Почему накануне Троицы совершается особое поминовение усопших, и что можно сказать о поверьях, которые связаны в народном сознании с Троицкой родительской субботой?
Вознося в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Святым Духом всех живущих, накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Христиане просят Господа, чтобы и для почивших благодать Духа-Утешителя стала источником вечного блаженства.
Что же касается мнения, будто в Троицкую родительскую субботу, единственный раз в году можно поминать в храмах самоубийц, – это суеверие. Святитель Афанасий (Сахаров) предполагает, что в основе данного заблуждения лежит традиция, существовавшая в северной части Руси. Там был особый день поминовения усопших – семек, или семик, в четверг перед Троицей. За зиму умирало много людей, а из-за промерзшей земли невозможно было выкопать могилы. Потому тела (и самоубийц в том числе) помещали в специальном «Божием доме» – глубокой яме. А перед Троицей, в особо установленный день, их отпевали всех вместе.
Если есть необходимость поминовения самоубийц, Церковь утвердила особый «Чин молитвенного утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго». Можно пригласить священника на кладбище совершить этот чин. Литургическое, богослужебное поминовение самоубиенных не имеет под собой никакого канонического основания. Это запрещено. Разрешены милостыня в память о самоубийце и домашняя молитва.
Как правильно поминать почившего православного христианина? Лучшее поминовение – это добрая христианская жизнь по заповедям Божиим. Хорошо, когда в день памяти усопшего родные и близкие молятся на Литургии, а тем более приступают к таинству Евхаристии.
Самая главная ошибка современных людей заключается в том, что они не хотят духовно потрудиться в память об усопшем. Приходят в храм, подают записки и думают, что этим выполняют свой долг. Сами не молятся на богослужении. Я заплатил деньги – вы молитесь: получаются какие-то товарно-денежные отношения. Или все внимание уделяют организации поминальной трапезы, забывая о ее первоначальном смысле: накормить голодных и нуждающихся. Этот обед должен предназначаться для тех, кто молится за усопшего. К сожалению, сейчас все сводится к тому, чтобы накормить сытых и не молившихся.
Поминовение усопших на Литургии совершается всегда, потому как одна из пяти больших просфор, необходимых для ее совершения, посвящена усопшим членам Церкви. Когда мы подаем записки на литургию за упокой, то священник вынимает частицы из этой просфоры в память поминаемых, а потом опускает в Кровь Христову со словами «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих». Даже если мы на Литургии не слышим ни одной заупокойной ектении вслух – в праздники ли, на Светлой седмице или на святках – мы должны понимать, что на проскомидии поминовение все равно совершается.
Литургия может быть и сугубо заупокойной. Она совершается в родительские субботы, в дни памяти умерших священнослужителей. К Литургии в этом случае добавляются заупокойные ектении, а также евангельские и апостольские чтения, совпадающие с отрывками, которые читаются на чине погребения.
Как появились заупокойные богослужения? В кафедральных соборах Византийской империи служился так называемый панихидис (всенощное бдение) – дополнительная служба о прощении грехов. Она совершалась после вечерни, обычно в пятницу вечером, и могла быть как заздравной, так и заупокойной. Сейчас панихида утвердилась у нас только как заупокойная служба, а заздравная «превратилась» в молебен. Именно из этого панихидиса родились и отпевание, и остальные заупокойные богослужения.