26,8K подписчиков

Советская модернистская архитектура ака базы повстанцев из "Звездных войн".

▪️Пансионат "Дружба", Курпаты, Крым (1983, арх.: И. А. Василевский)
▪️Пансионат "Дружба", Курпаты, Крым (1983, арх.: И. А. Василевский)

Рубеж 1950-х-1960-х годов для СССР стали эпохой невероятного духовного и душевного подъема, и научно-технических революций. Все верили, что коммунистической утопии таки быть и возможно все - водородную бомбу изобрели, построили первую в мире атомную электростанцию в Обнинске и синхрофазотрон в Дубне, отправили первого человека в космос, в конце концов (ну и между строк - аккурат за годы оттепели советские ученые получили десять Нобелевских премий).

Можно вспомнить забавнейший диалог Хрущева с Никсоном на "кухонных дебатах" 1959 года (в день открытия Американской национальной выставке в Сокольниках), во время которого первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич подчеркнул, что производство СССР занимается куда более серьезными вещами, а не всякими буржуазными "штучками".

А "штучки" эти буржуазные аккурат и были показаны (громко и во весь голос) в Сокольниках на Американской национальной выставке в павильоне "Золотой купол" выдающегося американского архитектора Бакминстера Фуллера (тот самый радикал, придумавший концепцию геодезического купола - сферической структуры, состоящей из соединительных линий, а не из единой изогнутой поверхности).

▪️Архитектор Бакминстер Фуллер и его геодезический купол.
▪️Архитектор Бакминстер Фуллер и его геодезический купол.

▪️Американская национальная выставка в Сокольниках. Павильон "Золотой купол", 1959.
▪️Американская национальная выставка в Сокольниках. Павильон "Золотой купол", 1959.

Именно там советский люд впервые попробовал пепси-колу, увидел компьютер, посудомоечную машину и прочую бытовую технику типичного дома среднестатистического американца, сделал фотокарточки на полароид, посидел в кадиллаке, узнал о супермаркетах… и тоже захотел жить в комфортной и удобной среде обитания со стиральной и посудомоечной машинками в квартире (кроме того, именно на эту выставку американцы привезли картины Джексона Поллака / по средним данным, только в первый день открытия на американской выставке побывали 75 тысяч человек, а всего за 6 недель выставку посетило почти 3 млн. советских граждан).

Ослабление давления власти и рьяное желание народа к переменам способствовали развитию урбанизации – строились новые города при заводах, моногорода, наукограды… в обиход вошли скоростные автомобили и поезда, которые уже не могли существовать в советском городе старой формации. И тут на помощь пришли НЭРовцы – группа студентов МАРХИ, защитившая в 1961 году коллективный диплом по градостроительной реформе, да так успешно, что в 1977 году по результатам их исследования издали книгу "Новый элемент расселения" или НЭР.

▪️Участники группы НЭР после защиты диплома в МАРХИ (слева направо): С. Садовский, А. Звездин, А.Бабуров, Н. Гладкова, А. Гутнов, И. Лежава, Н. Суханова, 1961.
▪️Участники группы НЭР после защиты диплома в МАРХИ (слева направо): С. Садовский, А. Звездин, А.Бабуров, Н. Гладкова, А. Гутнов, И. Лежава, Н. Суханова, 1961.

▪️Обновленная концепция НЭР для всемирной выставки в Осаке, 1970. Авторы: А. Гутнов, И. Лежава, В. Баженов, И. Бельман, И. Лунькова, Е. Русаков, В. Скачков, А. Скокан, И. Телятников, Н. Федяева, В. Юдинцев, социолог Г. Дюментон.
▪️Обновленная концепция НЭР для всемирной выставки в Осаке, 1970. Авторы: А. Гутнов, И. Лежава, В. Баженов, И. Бельман, И. Лунькова, Е. Русаков, В. Скачков, А. Скокан, И. Телятников, Н. Федяева, В. Юдинцев, социолог Г. Дюментон.

