Какие игры вы берете с собой в путешествие? Мы карты! А вы знаете, что имея колоду классических игральных карт, вы имеете не только десятки настольных игр, но и рисунки знаменитого художника - Адольфа Иосифовича Шарлеманя?
Адольф Иосифович родился 8 декабря 1826 года в Петербурге. Был сыном и внуком известных художников. За период учебы в Императорской Академии художеств получил все существовавшие академические награды, а также право пенсионерской поездки за границу сроком на 6 лет. Но в 1860 году он возвратился в Россию раньше окончания срока пенсионерства для свидания с больным отцом. Оставшиеся 2 года по решению Совета ИАХ получал денежное содержание «для поездок по России и изучения русского быта».
В основном Шарлемань жил в Петербурге. В 1861 году создавал образа по заказам католических церквей. В 1868 году за картину «Екатерина II в мастерской Фальконета» удостоен звания профессора.
С 1870 года Шарлемань работал художником в гравёрном отделении Экспедиции заготовления государственных бумаг. В 1871 году он был приглашён консультантом в рисовальные мастерские музея Главного интендантского управления для исполнения акварелью военных и охотничьих сцен, изображения парадов, маневров и торжественных выездов в альбомы Александра II.
В 1875 году Адольф Иосифович был удостоен звания художника Его Императорского Величества. Но Шарлемань не ограничивался станковой живописью и графикой. Он работал как книжный иллюстратор, выполнял декоративные панно, создавал эскизы военных мундиров, костюмов для театральных постановок и балов-маскарадов, рисунки для ширм, вееров, игральных карт, оформлял меню императорских обедов и программы музыкальных концертов.
Скончался Адольф Иосифович 31 января 1901 года. Был похоронен на участке Выборгского католического кладбища, которое существовало с 1856 по 1939 года на бывшем Куликовом поле⬇️
Помимо всего перечисленного, Шарлемань сумел создать такое произведение, которое через какое-то время утратило авторство и стало народным. Так произошло с его атласными картами. Они также известны, как русские карты, а их дизайн именуется «русским шаблоном».
Эскизы этих игральных карт, выполненные гуашью и акварелью пером на картоне в 1860-ых годах, сейчас находятся в Петергофе, в Музее игральных карт.
Туда они были переданы из коллекции питерского коллекционера и историка игральных карт — Александра Семеновича Перельмана.
Эскизы карт сначала не имели собственного названия. Само понятие "атласные" в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Их печатали на особой гладкой, глянцевитой, блестящей бумаге.
Отличительной чертой карт Боде-Шарлемана стала их лаконичность в цвете: он использовал в колоде всего четыре цвета (черный, красный, желтый и синий).
Это значительно упростило технологический процесс печати карт для того времени, ведь именно эти цвета и использовались в типографии XIX века.
Историки игральных карт упоминают, что одновременно с Шарлеманем над созданием новой колоды для Александровской мануфактуры в 1862 году работали и другие художники: Бейдман А.Г. и Микешин М.О.- автор памятника 1000-летию России⬇️
Однако, именно простота карт Шарлеманя пришлась по душе российскому императору, который утверждал эскизы игральных карт для производства в России.
Но это были не единственные игральные карты, над которыми работал А.И.Шарлемань. В 60-ые годы XIX века им было нарисовано несколько эскизов игральных карт по заказам Императорской карточной фабрики.
Но кто же был прообразом карточных персонажей? Русские карточные фигуры анонимны, но французские карты, послужившие основой для работы Шарлеманя имеют свои точные имена, которые писались и до сих пор пишутся прямо на картах.
Червовую масть возглавлял Карл Великий, король франков. Древнееврейский царь Давид - пиковую. Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти.
Дамой червей стала героиня библейской легенды Юдифь. А особо знаменитой в России пиковой дамой - греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада.
В XIX веке даме бубен придали черты Рахили, героине библейской легенды о жизни Иакова. Образ дамы треф стал собирательным. Ее стали изображать в виде, говоря современным языком, дамы с низкой социальной ответственностью, к которой намертво пристало прозвище Аргина царственная. Это слово стало столь популярным, что все королевы, а также фаворитки и любовницы французских королей за глаза назывались этим именем.
В образе валетов вошли в историю Этьен де Виньель, рыцарь времен Карла VII ( черви) , благородный Ожье Датский (пики) , один из рыцарей Круглого стола Гектор де Маре (бубны) и наконец сам сэр Ланселот, старший рыцарь Круглого стола (трефы) .
Во времена императрицы Елизаветы Петровны и русские игроки называли карты по именам, что отражено в поэме В. И. Майкова"Игрок ломбера":
Тогда из рук его Давид (Король винновый) на стол вступает,
Которого злой хлап червонный поражает;
Влечет его во плен, копье в его вонзя, —
Леандр то зрит, но что? помочь уже нельзя.
Потом и Цесарь (Король бубновый) сам свой важный вид являет,
И в гордости маниль бубнову похищает;
Влечет с собою в плен, подобно как Плутон
Цереры красну дщерь влек в ад без оборон.
И се Юдифу (Дама черви) в брань как бурный ветр выносит...
Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, сам символ бубновой масти, который мы привыкли видеть в виде ромба, до сих пор называется "diamond" - алмаз.
А у вас дома есть колода атласных карт? Играете в них? Пишите в комментариях!
Кстати, автор дружественного канала "Влюблённая в Россию" недавно писала об истории другой, не менее известной, колоды карт⬇️
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" здесь и в телеграмм, чтобы прочитать и другие статьи: