Найти в Дзене

Для чего нужна «Техника чтения?»

Недавно наткнулась в ВК на небольшое интервью Т.В.Черниговской, где она сказала: «Последний, кого я хочу к себе взять на работу – это отличник, который хорошо считает, потому что у меня для этого компьютер есть».

Хотя речь здесь о математике, мне пришла мысль о скорости чтения. Даже именно о «Технике чтения», которую в наших школах сдают на оценку.

Во- первых, сразу вспомнила свою недавнюю клиентку, которая сетовала, что ее старшая девочка (с проблемами которой она и обратилась) читает в школе меньшее количество слов в минуту, чем младшая. А ей очень хотелось бы, чтобы и эта дочка была в числе лучших по Технике чтения.

Во- вторых, я вспомнила свое школьное время, когда я, будучи одной из лучших в классе, боялась того дня, когда нужно было сдавать чтение на скорость. Может быть сейчас в школе все по- другому, но у нас принимал чтение только завуч (оооочень жуткий человек). Сидел он в отдельном кабинете и идти к нему нужно было по- одному через длинный- предлинный коридор, стоять под дверями и ожидать, когда он пригласит. До сих пор с ужасом вспоминаю этот полутемный кабинет и секундомер в его руках. Сердце выскакивало так, что аж в ушах стучало! А это всегда в начальной школе, то есть мне было 7-8 лет. Зато какая гордость потом – я несу маме результат, который намного выше того, что нужно читать на пятерку. Мама с папой гордятся и я понимаю, что я на пьедестале.

С того момента, когда я тряслась под дверями «Синей бороды» в виде завуча, прошло примерно 44 года. А в наших школах все также неизменно сдается этот показатель по чтению. А для чего это нужно? Для кого? Насколько нужно стремиться к тому, чтобы ваш ребенок мог очень быстро читать? Это ведь все на оценку, значит Оценивается, значит мама будет на школьном собрании или гордиться или стыдливо опускать глаза. А как это важно для ребенка? Адекватен ли страх сдачи «Техники чтения» ее пользе?

Пошла в Интернет. Поискала, для чего проверяют это в школе. Что нашла:

- При такой проверке можно выявить серьезные отклонения в ментальном здоровье ребенка или узнать о его ограничениях. Скажем, обнаружить дислексию.

Ну и что? Дислексия не отменяет способностей к обучению и нормального интеллекта. Тут нужен особый подход к ребенку. А у него будет стоять «2» в дневнике. Так себе история.

- Современные дети, в большинстве своем, приходят в школу уже умея читать. И бывает так, что ребенок читает с нарушениями, потому что его так научили папа и мама. Например, ребенок пропускает буквы, путает буквы и звуки. В таком случае, педагог узнает о проблеме и принимается ее решать.

Ну так, по- моему, можно и без «Техники чтения» с этим разобраться. А тут только ребенок пришел в школу, глаза еще пока горят. Он гордится собой. А ему : «Ты тут не особо гордись, у тебя Техника чтения хромает». Так? А потом мама недоумевает от того, что ребенок не хочет ходить в школу.

- Проверка техники чтения позволяет учителю понять, насколько хорошо развита речь ребенка. Как он ставит ударения в словах, правильно ли интонирует, читая вслух, нет ли у него логопедических проблем.

Ну для чего же это проверять именно на скорости? Можно же более креативно и интересно проверить, как интонирует и ставит ударения ребенок.

- Одна из главных целей проверки - узнать, понимает ли ребенок прочитанное.

А вот это уже большой вопрос. Если говорить о себе, то я точно плохо помнила о том, что я тогда прочитала. Главное было – сколько же слов в минуту я успею!

Очень часто встречаю родителей, которые хвалятся друг перед другом: «А мой столько слов в минуту читает!» И начинают натаскивать своих детей по текстам, скачанным из Интернета. Да, можно довести ребенка то того, что он очень бегло читает тексты, иногда даже пересказывает практически наизусть, на автоматизме. Интересно, а смысл понимает? Не всегда, как мне кажется.

Но это же и не главное. Главное – оценка, нет? Где здесь про ребенка? Тут про соревнование родителей, по- моему.

И когда же поменяется уже обучение детей в наших школах? Когда же будут обращать внимание на индивидуальность и уникальность каждого отдельного ребенка? А не всех по шкале для скорости чтения. А может этот ребенок вообще по жизни говорит очень медленно. Встречали таких? Или очень быстро, как я. Мы же все разные.

Так и не пойму -проверка техники чтения - полезная или вредная штука?

Как вы считаете?

Ps: С проблемой низкой самооценки ребенка, с тревожностью, страхами, последствиями стресса я смогу помочь вашему ребенку, если вы мне напишите в личные сообщения "Хочу на разбор"