В 2022 году журнал Classic Rock попросил целый ряд известных современных гитаристов, являющихся поклонниками Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), ответить на вопросы, касающиеся творческого наследия общепризнанного гения гитары.
Вот несколько моментов из разговора корреспондента с Джо Сатриани (Joe Satriani):
- Что значил и значит для вас Джими Хендрикс как музыкант?
- Сердце и душа Джими проявлялись во всем, что он делал, и это оказало на меня, молодого музыканта, самое серьёзное влияние. У меня до сих пор остается ощущение, что он целиком отдавался музыке каждый раз, когда выступал… Смотрите, каждая песня Джими была уникальной возможностью для самовыражения, но не только: он безостановочно продолжал свои исследования музыки, он раздвигал границы. И он постоянно демонстрировал свои исполнительские возможности, причём всё это происходило самым естественным образом. Его мастерство импровизатора просто завораживало. Его умение убедило меня, молодого музыканта, в том, что именно это должно стать частью моей жизни.
- В чём состояло новаторство Джими?
- Он показал нам, что на электрогитаре можно играть с гораздо большей выразительностью, чем это делалось раньше, до него. В каждой песне, каждом номере, который он исполнял, он использовал буквально всё: пальцы, кисти рук, свой разум, даже своё тело. Он буквально сливался с инструментом, по сей день его игра поражает воображение.
- Какой момент в творчестве Хендрикса вам нравится больше всего и почему?
- Каждый раз, когда кто-то задает мне этот вопрос, у меня рождается новый ответ – и это чистая правда. Мне на самом деле нравится всё его творчество, все его треки… Сегодня, пожалуй, я выделил бы “Machine Gun” за потрясающее звучание гитары. Это песня с альбома “Band of Gypsys”, записанного живьём в Филлмор Ист.
Давайте начнем с самого начала: это была импровизация во всех смыслах этого слова. Он играл с новой группой – это было трио с басистом Билли Коксом (Billy Cox) и барабанщиком Бадди Майлзом (Buddy Miles), - и они впервые выступали перед большой аудиторией. Джими играл на «страте», у него под ногами была пара педалей и три усилителя Marshall, точнее - три половинки полных «стэков». Любой гитарист, который когда-либо записывал концертный альбом, знает, что такое волнение: у вас или бабочки в животе порхают, или ладони потеют, либо всё вместе. Но только в наши дни у вас есть массивный «педалборд» под ногами - то есть набор самых разных эффектов, - плюс существует возможность перезаписать или подправить свою игру позже, что-то подтянуть, что-то убрать или наложить заново… Но во времена Джими ничего подобного не было! Всё, что было сыграно, оно уходило на плёнку, а вслед за этим, как говорится, в вечность… И вы также вспомните о том времени, начале 70-х, когда это происходило: о всех тех политических и социальных потрясениях в Америке, о войне во Вьетнаме… И ещё: это был момент, когда Джими, игравший до этого с двумя британцами, вдруг появился на сцене с двумя афроамериканцами – и это тоже было знаком.
В результате они отыграли сногсшибательный сет, в котором была эта самая композиция - “Machine Gun”, – и с неё начался новый отсчёт времени. Джими как бы сказал: "С этого момента вы будете делать всё именно так!". Он, конечно же, так не думал, это был невинный Джими, пытавшийся играть красивую музыку, пытавшийся привлечь внимание к политической ситуации. Ему было двадцать семь лет, он старался сделать что-то своё, уникальное.
В этом треке он показал нам, как можно играть ритм, рифф и мелодию одновременно, при этом сливаясь с группой воедино. Обратите внимание, как он активно использовал рычаг вибрато, не боясь расстроить гитару; один аккорд будто перетекал в другой. Он свободно оперировал мажором и минором, создавая контекст электро-блюза нового, третьего, поколения. Даже если забыть о wah-wah, Uni-Vibe и Octavia, то всё, что он делал, было новаторским.
- Все ли тайны Хендрикса разгаданы?
- Пытаться понять этого гения – это почти как пытаться понять людей, которые строили пирамиды… Это как проникнуть в мышление тех, кто придумал первую железную дорогу или впервые поднялся в воздух на самолете. Для меня многие вопросы остаются без ответов…
Хочу вам напомнить одно волшебство, которое оказалось запечатленным на пленке: это фестиваль в Монтерее, когда Джими представляет песню Боба Дилана (Bob Dylan) “Like A Rolling Stone”. На ваших глазах он изобретает её заново, он возвышает её, а затем тут же разрушает – и это лишь Джими и его гитара.
И в этом его невинность, смелость, наивность, дерзость, музыкальность, зрелищность – всё вместе… Это великолепно, и ты чувствуешь, что это конкретный момент его жизни, мгновение, ушедшее в вечность».
P.S. Видео-ссылки, которые я «пристегнул», конечно же, не дают полного представления о тех вещах, о которых говорит Сатриани. Вы можете найти в YouTube гораздо больше информации как по этим двум песням, так и по Хендриксу в целом.