Мы продолжаем серию публикаций о людях удивительной судьбы, чья жизнь и деяния служат примером для многих поколений. Центр «Мастер ОК», работающий с особенными людьми и помогающий им найти своё место в жизни и реализовать свои таланты и способности, точно знает, что память о таких удивительных людях должна быть всегда с нами. Итак, жизнь и судьба иконописца Григория Журавлёва.
В 1858 году в селе Утевка Самарской области в семье Журавлевых родился ребенок. Увидев мальчишку, вместо рук и ног у которого были сухие отростки, мать заплакала… и решила: нужно избавиться от малыша. Но думать об этом запретил дед. Маленький калека мог погибнуть еще в детстве: как-то раз с ребятами из села он был на реке, и вдруг спикировал с неба орёл, как гласит легенда, он поднял тельце малыша и пытался утащить в небо. Но будто ангелы помогли – птица выронила ношу, а ребенок не разбился.
Через пару лет маленький Гриша уже вовсю ползал по двору, соседи не жалели его, а удивлялись: любимой игрушкой малыша была кисть, он рисовал на песке портреты и картины, просто зажимая ее в зубах… А еще Григорий оказался умным и талантливым ребенком: пока был жив дед, он сам возил парня в соседнее село в школу на санях, потом к мальчику приходил заниматься земский учитель.
В то время никто даже не представлял, какое будущее может быть у немощного Гриши. Но он свой путь в жизни выбрал сам. Больше всего мальчик любил ходить в церковь: стоять перед иконами, подпевать словам молитвы. И однажды, глядя на лик Мадонны, он решил: хочу сам рисовать образа. Какой бы странной ни казалась эта идея для человека, у которого нет рук и ног, Григорий Журавлев взялся ее воплощать. В газете от 1885 года есть запись, что юноша отправился учиться к известному живописцу Травкину. Он показал ученику основные приёмы живописи, Григорий закупил кисти, краски и стол со специальными принадлежностями и начал творить...
Кисть Григорий держал в зубах, сжимая челюсти настолько плотно, что скулы сводило. Чтобы помочь Георгию раскрыть рот, приходилось прикладывать горячие компрессы из полотенец.
Нарисовав первые иконы, Григорий начинает дарить их высокопоставленным лицам Самарской губернии. Те охотно принимают дары, слава о художнике расходится далеко за пределами Утевки. Работает вся семья: братья мастерят заготовки, доставляют товар. В 1884 году Журавлев рисует Святителя Николая и просит самарского губернатора передать подарок цесаревичу Николаю, будущему императору Российской империи.
«…Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию», – сохранилась запись из письма Цесаревичу в архиве.
Сейчас эта работа находится в «Эрмитаже» с надписью на обратной стороне «госнаследие цесаревича».
А потом Григорию достается сложнейший заказ: ему предстояло расписать утёвский храм. Калеку подвешивали в люльку, поднимали к потолку, и он работал, забывая о сне и еде. Эти фрески прославили церковь на всю губернию.
В настоящее время возле Храма Святой Троицы в селе Утёвка, Самарской области установлен памятник иконописцу.
Умер художник в 1916 году.
Об уникальном живописце мир узнал только в 60-е годы прошлого века. Икону «Кирилла и Мефодия» с надписью «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев» нашел югославский искусствовед Здравко Каймакович, решил, что кисть в зубах – выдумка монахинь. Узнав правду от нашего краеведа Кузьмы Данилова, искусствовед ответил: «Григорий Журавлев – художник не потому, что он был без рук и без ног, а потому, что творения его художественны». В России (тогда в Советском Союзе) у Журавлёва появился собственный летописец. Александр Малиновский чудесную историю узнал от дедушки, когда был еще совсем маленьким. Рассказы он записал на магнитофон.
Студентом Малиновский пишет статью о Журавлеве, с трудом находит фотографию Григория и отправляет в газету «Волжская коммуна». Но это шестидесятые годы прошлого века и материал про иконописца не напечатали. Тогда Малиновский решил: тем более, надо продолжать работу!
Александру удалось найти неизвестные иконы, написать книгу и собрать уникальный музей в Утевке. Книга «Радостная встреча» – это посмертное издание академика Александра Малиновского об удивительном иконописце Георгии Журавлёве из села Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии.
Уважаемые подписчики и гости канала! Мы продолжим рассказывать о деятелях культуры, искусства, науки и спорта, сумевших преодолеть жизненные невзгоды, выдержавшие удары судьбы.
Эти люди служат нравственными ориентирами для нашей команды, работающей для создания справедливого инклюзивного общества в нашей стране.
Заходите на наш сайт, вступайте в наше сообщество в VK, следите за нашими новостями.
Новость июня, уважаемые подписчики и гости канала:
В Центре социально-трудовой адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», Санкт-Петербург, с 1 июня по 8 декабря 2024 года работает программа по оказанию людям с инвалидностью бесплатной услуги по сопровождению при содействии занятости.
Расскажите об этом своим друзьям и близким, нам важен охват аудитории, чтобы как можно больше людей с ограниченными возможностями смогли найти своё профессиональное призвание, повысили личное благополучие и уровень жизни себя и своей семьи. Помощь каждого важна!