Найти тему
ПоУшиВКино

“Клан” (2015, El Clan): Ценности семейки Пуччио

Оглавление

Драма “Клан” основана на реальной истории – на криминальном деле семьи Пуччио из Буэнос-Айреса, кто в 1980х начали похищать людей и убивать их.

Продюсировали “Клан”, в числе прочих, компании Matanza Cine, принадлежащая режиссёру Пабло Траперо, и El Deseo S.A. Аугустина и Педро Альмодовар.

Вариант постера к фильму "Клан" (2015)
Вариант постера к фильму "Клан" (2015)

В 2015 году драма принимала участие в официальной программе 72-го Венецианского кинофестиваля, тогда президентом жюри выступал режиссёр Альфонсо Куарон. Но “Клан” не взяла главного приза – “Золотой Лев” ушёл к венесуэло-мексиканской драме “Издалека” (Desde allá) Лоренцо Вигаса. Хотя совсем без наград фильм не остался, режиссёр “Клана” Пабло Траперо (Pablo Trapero) получил “Серебряного Льва” за режиссуру.

Аргентинский режиссёр Пабло Траперо очень часто в своём кино исследует суровую социальную реальность. Основная черта его фильмов – практически документальный стиль, а предпочтительный жанр – триллер. Траперо бескомпромиссно смотрит на современные политические и социальные проблемы.Собственно, “Клан” – яркое тому доказательство.

Сюжет

1982 год. В центре внимания приличная на вид семья Пуччио из среднего класса – глава семьи Архимед, сотрудник разведки, его жена Эпифания, учительница, их дети – регбист Алекс, Сильвия, Гилльермо и Адриана. Ещё один сын по имени Магила не живёт с семьёй, так как уехал на собственные заработки и не поддерживает отношений, что очень сильно выводит из себя патриарха.

Семья Пуччио в фильме
Семья Пуччио в фильме

Аргентина испытывала политические и социальные проблемы, особенно это усугубилось из-за проигрыша в Фолклендской войне. Архимед принял решение улучшить положение своей семьи, раз государство не в состоянии обеспечить граждан. Его решение состояло в том, чтобы похищать обеспеченных граждан с целью получения крупного выкупа (он запрашивал от 500 тысяч долларов США).

Время, в которое разворачиваются события в фильме

История в фильме начинается в 1982 году и завершается в 1985м.

В период с 1976 по 1983 годы – вошедший в историю под названием “Грязная война” – Аргентина находилась под контролем военной диктатуры и переживала разрушительный экономический кризис (конкретно об этой проблеме рассказывает юридическая драма “Аргентина, 1985”).

За время национальной реорганизации погибли тысячи аргентинских граждан за их политическую оппозицию правительству.

Военные совершили государственный переворот против правительства президента Исабель Перон, после чего к власти был приведён генерал Хорхе Видел. Потом его сменил генерал Роберто Виола, а затем на полтора года – генерал Леопольдо Гальтьери. В 1981 году в Аргентине была ужасающая ситуация – инфляция превысила 600%, а объём промышленного производства и зарплаты резко сократились. Перед началом войны за Фолклендские острова в 1982 году Гальтьери столкнулся с растущей народной оппозицией.

Фолклендская война – это вооружённый конфликт между Великобританией и Аргентиной в 1982 году. Фолклендские острова принадлежали Британии, они находятся примерно в 500 километрах от побережья Аргентины, и Аргентина под командованием Леопольдо Гальтьери вторглась на них в апреле 1982 года. Британцам пришлось незамедлительно инициировать операцию по возвращению своей территории. Частью этого конфликта была операция "Чёрный олень" – самая продолжительная бомбардировка в истории.

Победу в конфликте одержала Британия, а Аргентина приблизилась к катастрофе. Гальтьери стали воспринимать как диктатора, кто привёл свою страну к кошмарным последствиям. Позднее, на судебных процессах против военной Хунты открылось, что он сыгралсвою роль в исчезновении десятков тысяч молодых людей, также его осудили за некомпетентность во время бесславного вооружённого конфликта. По его собственному признанию, он понятияне имел, что Британия отреагирует на вторжение военной силой или что США поддержит Великобританию.

В самом начале фильма главный герой истории Архимед Пуччио смотрит по телевизору выступление Леопольдо Гальтьери, кто оправдывается перед гражданами за капитуляцию Аргентины в конфликте, произнося дежурные в таких случаях слова. Он говорит, что воины сражались, что за них должна быть гордость. На эти слова Архимед лишь неодобрительно кивает и выключает телевизор.

Но вот, что любопытно. Часто порицаемый Леопольдо Гальтьери в одном из редких интервью (уже после того, как ушёл в отставку) признался, что ни о чём не сожалеет из своей политической деятельности. В этом фильме Архимед Пуччио тоже не испытывает сожаления, даже когда его ловят за руку. И, как сообщает финальный титр, он даже не признал своей вины в совершённых преступлениях.

Пабло Траперо откровенно сопоставляет главы – семьи и целого государства. Уравнивает их, показывая, что жестокость существует на всех уровнях, и как одинаково она выкашивает людей, если есть безнаказанность. Но, как обычно, до определённого момента.

Как устроен фильм

Очень кратко обрисовывается окружающая обстановка в Аргентине, которая толкает Архимеда на радикальный шаг.

Архимед вовлекает в операции по захвату членов богатых семей двух своих товарищей и сына Алекса. Всего у них было четыре похищения, три из которых закончились убийством похищенных. Два ‘удачных’, благодаря которым качество жизни Пуччио выросло. Они похитили Рикардо Манукяна, сокомандника Алекса по игре в регби, за кого получили полмиллиона долларов; потом – Эдуардо Аулета, сына предпринимателя, который обманул одного из друзей Архимеда, и за него был запрошен один миллион долларов.

Остальные два дела были неудачными. Перед третьим похищением был арестован Анибал Гордон, бывший коллега Архимеда. Гордон, кого Архимед навестил в тюрьме, предупредил его, чтобы тот действовал осторожнее – или вовсе залёг на дно, потому что политический режим сменился, и защита уже слабая. Преступления могут раскрыть. Но Архимед не прислушался.

Архимед навещает Анибала Гордона в тюрьме
Архимед навещает Анибала Гордона в тюрьме

Третьей жертвой стал Эмилио Наум, ещё один бизнесмен. На это дело Алекс отказался идти, всё яснее осознавая, что такая деятельность ведёт по ложной дорожке. Тем более, Алекс познакомился с девушкой, с которой решил связать судьбу.

Моника, подруга Алекса, на которой он собирался жениться
Моника, подруга Алекса, на которой он собирался жениться

Дело с Наумом довести до конца не удалось, и в этом Архимед обвинил своего сына. В этом патриарх был очень последователен – он не брал ответственности на себя, быстро находя виноватого в своих неудачах. В плане манипуляций Архимед был на высшем уровне. Отличным примером служит момент, как красноречиво отец убеждал Алекса в том, что тот должен хранить молчание и прикидываться дурачком, что ничего не знает ни о похищении, ни об убийстве своего друга Рикардо Манукяна, иначе Архимед будет опозорен и разорён, а так – он действует исключительно в интересах своей семьи.

Эмилио Наум - третья жертва клана Пуччио
Эмилио Наум - третья жертва клана Пуччио

Четвёртой жертвой стала 65-летняя женщина, кого они удерживали в заложниках три недели, потому что её семья отказывалась платить, несмотря на угрозы.

Как раз сквозной линией в фильме идёт захват Архимеда и его подельников после похищения четвёртой (и последней) жертвы. Как и предупреждал Анибал Гордон, власть сменилась. Действительно, преступления Архимеда уже невозможно было покрывать на высшем уровне, потому похищенную женщину стали разыскивать. И, разумеется, Пуччио и его подельников выследили. 23 августа 1985 года полиция поймала Архимеда на заправочной станции – месте получения выкупа за похищенную женщину.

Четвёртая жертва похищения, кого удерживали в подвале три недели
Четвёртая жертва похищения, кого удерживали в подвале три недели

В тюремной камере Архимед остаётся верен себе. Он снова не признаёт вины, пытаясь переложить всю ответственность на сына. Он настаивает, чтобы Алекс побил его, чтобы предъявить судье побои, выдав их за насилие со стороны охраны. Когда сын отказывается, тот давит на то, что сын трус и ничтожество, что без отца он бы ничего не смог сделать – ни открыть свой магазин, ни купить земельный участок.

***

Линия с жёсткими главами и семьи, и государства сохраняется до самого финала. Режиссёр показывает на маленьком примере – ячейки общества – как пагубно влияет решение патриарха на окружающих его людей. Он показывает как маленького диктатора, так и диктатора в национальном масштабе, чтобы продемонстрировать, что итог как ни странно одинаковый. Травмы, трагедии, конфликты, забвение.

Алекс Пуччио несколько раз пытался покончить с собой. Но выжил, его приговорили к пожизненному заключению, он умер в тюрьме от пневмонии.

Архимед Пуччио так и не признал своей вины. А его семья отреклась от него, когда он умер, его похоронили в братской могиле.