Найти в Дзене

Ментальная самооборона: достойно отвечаем обидчикам

Оглавление

Все люди ведут себя по-разному: одни прямо скажут о причине своего недовольства, другие же будут улыбаться вам в лицо, но каждым своим действием намекать на ваши недостатки или несовершенства.

И ты вроде как всё понимаешь, но ответить грубияну не можешь (ведь он мил, учтив и не сказал ничего такого).

Разбираемся, как поставить «недообидчика» на место.

©  Drazen Zigic / Freepik
© Drazen Zigic / Freepik

Проявления пассивно-агрессивного поведения

Пассивная агрессия – это форма скрытой неприязни, которая заключается в выражения истинных негативных эмоций под видом милого и доброжелательного общения или мнимой заботы.

Недоброе высказывание вуалируется намеренно: чтобы человек задумался, не о нём ли речь, но прямых доказательств этого не получил. Так недоброжелатель добъётся цели (задеть собеседника), но не получит отпора.

А отпора он не получит потому, что собеседник, вероятно, задумается: «А вдруг я всё придумал сам и в словах не было никакого подтекста?».

Если вы никогда не сталкивались с пассивно-агрессивным поведением, вот несколько примеров.

Собеседник действует совсем не из добрых побуждений, если:

1. Проявляет мнимую заботу. Человек преподносит неприятный факт под видом доброго совета.

«Не обижайся, но ты просто ужасно одеваешься. Я говорю об этом потому, что хочу тебе помочь».

«Ты тратишь так много сил на свои картины, но какой в этом смысл? Я не хочу тебя обидеть, но в магазинах можно купить то же самое намного дешевле».

©  Freepik
© Freepik

2. Приводит в пример других, но с намёком на вас. В коллективе человек может говорить о чём-то не прямо, а завуалированно.

«Вон некоторые вообще зарплату получают, а ничего не делают».

«У бухгалтерии-то точно работы побольше, чем у этих рекламщиков».

3. Совершает раздражающие действия. Например, человек специально медлит, зная, что вы спешите. Или громко разговаривает по телефону, когда вам нужна тишина.

©  diana.grytsku / Freepik
© diana.grytsku / Freepik

4. Демонстративно игнорирует. Например, человек до последнего не отвечает на вопрос в общем чате, пока вы не обратитесь к нему лично. Или дружелюбно ведёт себя в компании, но при встрече один на один даже не здоровается.

5. Говорит о своей небольшой «проблеме» с намёком на вашу проблему. Культурный человек никогда не укажет другому на его недостаток. Бескультурный – либо укажет прямо, либо найдёт другие пути.

В школе одну мою знакомую за глаза дразнили за «кривые ноги». Причём в реальности никаких дефектов у неё не было – другие дети просто хотели её задеть. Но сказать это лично никто из одноклассников не решался, все только посмеивались в стороне. Поэтому когда она проходила по коридору, девочки начинали демонстративное обсуждение собственных персон: «Свет, как ты считаешь, может мне вообще не стоит носить юбки с такими ногами?». К сожалению, в жизни такое не редкость. Особенно среди подростков. А девочка из истории выросла настоящей красавицей назло всем недоброжелателям.

Терпеть такое поведение точно не стоит. Но проблема состоит в том, что проявления недоброжелательности могут быть заметны вам и не заметны другим (если они не в курсе обстоятельств). Резко ответив на такое «милое поведение», вы рискуете столкнуться с непониманием и прослыть грубияном.

Даём отпор недоброжелателю

Проще всего разобраться с недругом, когда намёк был сделан один на один. Притворной улыбкой и милой речью человек «заметает следы» своих недобрых мыслей. Делает всё для того, чтобы собеседник только задумался, но не раскусил его. Иными словами, он не ожидает прямой реакции. Этим и можно воспользоваться.

Если вы уверены, что негативное высказывание адресовано вам, покажите, что поняли это и прямо ответьте:

Пример 1:

– Не обижайся, но ты просто ужасно одеваешься. Я говорю об этом потому, что хочу тебе помочь.

– Я одеваюсь так, как считаю нужным. Мой внешний вид не нарушает личное пространство других людей и соответствует общепринятым нормам. А подобные высказывания – вкусовщина и признак бескультурия.

Пример 2:

– Вон некоторые вообще зарплату получают, а ничего не делают.

Если ты имеешь в виду меня, то я выполняю весь положенный объём работы. Ещё и помогаю коллегам, тебе в том числе.

Таким ответом вы поставите недруга в неловкое положение. Он будет вынужден сменить тактику нападения на тактику защиты и начнёт оправдываться тем, что имел в виду совсем другое.

©  Freepik
© Freepik

Если человек говорит о вас вполне прямо, демонстративно игнорирует, настраивает других против вас или саботирует рабочий процесс, можно задать ему вопрос:

«Я тебя чем-то обидел? Или чем обусловлено такое поведение?»

Интересно будет услышать его реакцию. Если собеседник ответит, что никакой проблемы нет, скажите, что в таком случае впредь не желаете слышать от него подобных высказываний в свой адрес.

Когда намёк был сделан прилюдно, недоброжелателю можно ответить показанным выше способом, если остальной коллектив:

  1. В курсе его характера.
  2. Знает, что обвинения необоснованны.
  3. Неоднократно сталкивался с подобными высказываниями из уст этого человека.
Если конфликт назревал только между вами и другим человеком (другие люди не в курсе ситуации), не высказывайтесь прилюдно. Попробуйте поговорить с недоброжелателем лично.

Обычно откровенного прямого и достаточно жёсткого разговора достаточно для того, чтобы ситуация не повторялась. Если попытки задеть вас продолжаются, не ведитесь на провокации.

©  Freepik
© Freepik

Как действовать, если скрытые обвинения продолжаются:

1. Делайте вид, что не понимаете намёков. Можно даже подыграть манипулятору.

– Вон некоторые вообще зарплату получают, а ничего не делают.

Точно! Я бы тоже хотел сидеть, разгадывать кроссворды и деньги получать. Хотя я уверен, что мы многого не знаем, и работы у других не меньше, чем у нас с тобой.

2. Минимизируйте общение с провокатором. Этот человек вам явно не друг, поэтому незачем держать его в своём круге общения.

Если вы столкнулись с пассивно-агрессивным поведением со стороны знакомых, коллег или родственников, важно не игнорировать проблему. Но и отвечать тем же не стоит:

  • Лучше провести откровенный разговор с обидчиком.
  • Если это не помогло – просто игнорировать его попытки задеть вас, демонстративно не воспринимая на свой счёт.
  • Иногда помогает прикинуться «дурачком», будто бы вы совсем не уловили, что речь о вас. Если «пасы» манипулятора будут попадать в стену (оставаться без внимания), игра станет для него неинтересной и попытки задеть вас, скорее всего, прекратятся.
Важный момент: в статье говорится о простых бытовых единичных случаях. При систематическом принижении, обесценивании личности и зависимости от манипулятора человеку требуется помощь психолога!

Конечно, все ситуации разные и в каждой требуется особый подход.

А вы сталкивались с «доброжелательными недоброжелателями»? Расскажите в комментариях.

Поддержите канал подпиской и лайком, если было полезно! Так мы будем знать, что можем готовить больше материалов по теме :)