Трудно представить, но могила основателя огромной талантливой династии Бенуа-Лансере-Серебряковых, главного архитектора Петергофа, председателя Петербургского общества архитекторов, зодчего, в день рождения которого в России отмечается День архитектора, фактически утеряна в промышленном районе Петербурга, носящем историческое название Куликово поле.
Когда я узнала об этом, то помчалась изучать незнакомые для меня территории к северу от нынешнего Финляндского вокзала. Именно там раньше находилось Куликово поле, получившее своё имя из-за множества куликов, гнездившихся на нём. Поле также много лет также использовалось для выпаса общественного скота. Там же находился учебный артиллерийский полигон «для пушечной и мортирной экзерциции». А ещё там было расположено два кладбища.
Первое, более старое, называлось - Холерное. Оно возникло в июле 1831 года, в разгар холерной эпидемии. Территорию размером в две тысячи триста квадратных сажен за свой счет обнесли забором купцы Пивоваровы. Во время эпидемии здесь похоронили многих петербуржцев, в числе которых были генерал К. И. Опперман, кругосветный мореплаватель адмирал Г. А. Сарычев, известный врач и писатель, доктор холерной комиссии М. Я. Мудров. Захоронения на этом кладбище продолжилось и во время второй холеры 1848 года, но вскоре оно было закрыто. Сейчас на территории бывшего кладбища расположено троллейбусное депо.
Зато чуть позже, в 1856 году, рядом с холерным кладбищем городские власти выделили 10 га земли под специальное римско-католическое кладбище. До этого всех иностранцев, не принявших православие, хоронили на немецких протестантских кладбищах⬇️
За погребение с католиков взималась различная плата: известно, что в 1871 году за погребение по 1 классу взималось 10 руб., по 2 - 5 руб., и по 3-му - 3 руб. 55 коп. Впрочем, погребение солдат, неимущих и бедных католиков совершалось бесплатно.
В начале царствования Александра II Выборгское кладбище было крупнейшем на тот момент среди римско-католических в России, там было 40 тысяч захоронений! На таком огромном кладбище требовалось построить часовню и вполне ожидаемо, что для выполнения этой работы выбрали - Николая Леонтьевича Бенуа, работающего в готическом и неоготическом стиле.
Николай Леонтьевич Бенуа родился 13 июля (1 июля по старому стилю) 1813 года в Петербурге. Его отец, Луи Жюль Бенуа, был родом из крестьянской семьи, проживавшей до Великой французской революции в одном из предместий Парижа, и служил кондитером при дворе герцога де Монморанси, двоюродного брата Людовика XVI. Луи прославился гигантскими многоярусными тортами, которые были не только лакомством, но и таили в себе сюрпризы: из тортов вылетали птицы и выходили артисты. В 1794 году в составе свиты герцога Бенуа прибыл в Россию – и вскоре стал главным кондитером при дворе Павла I, превратившись в Леонтия. В России Леонтий женился на фрейлине немецкого происхождения Анне-Катерине Гроппе.
В этом браке и родился Николай Бенуа. Всего Анна-Катерина подарила мужу восемнадцать детей, из которых семеро умерли в младенчестве.
Из 11 выживших только пятеро женившихся сыновей считаются продолжателями рода Бенуа.
Отец семейства скончался в 1822 году, когда Николаю было всего 9 лет. Согласно семейному преданию сгубило его любопытство. В тот год в Петербурге свирепствовала чёрная оспа. И Леонтий Бенуа отправился на Смоленское кладбище, заваленное гробами, дабы убедиться, на самом ли деле мертвецы после смерти мгновенно чернеют. Через пару дней у него обнаружили симптомы болезни, а спустя ещё несколько дней он умер.
Но мать сумела дать детям достойное образование. Николай сначала учился в старейшем в Петербурге учебном заведении - Петришуле. А когда мальчику исполнилось 14 лет, мать ходатайствовала перед вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной, крестной матерью Николая, о принятии его в Императорскую академию художеств. 1 декабря 1827 года Николая зачислили в Академию «для изучения архитектуры» за казённый счёт.
По окончании учёбы его удостоили большой золотой медали и наградили шпагой, что позволило получить право на 6 лет заграничного пенсионерства. Но прежде, чем отправиться на обучение за границу, Николай Бенуа должен был пройти строительную практику под руководством известного архитектора Константина Тона. Сначала Бенуа участвовал в строительстве церкви лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге, а затем несколько лет провёл в Москве в качестве чертёжника и рисовальщика, занимаясь проектом и подготовкой к строительству храма Христа Спасителя. В июне 1840 года молодой архитектор, получив награду в тысячу рублей ассигнациями за труды по постройке храма во имя Христа Спасителя, выехал за границу. Проехав Германию, Николай Бенуа остановился в Италии, где и провёл практически всё своё пенсионерство, пребывая главным образом в Риме и в Орвието.
По возвращении на родину после пенсионерской поездки Бенуа был удостоен звания академика архитектуры и зачислен на службу в Кабинет Его Величества, где получал отдельные декоративно-прикладные заказы для императорской фамилии, а архитектурные проекты создавал по запросам частных лиц. В 1848 году Николай Бенуа женился на юной выпускнице Смольного института Камилле Кавос, дочери видного архитектора того времени Альберта Катариновича Кавоса, прославившегося строительством императорских театров.
Семья Бенуа жила в доме на углу Никольской улицы и Екатерингофского проспекта. Николай Леонтьевич Бенуа и Камилла Альбертовна родили 9 детей.
Многие из их детей и внуков оставили большой вклад в культуре России. Например, сын Александр был художником, историком искусства и художественным критиком, главой объединения "Мир искусства", а внуки - Евгений Евгеньевич Лансере и Зинаида Серебрякова - стали известными художниками.
В 1850 году Н. Л. Бенуа стал главным архитектором Петергофа: он построил вокзал, императорские конюшни и Фрейлинские корпуса. На должности главного архитектора Петергофа Бенуа прослужил до 1875 года. Параллельно с 1851 года Бенуа был членом общего присутствия правления 1 округа Путей Сообщения, с 1852 года - архитектором Министерства Государственных имуществ, а в 1863 года, с уходом А. Кавоса, главным архитектором императорских театров. В 1868-1872 годы Бенуа был избран в гласные Городской Думы (и с тех пор каждые 4 года переизбирался), а с 1873 года заведывал строительной частью городской Управы. При этом с 1880 по 1893 год он был председателем Петербургского общества архитекторов.
Н.Л. Бенуа построил станции Петергофской железной дороги в Стрельне, Красном Селе, Сергиево.
Его работы - Летний театр в Павловске; каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери "Крылечко" в Тихвинском Успенском монастыре.
В посёлке Лисино под Петербургом Бенуа построил церковь, Лесное училище, Охотничий дом-дворец.
В Санкт-Петербурге Бенуа перестроил в 1886—1887 годах главный фасад Гостиного двора⬇️
Также архитектор построил фонтан перед фасадом Адмиралтейства (в соавторстве с А. Р. Гешвендом), а также построил Церковь Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы на Выборгском римско-католическом кладбище, в крипте которого и был похоронен в 85-летнем возрасте.
Часовню на месте костёла заложили 2 июля 1856 года, а тремя годами позже состоялось её освящение. В 1877 году польский приход значительно обогатился и решил перестроить здание, и Бенуа всего за два года значительно увеличил часовню в размерах - над притвором к 1879 году стала выситься восьмигранная башня-звонница с шатром, который венчает католический крест.
Интерьер тоже стал богаче - здесь появилась роспись, выполненная известным художником Адольфом Шарлеманем, который гордо носил высокий титул художника Его Императорского Величества.
Долгое время при церкви существовал сиротский приют, убежище для бедных и больных женщин и начальная приходская школа, а в 1914 году в храме начала работать гимназия, возглавила которую Болеслава Лямент, впоследствии причисленная к лику святых.
К началу ХХ века всё кладбище было заполнено, и с 1912 года захоронения здесь прекращены.
В июне 1920 года по свидетельству священника Франциска Рутковского по распоряжению местной власти несколько десятков гробов с прахом покойников, ожидавших перевозки в Польшу и Францию, были изъяты из подвалов церкви и вывезены на католический участок Парголовского кладбища. Рутковский приводит очень подробное и эмоциональное описание этого случая:
"В это время разразилась война между большевиками и Польшей, в 1920 г. Я не стану здесь напоминать о ходе этой несчастной войны, это всем известно. Напомню лишь, что после занятия Киева 8 мая 1920 г войсками ген.Рыдз-Смиглого и образования под польским протекторатом правительства Украины во главе с Петлюрой, в России произошел настоящий взрыв ненависти в отношении поляков, и всего польского. Ненависть эта возрастала по мере того, как большевикам стало более везти на украинском фронте после 14 мая. В начале июня большевики смогли вернуть себе Киев, впрочем, с большими потерями. С Киевского фронта, между прочим, пришло требование прислать металлические гробы для погибших командующих комиссаров большевистской армии. Это требование послужило поводом огромных антипольских и антикатолических манифестаций в Петербурге, когда чуть не был осквернен и прах блаж. пам.архиепископа Ключинского.
В подвале приходской церкви Выборгского кладбища находились 120 металлических гробов с останками умерших в России поляков, тела которых ожидали отправки в Польшу, в том числе и тело покойного архиепископа Ключинского.
В один прекрасный солнечный день; точной даты я уже не помню, на кладбище ворвался вооруженный отряд большевиков. Среди них не много было собственно русских, но, как мне удалось заметить, это были отбросы общества, среди которых были латыши, евреи, китайцы. Эта орда стала спешно грузить гробы в вагоны, подвезенные специально для этого к кладбищу. Вскоре гробы внесли в поезд и вывезли на Успенское кладбище в Парголове, на станцию, расположенную в нескольких десятках километров в направлении Финляндии.
Известие о преступном осквернении молниеносно облетело польскую колонию Петербурга. Каждый, кто мог, спешил в Парголово, в надежде спасти от надругательств прах своих ближних. Отправился туда также и я, в опасении, что это случится с останками моей матери и архиепископа. Когда мы прибыли в Парголово, нашим очам открылось страшное зрелище. Мы увидели около тридцати коммунистов, которые, выкрикивая святотатственные слова, грубо разбивали гробы один за другим и лопатами выбрасывали останки или прах умерших в деревянные ящики, освобожденные же таким образом металлические гробы грузили на особый воз. Никто не в силах описать трагических сцен, происходивших тогда, когда прибыли знакомые и родственники покойных. Но заклинания и мольбы не помогли.
Большевики с диким изуверством отталкивали и били плачущих от горя женщин, крича, что это месть польским буржуям. Ящики с трупами сбрасывали в заранее приготовленный ров, так называемые братские могилы, и лишь в нескольких случаях позволили похоронить их отдельно, рядом со рвом. Большим утешением смятенным родственникам послужило то, что я, как священник, присутствовавший при этих большевистско-коммунистических похоронах, мог, по крайней мере, незаметно благословить новое место упокоения. Лишь особым вмешательством Божия Провидения мне удалось спасти гробы архиепископа и моей матери от подобной участи. Предводитель банды большевиков был литовец Ст.М., которого, как прихожанина, я знал раньше, причем,мне было известно, что он отзывчив к звенящим аргументам. Два гроба, на которые я указал, не тронули, как бы в спешке позабыв о них, и я, таким образом, смог спасти их от осквернения. Позже, получив письменное разрешение чрезвычайки, мы перевезли гроб архиепископа в подземный склеп часовни, прилегающей к выборгскому кладбищу, а гроб моей матери я предал земле."
В 1922 году пожар уничтожил деревянное убранство храма, в том числе главный резной алтарь. В 1930 году на части прилегающей к кладбищу территории был построен чугунолитейный завод. В 1938 году костел закрыли, здание отдали под картофелехранилище.
В мае 1939 года Президиум Красногвардейского райсовета постановил ликвидировать все могильные сооружения по всему кладбищу. Тогда же было уничтожено само кладбище – по нему пробили продолжение Минеральной улицы, территория стала промзоной.
На другие городские некрополи перенесли всего несколько могил: в частности, Константина Данзаса, секунданта Пушкина, художников Федора Бруни и Луиджи Премации.
Известно, что в марте 1940 года на кладбище началась переработка намогильных памятников для получения мраморной крошки и щебенки.
А также продажа дорожникам намогильных плит для устройства тротуаров, сдача металлических частей надгробий в металлолом.
В 1959 году в костёле разместился Агрофизический институт. Агрофизики построили бетонные перекрытия, разделившие пространство храма на два этажа. К 1978 году уже вся территория кладбища была беспорядочно застроена промышленными сооружениями и складами. В 1990 году часть территории занимала база ПО Арсенал.
19 февраля 2002 было принято решение арбитражного суда о передаче храма на городской баланс. В торжество Всех Святых 01 ноября 2002 в храме было совершено первое после его закрытия богослужение.
30 января 2003 Городская комиссия по распоряжению объектами недвижимости приняла решение о передаче КУГИ Санкт-Петербурга взятого на учет здания храма в бессрочное безвозмездное пользование приходу Посещения Пресвященной Девы Марии для использования под культовые цели.
В 2016 году на реставрацию фасадов и крыши с воссозданием шатра колокольни, восстановление исторических оконных проемов и деревянных переплетов, а также металлического декора было выделено из 117,7 млн рублей из бюджета Петербурга.
Вместе с костелом община получила 1,1 гектара кладбищенской территории.
На ней сохранилось всего одно надгробие – инженеру Аполлинарию Красовскому.
Недавно сильно поврежденный неоготический монумент был законсервирован и терпеливо ждет своего реставрационного часа.
А церковь потихоньку реставрируется. Правда, в 2022 году её подожгли, так что следы пожара видны при входе.
Внутри костёл выглядит лучше.
Даже сохранились (или были привезены?) старинные предметы интерьера.
Около лестницы весит указатель, что внизу находится могила Николая Леонтьевича Бенуа.
Но спустившись вниз, я так и не увидела обозначенной могилы архитектора.
Были только разбитые надгробия и саркофаг без обозначений.
Возможно, я просто не нашла могилу? Посмотрите на видео, вдруг вы заметите?
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: