— А где кровать? — возмутилась свекровь.
— На выходных купим, — заверил ее Виктор. — А пока тебе на выбор вот, раскладушка или диван в зале.
– Дорогая, мы тут с мамой подумали, здоровье у неё уже не то, чтоб одной жить. Завтра её выписывают, я забираю её и везу сразу к нам. Вещи потом постепенно перевезём. .
– А заранее предупредить об этом нельзя было? Ты бы еще утром мне об этом сказал. Мы завтра с девочками собирались сходить в музей, они ждали этого.
– Перенесёшь, мама важнее.
– А где она будет жить? Не в проходной же.
– Нет конечно. Леру с Викой в одну комнату поселим, а в освободившейся будет жить мама.
Зинаида слушала мужа и понимала, что жизнь её изменится до неузнаваемости, причём далеко не в самую лучшую сторону. Но деваться некуда: других родственников у свекрови всё равно нет, а здоровье её, и правда, последнее время всё слабее. Уход требовался. Да просто страшно оставлять её одну в пустой квартире.
К тому же Зину обижало, что с ней Виктор переезд матери даже не обсуждал, просто поставил её перед фактом, словно её мнение не имело значения. И это при том, что, скорее всего, все обязанности по уходу за свекровью лягут именно на неё.
– Мы же не успеем подготовить комнаты до завтра, – вдруг осознала Зина.
– Успеем, куда денемся. Вы с девочками пока начинайте, а я сейчас к маме поеду, она просила яблок привезти.
Зина тяжело вздохнула: какие яблоки меньше чем за сутки до выписки? Вполне могла бы Антонина Сергеевна пережить без них до завтра. А что толку? Зинаида махнула рукой и пошла к дочерям, объяснять им ситуацию.
– Вера, Лера, нам надо поговорить, – девочкам было по 8 лет, многое уже понимали, а значит, просто сказать, что теперь будет так, не получится. – Вы же знаете, что баба Тоня плохо себя чувствует? – девочки закивали, они очень переживали за бабушку. – Ну вот, завтра она выписывается и приедет жить к нам, мы будем за ней ухаживать.
– Бабушка будет жить с нами? – обрадованно спросила Лера. – Здорово!
– А где она будет жить? – уточника Вера. – Со мной? Чур со мной!
– Нет, со мной! – снова вклинилась Лера.
– Нет, девочки, вы будете жить друг с другом в одной комнате, а бабушка Тоня в освободившейся.
– В моей!
– Нет, в моей!
Зинаида улыбнулась. Она даже в чём-то завидовала дочерям, ей не хватало умения с такой непосредственностью смотреть на мир вокруг и радоваться переменам.
– Давайте посмотрим, из какой комнаты будет проще перенести ваши вещи. Это ведь нужно сделать быстро, за один вечер, чтобы завтра бабушка приехала на все готовое, да?
Девчонки разлетелись по комнатам и начали с визгом перебирать вещи.
Муж вернулся, когда с переносом вещей и уборкой было уже закончено. Зина с дочками так умаялись, что теперь валялись на диване, смотрели мультики и ели мороженное.
– Ну что у вас тут? – весело спросил муж и заглянул поочередно в комнату девочек.
В обеих комнатах был идеальный порядок. В одной вдоль каждой стены стояло по кровати-полуторке, во второй на месте кровати осталось только пустое пространство.
– А почему кровать из маминой комнаты вынесли?
– Это кровать Леры, – ответила Зинаида.
– А мама где спать будет? На полу что ли?
– А по твоему лучше, если на полу будет спать Лера?
– Ну, могла бы пока с Верой на одной кровати поспать.
– Слушай, ну девочек и так потеснили, в одну комнату поселили, еще и кровать у них отбирать? Купим утром раскладушку хорошую, они сейчас знаешь какие, почти как кровати. А на выходных купим кровать твоей маме. Там всё равно, считай, всю мебель менять. Она же детская.
– Маму, значит, на раскладушку? Ты в своём уме?
– Слушай, если бы вы сказали о том, что Антонина Сергеевна будет жить с нами, хотя бы на пару дней пораньше, этой ситуации вообще бы не возникло. А экстренные условия требуют экстренных решений. И не за счет ребёнка. Если уж тебе настолько претит идея раскладушки, до выходных она может поспать и на диване.
Муж смерил жену гневным взглядом, но спорить не стал. Знал, что в такие моменты это попросту бесполезно.
Утром Виктор все же съездил и купил раскладушку для Антонины Сергеевны. А вдруг согласится? Да и на будущее не лишней будет. А в днем поехал забирать ее саму из больницы. Зина, пока он ездил, приготовила обед и села заниматься с дочками: им нужно было немного подправить почерк.
Вскоре дверь квартиры открылась: приехали Виктор и Антонина Сергеевна. Муж провел маму к бывшей комнате Леры:
— Вот, мама, здесь ты и будешь жить. Мебель потом поменяем, со временем.
— А где кровать? — возмутилась свекровь.
— На выходных купим, — заверил ее Виктор. — А пока тебе на выбор вот, раскладушка или диван в зале.
— Ты же говорил, что пока отдашь мне кровать одной из девочек? Не могу же я, в самом деле, на раскладушке спать. Я пожилой человек.
— Да Зинка не согласилась, — он мельком глянул на жену и прошипел, надеясь, что она не услышит: — Ты же знаешь, какая она упертая. Да ладно тебе, это же всего на пару дней. Диван у нас очень удобный.
Свекровь махнула рукой: диван, так диван.
Едва разложив свои вещи, Антонина Сергеевна пошла на кухню:
— До чего же у тебя тут все неудобно, — проворчала она Зине. — Как только можно в таких условиях готовить? Ну ничего, я покажу, как лучше. Это мы переставим сюда, сковородки лучше вот в этот шкаф…
— Меня все устраивает, – сказала Зинаида, прерывая мечты свекрови о полном перекраивании кухни. – Я специально себе здесь все обустраивала, чтоб удобно было мне.
Свекровь смерила невестку взглядом:
— Что бы ты там понимала.
Вернувшись на следующий день с работы, Зинаида обнаружила, что и в кухне, и в ванной все переставлено. Одно радовало, ужин готов, спасибо свекрови. Значит, можно потратить часть времени на возвращение кухни и ванны в привычный вид.
За этим занятием ее и застала Антонина Сергеевна.
— Ну и зачем ты ставишь кастрюлю в этот шкаф? Удобнее же справа. Вот так встал, и вот они кастрюли.
— Ну мне удобнее так. Я долго продумывала, как все расставить наилучшим для меня образом. Я привыкла так, и отвыкать не планирую.
— Послушала бы старших…
— На вашей кухне я слушала бы вас и делала все только так, как вы скажете. Но это моя кухня.
— Вот и готовь на своей кухне сама, если чужую помощь не ценишь.
— Спасибо, меня такой вариант вполне устраивает.
Свекровь гордо удалилась, а Зинаида продолжила наводить порядок на кухне. К сожалению, часть привычных вещей она в итоге так и не нашла. Придется покупать.
Закончив уборку, Зина пошла в комнату к дочерям, проверить домашнюю работу и поработать с ними над почерком. Проходя мимо комнаты свекрови, она услышала обрывок ее разговора с кем-то из подруг по телефону:
— Дал же Бог невестку. Все только по своему делает, вот ведь упертая.
Зина вздохнула с грустной улыбкой и вышла в комнату к девочкам. Пусть себе сплетничают, но в её доме всё равно всё будет так, как ей удобнее.
На завтра свекровь, действительно, ничего не стала готовить. Впрочем, Зина на это и не рассчитывала. Расставив купленные по дороге продукты, Зина принялась готовить сама.
На выходных Виктор с матерью поехали в мебельный магазин, чтобы купить ей кровать, тумбочку, удобный стул и прочие мелочи.
Вечером Виктор завез Антонину Сергеевну домой, буркнул, что он к другу и ретировался.
Зина заподозрила неладное: с чего это он, уставший, решил провести вечер в дали от дома? Не иначе, как подозревает их очередную ссору.
И точно, распаковав свои пакеты, свекровь вдруг вручила один из них ей. Зинаида открыло его и увидела отрез тюля.
— Зачем? — коротко спросила она у свекрови.
— Ну как же, всегда тюль вешали, красиво.
— Она не впишется в наш интерьер. У нас же есть шторы: красивые, в тон мебели. Их вполне достаточно.
— А окно задернуть?
— Так шторой и задерживаете, если солнце светит. А это, — Зина потрясла пакетом, — пережиток прошлого.
— Ты как хочешь, а с Витей я договорилась, он завтра же тюль повесит.
— Ну как повесит, так и снимет. Пожалейте сына, не гоняйте по сто раз на стремянку.
Первые месяцы таких столкновений свекрови и невестки было, пожалуй, даже слишком много. Но постепенно свекровь поутихла, определилась со своим местом в доме семьи сына. И лишь изредка ворчала на упёртую невестку, готовую до последнего отстаивать свои границы.
А спустя год Антонине Сергеевне постепенно начало становиться хуже, да настолько, что вскоре она и вовсе слегла. Ее снова госпитализировали.
С тем же упорством, с каким Зинаида отстаивала свои границы во время ссор со свекровью, она взялась общаться с врачами, выдавливать из них информацию о состоянии Антонины Сергеевны, выяснять, чем именно можно ей помочь, что нужно сделать, чтобы поставить её на ноги.
Спустя пару месяцев Антонину Сергеевну выписали с напутствием:
– Она может встать на ноги, если пройдёт курс восстановления. И тут очень важна методичность: каждый день, шаг за шагом. Лучше понемногу, но постоянно.
Виктор и Зина внимательно выслушали все наставления, взяли адрес центра, специализирующегося на нужных процедурах и повезли Антонину Сергеевну домой. Пересадить ее в машину получилось с огромным трудом. Когда машина тронулась, Антонина Сергеевна расплакалась:
– Вот и всё, сыночек, стану я тебе обузой, не держат меня теперь ноги.
– Ну что ты такое говоришь? Слышала же, у тебя есть шансы снова ходить. Мы взяли номер телефона, созвонимся со специалистами центра, все будет хорошо.
– Слышала. Чтобы что-то получилось, нужно каждый день заниматься. Как ты себе это представляешь? У вас обоих работа, а я одна до них не доберусь.
Зинаида смотрела на свекровь, вспоминала все их ссоры и препирательства, и понимала, насколько сильно проблемы с ногами сломали эту женщину. Такой видеть её было больно. Не менее больно было наблюдать страдание на лице мужа.
– Антонина Сергеевна, – сказала Зина, – вы пока собирались, мы с Витей все решили: я беру на работе отпуск за свой счёт, с начальником уже договорилась, может, какие-то задачи буду выполнять удалённо. И будем с вами каждый день в этот центр ездить. Вы станете на ноги, обещаю.
– Мы с тобой столько ссорились, и ты, правда, станешь возиться с беспомощной старухой?
– А куда ж я денусь? Вы мать моего мужа, бабушка моих дочерей. Девчонки вас любят и не простят, если мы опустим руки. В конце концов, мне самой же проще будет, если вы на ноги встанете: мне не придется вам кофе в постель подавать до конца жизни.
– Спасибо, моя хорошая, и прости, что всё время наговаривала на тебя.
– Ну не так уж сильно наговаривали. Вы же знаете, я упертая, так что вам придётся встать на ноги, чтобы от меня избавиться.
Друзья, спасибо за ваши комментарии и лайки! Подписывайтесь на мой канал Зеркало судеб, чтобы не пропустить новые увлекательные рассказы!
Также читайте другие интересные истории: