Найти тему
Famiry: семейная история

Ревизские сказки помогут восстановить родословную

Ревизские сказки — один из основных источников сведений для восстановления семейной истории XVIII-XIX вв. Это материалы ревизий, т. е. переписей населения, проводившихся в Российской империи с целью взимания подушной подати (налогов). Информация в эти документы вносилась «со сказанного», поэтому они и получили название ревизских сказок. Их основная часть представляет собой посемейные списки, которые очень помогают в генеалогических исследованиях.

История ревизий

В XVII — начале XVIII в. система учета населения, необходимая для сбора налогов, неоднократно менялась. С середины XVII в. единицей учета был двор, результаты подворных переписей вносились в переписные книги. Последней из таковых стала Ландратская перепись 1716–1717 гг. В ходе ее проведения было выявлено множество недостатков сложившейся системы. В частности, количество дворов, а соответственно, и размер взимаемого налога оказались меньше ожидаемого. К тому же многие представители податных сословий уклонялись от учета, а местные чиновники за взятку могли не внести тот или иной двор в ландратские книги.

Возникла необходимость перемен как в системе налогообложения, так и в учете населения. 26 ноября 1718 г. был издан указ Петра I «О введении ревизии, о распределении содержания войска по числу ревизских душ». В стране вводилось подушевое налогообложение, а все податное население должно было учитываться в ходе проведения ревизий.

В начале 1719 г. был выпущен указ «Об учинении общей переписи людей податного состояния, о подаче ревизских сказок и о взыскании за утайку душ», который подробно описывал порядок проведения ревизий и составления сказок. В частности, в нем говорилось, что необходимо «брать во всех губерниях сказки… сколько, где, в какой волости, селе или деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей по имени мужеска полу, всех не обходя от самого старого до самого последнего младенца».

С этого времени в законодательство и в обиход вошло понятие «ревизская душа», которой считался любой мужчина из числа податного населения (крестьянин, мещанин, однодворец; купец — до 1775 г.) независимо от возраста. Примечательно, что мужчина, умерший между проведениями ревизий, продолжал браться в расчет при исчислении размера подати вплоть до проведения следующей ревизии. Поэтому и появилось такое явление, как «мертвые души», ставшее ключевым в сюжете одноименного произведения Николая Гоголя.

Материалы ревизских сказок по: Тастуба д., Уфимский уезд; год 1795, источник https://basharchive.ru/census/reviz/87513/
Материалы ревизских сказок по: Тастуба д., Уфимский уезд; год 1795, источник https://basharchive.ru/census/reviz/87513/

I ревизия

Проведение I ревизии затянулось на несколько лет. В 1719 г. были собраны «первичные» сказки, которые впоследствии дополнялись и уточнялись «пополнительными» сказками — их составляли в 1720–1722 гг. В 1723 г. собранные сведения были еще раз проверены «офицерскими командами». По результатам их работы к 1727 г. были составлены переписные книги.

Списки I ревизии были составлены сплошным текстом, а не таблицей, как позднее. Чаще всего указывались лишь фамилии, имена и отчества «ревизских душ» с указанием возраста.

II ревизия

II ревизия была проведена в 1744–1745 гг. Как и при I ревизии, не были учтены жители окраин Российской империи, а также башкиры, часть татар и ряд других народов. Но в отличие от I ревизии, в этой переписи учитывались женщины — они записывались в исходных сказках, составлявшихся на местах и частично сохранившихся в архивах. Однако в итоговые переписные книги, составленные к 1747–1748 гг., вновь попала лишь информация о мужчинах. Примечательно, что, несмотря на датировку книг именно этими годами, возраст переписанных лиц указан на момент сбора сведений, т. е. на 1744–1745 гг. — это важно учитывать при составлении родословных древ.

Сказки II ревизии уже составлялись согласно единой форме, утвержденной 1 марта 1744 г. Они представляли собой таблицу с перечислением лиц мужского пола и указанием их возраста, степени родства к главе семьи, а также причины выбытия в период между ревизиями.

III ревизия

Уже после проведения ревизии, в 1754 г. был издан указ императрицы Елизаветы Петровны, в котором значилось, что «для лучшего разбирательства о беглых, и к прекращению всех в ябеднических вымыслах подборов, впредь [переписывать] при будущей ревизии, как мужеский пол для платежа государственных поборов, так и женский для одного только ведома, не обходя не единой души…».

По новым правилам была проведена III ревизия 1762–1764 гг. Помимо указания женщин, с этой же переписи был введен и печатный формуляр ревизских сказок.

Начиная с III ревизии в сказках состав семьи указывался полностью. У женщин указывались девичьи фамилии (если были), места происхождения (для жен) и куда выданы замуж (для дочерей), была в материалах ревизий и информация о незамужних девушках.

IV и V ревизии

Следующая, IV ревизия была проведена в 1781–1783 гг. Ее особенностью стало то, что она проводилась с учетом нового губернского деления, ставшего результатом реформы 1775 г. Также именно начиная с IV ревизии переписи податного населения стали охватывать все территории Российской империи, включая и окраины (Прибалтику, Малороссию и т. д.), ранее не попадавшие под ревизии. По таким же правилам была проведена и V ревизия 1794–1796 гг.

С IV ревизии возраст стал указываться два раза — по предыдущей переписи и по нынешней.

VI и VII ревизии

VI ревизия была начата в 1811 г., однако она не завершилась из-за Отечественной войны 1812 г., в связи с чем велика вероятность не обнаружить своего предках в материалах этой переписи. Кроме того, ревизские сказки этой переписи вновь содержали сведения лишь о мужском населении. Поскольку эта ревизия была во многом неполной, то следующая, VII ревизия была проведена очень скоро — уже в 1816 г.

Николай Богданов-Бельский «Дети за пианино», 1918 год https://kartinysistoriey.ru/otkuda-vzyalos-pianino-v-etom-bednom-krestyanskom-dome/
Николай Богданов-Бельский «Дети за пианино», 1918 год https://kartinysistoriey.ru/otkuda-vzyalos-pianino-v-etom-bednom-krestyanskom-dome/

VIII, IX и X ревизии

Последующие (VIII, IX и X) ревизии были проведены в 1833–1835 гг., 1850 г. и 1857–1858 гг. соответственно. В сказках указывались имена всех совместно проживающих лиц мужского и женского пола, их возраст, отметки о выбытии по тем или иным причинам.

К середине XIX в. подушная подать составляла гораздо меньшую, чем ранее, долю государственного бюджета. Это обстоятельство, а также крестьянская реформа и отмена крепостного права в 1861 г. привели к упразднению ревизий. С 1860-х гг. население стало учитываться в основном с помощью посемейных списков.

Сейчас основную часть материалов I, II и III ревизий следует искать в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, г. Москва) в фонде № 350. Ревизские сказки, составленные по результатам IV–X ревизий, хранятся в региональных архивах.

Таким образом, ревизские сказки являются одним из основных генеалогических источников за полтора столетия, с 1718 по 1858 г. Безусловно, составленное лишь на их основе родословное древо должно уточняться по метрическим книгам и исповедным ведомостям. Однако, зная место жительства предка и годы жизни, можно найти соответствующую ревизскую сказку и существенно дополнить информацию о его семье. В блоге Famiry подробно описано, как и где искать ревизские сказки и на что нужно обратить внимание при работе с ними.

Понравилась статья? Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на наш канал – впереди ещё много интересного –  о генеалогии простым языком, традиции и особенности быта разных времен и народов, необычные семейные истории известных и уникальных людей и многое другое!