Найти тему

Когда банан не просто банан или кейс о трудном поведении ребёнка

Когда банан не просто банан или о сути негативного поведения у детей

Задумывались ли вы о том, что поведенческие проблемы детей - это язык, с помощью которого они хотят донести окружению о своих потребностях или о дефицитах?

Давайте сегодня поговорим о симптомах детей, как о средстве коммуникации, неком языке...

Итак, в поведенческих проблемах детей можно выделить такие примеры, как воровство, ложь, нежелание учиться, непослушание, драки, зависимость от гаджетов, разрушительное поведение, агрессия...

Чаще всего такое поведение ребёнка вызывает сложные чувства у его окружения - от легкого раздражения до стыда. Социум тоже добавляет давления на семью, сообщая, что данное поведение неприемлемо и порицаемо, то, от чего нужно совершенно быстро избавиться. Таким образом, семья получает сообщение из вне, что с их ретеноком что-то не так. По инерции запускается процесс: раз с моим ребёнком что-то не так, значит и со мной, как с родителем что-то не так. И теперь мы подбираемся к самому важному тезису в статье - очень трудно терпеть свою инаковость, плохость, хочется скорее сделаться хорошим: хорошим человеком, хорошим родителем. И родитель начинает активное воздействие на поведенческие проблемы у ребёнка прямыми методами: запрещением, наказанием, стыжением, контролем. И сталкивается с тем, что эти методы почти неэффективны. Ребенок начинает искать способы "поиграть в телефон, пока никто не видит", обманывать искуснее и т д. В связи с чемодитель сталкивается с повторной проблемой: его методы оказались недейственны. И круг замкнулся. Родитель вторично сталкивается со своей нарциссической травматизацией - "я - родитель, который не справляется". На этом этапе семья приходит к психологу. И мы начинаем работать с симптомом, как с продуктом психики, который она выработала, чтобы стабилизироваться. Ниже предлагаю алгоритм, который обсуждаю с родителями моих маленьких клиентов, чтобы анализировать проблему, работать с ее источником, а не только с верхним уровнем, с симптомами. Ответьте на вопросы, если у вашего ребёнка есть поведенческие проблемы, запишите ответы на лист бумаги (это поможет анализу), будьте честны перед собой и наблюдательны. Удачи!

1) Как часто проявляется проблема у ребенка?

2) Кто в семье больше всего включён в решение проблемы у ребёнка? А кто нет? Все ли знают об этой проблеме? Кто не знает и почему? Какие у вас отношения с этим человеком, который не знает?

3) Что Вы чувствуете, когда ваш ребенок сталкивается с проблемой? А Ваши семья в целом?

4) Что Вы делаете, когда ребёнок сталкивается с проблемой? А вся семья в целом?

5) Где обычно проявляется проблема (дома, в школе или д/с, в гостях, на улице...)

6) Где в этот момент находились вы (рядом, на работе, в отъезде...)

7) Что было в этот день у ребенка? А за час до проявления проблемы? А за 10 мин?

8) Как проблема влияет на Ваши отношения, что происходит с ними после проявления проблемы? А на следующий день? А в долгосрочной перспективе?

9) Почему именно у Вашего ребёнка есть эта проблема?

10) Что эта проблема говорит о вас? О другом родителе ребёнка? О семье в целом?

Обратили внимание, что с каждым вопросом отвечающий родитель должен все глубже погружаться в суть проблемы, в личность ребёнка, свою, особенности семейной системы? Так работает аналитический метод - нахождение связи между неочевидными на первый взгляд причинами.

Зарисовка кейса для примера:

На приеме мальчик 8 лет. Я спрашиваю его о том, почему он ко мне пришел. Он со смущением говорит о своей проблеме: "Я не слушаюсь и плохо учусь". Далее спрашиваю: "когда ты не слушаешься и плохо учишься, что начинает делать мама?" Ответ очень показательный: "Моя мама начинает беспокоиться и возить меня по врачам, мы много времени проводим вместе тогда..." таким образом, ребёнок спонтанно говорит о своей потребности в большем контакте с матерью, совместном времени.