▪️Макет спиралевидного НЭР, выполненного в Японии для всемирной выставки в Осаке по эскизному макету и чертежам группы НЭР.
▪️Макет спиралевидного НЭР, выполненного в Японии для всемирной выставки в Осаке по эскизному макету и чертежам группы НЭР.

Вся соль НЭРовской идеи заключалась в том, что города необходимо строить с учетом экономии времени (поскольку жизнь сильно ускорилась), а именно разрабатывать новые маршруты для общественного транспорта, строить скоростные автомагистрали, торговые центры, вокзалы, гаражи, квартиры, заводы, учебные заведения плюс стараться совмещать дополняющие друг друга постройки и грамотно, лаконично встраивать их в уже существующий городской быт. Именно НЭРовцы, к слову, на Всемирной выставке в Осаке 1970 года предложили проект "города-улитки" - от высоток в центре к периферийной одноэтажной застройке, которая постепенно сливалась с природой. Так начался сказ о том, что озеленение тоже необходимо включать в городскую застройку.

Но все же в 1960-ые магистральной темой для любого советского гражданина был космос – лейтмотив научной и культурной жизни страны (ракетостроение, космонавтика, аэродинамика, кибернетика, генетика, психология, города будущего, типа подземного города-землескреба, города-бункера, города-поплавка, дрейфующего города, города на понтонах, города в воздухе, города в космосе, кибернетического города… архитекторы-бионики предлагали, скажем, города, построенные по образцу клеточного организма, где каждый район дублирует живую клетку (арх. Юрий Лебедев)). Этакое возрождение (или реанимация) на новом этапе прогресса и знаний футуристических фантазий 20-х годов.

А все потому, что холодная война сильно стимулировала развитие космонавтики. Только за одно десятилетие Юрий Гагарин полетел в космос (1961), появилось цветное телевидение (1967), "Аполлон-11" благополучно оказался на Луне (1969).

Собственно, формы спутников и космических кораблей (которые бороздят просторы вселенной) стали активно адаптироваться в предметах быта, например, пылесосы "Сатурн", "Ракета", "Чайка" или стиральная машинка ЭАЯ. Фильм "Гостья из будущего" стал бомбой, а дизайнеры мебели и одежды на разный лад экспериментировали с футуристической прокосмической тематикой.

▪️Пылесос "Сатурн". Вильнюсский завод электросварочного оборудования, 1967.
▪️Пылесос "Сатурн". Вильнюсский завод электросварочного оборудования, 1967.

▪️Пылесос "Ракета".
▪️Пылесос "Ракета".

▪️Пылесос "Чайка".
▪️Пылесос "Чайка".

▪️Стиральная машина ЭАЯ-2. Выпускалась Рижским электромашиностроительным заводом с 1950 года.
▪️Стиральная машина ЭАЯ-2. Выпускалась Рижским электромашиностроительным заводом с 1950 года.

Цитирование это, само собой, не обошло стороной и архитектуру - так на свет появились советские базы повстанцев из "Звездных воин".

1️⃣ Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург (1968, арх.: Б. И. Артюшин, С. В. Савин, конструкторы: А. Мартьянов, Г. Драбкин)

▪️Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург (1968, арх.: Б. И. Артюшин, С. В. Савин, конструкторы: А. Мартьянов, Г. Драбкин)
▪️Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург (1968, арх.: Б. И. Артюшин, С. В. Савин, конструкторы: А. Мартьянов, Г. Драбкин)

▪️Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург (1968, арх.: Б. И. Артюшин, С. В. Савин, конструкторы: А. Мартьянов, Г. Драбкин)
▪️Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург (1968, арх.: Б. И. Артюшин, С. В. Савин, конструкторы: А. Мартьянов, Г. Драбкин)

▪️Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург (1968, арх.: Б. И. Артюшин, С. В. Савин, конструкторы: А. Мартьянов, Г. Драбкин)
▪️Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург (1968, арх.: Б. И. Артюшин, С. В. Савин, конструкторы: А. Мартьянов, Г. Драбкин)

2️⃣ Здание Президиума РАН, Москва (1970, арх.: ГИПРОНИИ АН СССР, авторский коллектив: Ю. Платонов, А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин, А. Левенштейн)

▪️Здание Президиума РАН, Москва (1970, арх.: ГИПРОНИИ АН СССР, авторский коллектив: Ю. Платонов, А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин, А. Левенштейн)
▪️Здание Президиума РАН, Москва (1970, арх.: ГИПРОНИИ АН СССР, авторский коллектив: Ю. Платонов, А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин, А. Левенштейн)

▪️Здание Президиума РАН, Москва (1970, арх.: ГИПРОНИИ АН СССР, авторский коллектив: Ю. Платонов, А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин, А. Левенштейн)
▪️Здание Президиума РАН, Москва (1970, арх.: ГИПРОНИИ АН СССР, авторский коллектив: Ю. Платонов, А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин, А. Левенштейн)

▪️Здание Президиума РАН, Москва (1970, арх.: ГИПРОНИИ АН СССР, авторский коллектив: Ю. Платонов, А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин, А. Левенштейн)
▪️Здание Президиума РАН, Москва (1970, арх.: ГИПРОНИИ АН СССР, авторский коллектив: Ю. Платонов, А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин, А. Левенштейн)

3️⃣ Дом Советов, Калининград (1970, арх.: Л. В. Мисожников)

  Рубеж 1950-х-1960-х годов для СССР стали эпохой невероятного духовного и душевного подъема, и научно-технических революций.-17

▪️Дом Советов, Калининград (1970, арх.: Л. В. Мисожников)
▪️Дом Советов, Калининград (1970, арх.: Л. В. Мисожников)

▪️Дом Советов, Калининград (1970, арх.: Л. В. Мисожников)
▪️Дом Советов, Калининград (1970, арх.: Л. В. Мисожников)

4️⃣ Дворец бракосочетания, Тбилиси (1980, арх.: В. Джорбенадзе, В. Орбеладзе)

▪️Дворец бракосочетания, Тбилиси (1980, арх.: В. Джорбенадзе, В. Орбеладзе)
▪️Дворец бракосочетания, Тбилиси (1980, арх.: В. Джорбенадзе, В. Орбеладзе)

▪️Дворец бракосочетания, Тбилиси (1980, арх.: В. Джорбенадзе, В. Орбеладзе)
▪️Дворец бракосочетания, Тбилиси (1980, арх.: В. Джорбенадзе, В. Орбеладзе)

▪️Дворец бракосочетания, Тбилиси (1980, арх.: В. Джорбенадзе, В. Орбеладзе)
▪️Дворец бракосочетания, Тбилиси (1980, арх.: В. Джорбенадзе, В. Орбеладзе)

5️⃣ Крематорий, расположенный рядом с Байковым кладбищем, Киев (1975, арх.: А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко)

▪️Крематорий, расположенный рядом с Байковым кладбищем, Киев (1975, арх.: А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко)
▪️Крематорий, расположенный рядом с Байковым кладбищем, Киев (1975, арх.: А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко)

▪️Крематорий, расположенный рядом с Байковым кладбищем, Киев (1975, арх.: А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко)
▪️Крематорий, расположенный рядом с Байковым кладбищем, Киев (1975, арх.: А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко)

▪️Крематорий, расположенный рядом с Байковым кладбищем, Киев (1975, арх.: А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко)
▪️Крематорий, расположенный рядом с Байковым кладбищем, Киев (1975, арх.: А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко)

6️⃣ Гелиокомплекс "Солнце" или солнечная печь, Узбекистан (1981, арх.: В. Захаров, О. Таушканов)

▪️Гелиокомплекс "Солнце" или солнечная печь, Узбекистан (1981, арх.: В. Захаров, О. Таушканов)
▪️Гелиокомплекс "Солнце" или солнечная печь, Узбекистан (1981, арх.: В. Захаров, О. Таушканов)

▪️Гелиокомплекс "Солнце" или солнечная печь, Узбекистан (1981, арх.: В. Захаров, О. Таушканов)
▪️Гелиокомплекс "Солнце" или солнечная печь, Узбекистан (1981, арх.: В. Захаров, О. Таушканов)

7️⃣ Украинский институт научно-технической и экономической информации, Киев (1972, арх.: Л. Новиков, Ф. Юрьев).

▪️Украинский институт научно-технической и экономической информации, Киев (1972, арх.: Л. Новиков, Ф. Юрьев).
▪️Украинский институт научно-технической и экономической информации, Киев (1972, арх.: Л. Новиков, Ф. Юрьев).

▪️Украинский институт научно-технической и экономической информации, Киев (1972, арх.: Л. Новиков, Ф. Юрьев).
▪️Украинский институт научно-технической и экономической информации, Киев (1972, арх.: Л. Новиков, Ф. Юрьев).

▪️Украинский институт научно-технической и экономической информации, Киев (1972, арх.: Л. Новиков, Ф. Юрьев).
▪️Украинский институт научно-технической и экономической информации, Киев (1972, арх.: Л. Новиков, Ф. Юрьев).

8️⃣ Телекоммуникационный центр в Скопье (1963, арх.: Я. Константинов)

▪️Телекоммуникационный центр в Скопье (1963, арх.: Я. Константинов)
▪️Телекоммуникационный центр в Скопье (1963, арх.: Я. Константинов)

▪️Телекоммуникационный центр в Скопье (1963, арх.: Я. Константинов)
▪️Телекоммуникационный центр в Скопье (1963, арх.: Я. Константинов)

9️⃣ Дом-памятник Болгарской коммунистической партии "Бузлуджа", Болгария (1981, арх.: Георгий Стоилов)

▪️Дом-памятник Болгарской коммунистической партии "Бузлуджа", Болгария (1981, арх.: Георгий Стоилов)
▪️Дом-памятник Болгарской коммунистической партии "Бузлуджа", Болгария (1981, арх.: Георгий Стоилов)

▪️Дом-памятник Болгарской коммунистической партии "Бузлуджа", Болгария (1981, арх.: Георгий Стоилов)
▪️Дом-памятник Болгарской коммунистической партии "Бузлуджа", Болгария (1981, арх.: Георгий Стоилов)
  Рубеж 1950-х-1960-х годов для СССР стали эпохой невероятного духовного и душевного подъема, и научно-технических революций.-35

▪️Дом-памятник Болгарской коммунистической партии "Бузлуджа", Болгария (1981, арх.: Георгий Стоилов)
▪️Дом-памятник Болгарской коммунистической партии "Бузлуджа", Болгария (1981, арх.: Георгий Стоилов)
  Рубеж 1950-х-1960-х годов для СССР стали эпохой невероятного духовного и душевного подъема, и научно-технических революций.-37

▪️Дом-памятник Болгарской коммунистической партии "Бузлуджа", Болгария (1981, арх.: Георгий Стоилов)
▪️Дом-памятник Болгарской коммунистической партии "Бузлуджа", Болгария (1981, арх.: Георгий Стоилов)
  Рубеж 1950-х-1960-х годов для СССР стали эпохой невероятного духовного и душевного подъема, и научно-технических революций.-39

🔟 Пансионат "Дружба", Курпаты, Крым (1983, арх.: И. А. Василевский)

▪️Пансионат "Дружба", Курпаты, Крым (1983, арх.: И. А. Василевский)
▪️Пансионат "Дружба", Курпаты, Крым (1983, арх.: И. А. Василевский)

▪️Пансионат "Дружба", Курпаты, Крым (1983, арх.: И. А. Василевский)
▪️Пансионат "Дружба", Курпаты, Крым (1983, арх.: И. А. Василевский)
  Рубеж 1950-х-1960-х годов для СССР стали эпохой невероятного духовного и душевного подъема, и научно-технических революций.-42

▪️Пансионат "Дружба", Курпаты, Крым (1983, арх.: И. А. Василевский)
▪️Пансионат "Дружба", Курпаты, Крым (1983, арх.: И. А. Василевский)
  Рубеж 1950-х-1960-х годов для СССР стали эпохой невероятного духовного и душевного подъема, и научно-технических революций.-44