любовником". А Альберт Шлихтинг, семь лет, служивший переводчиком при царском дворе, писал, что царь "злоупотреблял любовью этого Федора, а он обычно подводил всех под гнев тирана". Плюс есть еще один рассказ Алессандро Гваньини о том, как одного князя убили в подвале дворца только за то, что он бросил в лицо Фёдору Басманову: "Я и предки мои служили всегда с пользою государю, а ты служишь гнусною содомиею". Но поминая то, что сам Гваньини в России никогда не бывал – возвращаемся к высказанной ранее установке – делим на два, то и на три.

Чтобы текст не превращался в банальное перечисление слухах о том, кто кому и куда запускал кожаную пулю, попробуем дать некоторую оценку самому механизму сплетен. Понятное дело, что в таких случаях вспоминают присказку "в каждой шутке лишь доля шутки". Мол, если есть сплетня – значит есть основания. Однако это работает не так.

Большинство сплетен о содомитстве властвующих персон появлялось в тот период, когда страна и общество переживали тяжкие испытания и кризисы. В более спокойные времена такого рода сплетен было сравнительно меньше, что говорит скорее о социальной функции слухов, а не о том, какие они крутые и правдивые. Чем более сложная ситуация вокруг – тем с большей вероятностью человек поверит в сплетню и будет распространять ее дальше. И даже так у сплетен про лупление в туза были свои плюсы. Они умиротворяли.

Ну то есть представьте, что у вас нет особых прав и возможностей, нет вариантов повлиять не текущую ситуацию и улучшить свою жизнь. То война, то еретики, то опричнина, то еще какая дрянь. Делать тебе нечего, а сплетни смягчают твое отношение к жизни и окружающему миру, позволяя поддерживать допустимый минимум приемлемого настроения. Посудачил с соседями о том, какой царь содомит – стало на душе полегче. И ведь не только потому, что ты просто поругал власть. А еще потому, что царь - тоже человек. Кроме того сплетни часто использовались, как форма "самозащиты", когда обсуждение «грешков» другого, особенно из среды политической элиты, была попыткой оградить от пересудов самого себя.

В качестве гипотезы, можно предположить модель появления сплетен подобного характера в донесениях и сочинениях иностранцев, посетивших России во время деловых поездок. В XV–XVI веке контроль за иностранными дипломатами и купцами был особенно строг – им запрещалось свободное перемещение по стране, их передвижения по городу часто контролировались конвоем из доверенных лиц царского двора. В отдельных случаях им воспрещалось выходить из своих домов во время пребывания в городах. В подобных условиях появление сплетен обуславливается отсутствием информации о внешнем мире и социальной среде. В подобной ситуации единственным способом коммуникации с внешним миром для иностранца становились слуги, занимавшиеся обслугой иноземца. В случае установления успешного контакта, иностранец мог потребовать от своего единственного контакта любых возможных сведений о ситуации при царском дворе для произведения лучшего впечатления. Сведения о ротации элиты при дворе, а также текущей ситуации в среде приближенных царя, могли трансформироваться, приобретая форму сплетни о сексуальных девиациях правителей, формировавшей более яркий и острый образ в сознании иностранца.

БОИ ЗА ИСТОРИЮ

Что почитать?
1. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1996.
2. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
3. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев: под ред. Ю.А. Лимонова. Л., 1986.