“Не обращайте внимания, когда вас критикуют, слушайте, когда вам советуют, и уходите, когда вас не ценят” - гласит один из самых распространенных советов. Это ключ к вашему успеху?
Легко игнорировать то, что нас беспокоит, прислушиваться к словам, которые нас поддерживают, и избегать того, что вызывает у нас дискомфорт. И когда всё кажется таким простым, мы думаем, что нашли мудрый способ жить лучше.
Однако этот совет из “Популярной психологии” основан на принципе, который может быть справедлив в общих чертах, но который может ограничить нас нашей зоной комфорта, тем пространством, в котором мы чувствуем себя в безопасности, но в котором мы не растем.
Почему мы не приемлем критику?
Мы часто предполагаем, что любая критика деструктивна, лжива, злонамеренна или даже вредна. Конечно, есть порочные критические замечания, которые делаются с целью навредить нам, но есть и конструктивные критические замечания. По этой причине призыв игнорировать любую критику является иррациональным и вредным.
Идея о том, что мы не должны обращать внимания на критику, основана на двух ошибочных предположениях:
- Мы думаем, что владеем истиной.
- Верим, что мы никогда не ошибаемся.
Поэтому, хотя последствия критики могут повлиять на нашу самооценку, восприятие самоэффективности и заставить нас чувствовать себя плохо, они необходимы и будут влиять на нас настолько сильно, насколько мы им позволим.
Мы склонны отвергать критику, потому что слишком сильно отождествляем себя с ней. Но если мы примем её как мнение, которое может помочь нам стать лучше, эта защитная стена рухнет, и мы сможем использовать её в своих интересах.
Три фильтра распознавания
Критика была облечена в негативный смысл, но на самом деле она происходит от древнегреческого kritikós, производного от krínein, что означает судить или различать.
Таким образом, критика - это рациональная способность, которая предполагает тщательное изучение фактов или поведения для вынесения оценки, которая может быть более или менее положительной, или отрицательной.
Поэтому вместо того, чтобы отвергать критику только потому, что она причиняет нам дискомфорт, мы должны пропустить её через три фильтра проницательности:
- Кто? Принимая во внимание, кто выступает с критикой, важно определить, является ли это обоснованным мнением или нет. Это близкий человек, который хочет для нас лучшего? Это опытный человек, который пытается направлять нас? Это человек, который сотрудничает с нами, или наоборот, человек с деструктивным поведением, который разжигает вражду к нам?
- Почему? Мы также должны учитывать цель критики. Направлена ли она на то, чтобы помочь нам или попытаться унизить нас? Можем ли мы извлечь из этого какую-то пользу или не находим в этих словах ничего полезного? В то время как деструктивная критика деморализует и обесценивает, позитивная критика мотивирует вас стремиться и совершенствоваться. Короче говоря, мы должны подумать, с какой целью эта критика высказывается.
- Ну и что? Положительные отзывы, как правило, нацелены на будущее, поэтому они, как правило, не ограничиваются указанием на наши ошибки или слабые стороны, но также предлагают нам возможные варианты улучшения. Деструктивная критика фокусируется на том, что было сделано неправильно, тычет пальцем в больное место и добавляет коварства. Позитивная критика, с другой стороны, больше направлена на устранение ущерба, вот почему она обычно способствует росту.
Мы должны помнить, что не вся критика является результатом разочарования или зависти. И даже если это так, даже самая злобная критика может содержать истину, которую мы можем использовать для совершенствования.
Поэтому в следующий раз, когда вас будут критиковать, не игнорируйте её, а задумайтесь. Возможно, вы узнаете о себе что-то новое или обнаружите область, которую вам нужно улучшить. А если вы считаете, что критика не приносит вам никакой пользы, то откажитесь от неё.