330,1K подписчиков

«У черта на куличках», «за тридевять земель» и другие непонятные фразеологизмы в народном фольклоре

696 прочитали

Устное народное творчество Древней Руси порой ставит современных детей и даже взрослых в тупик. Фразы из сказок, которые, казалось бы, состоят из простых слов, могут иметь странное, а порой и страшное значение.

«У чёрта на куличках»

Вопреки распространённому мнению «кулички» здесь не имеют никакой связи с «куличиками», которые дети лепят из песка, а также пасхальными «куличами». В «Этимологическом словаре» Макса Фасмера слово «кулички» ассоциируется с финской лексемой «кулига», означающее в разных вариантах то «новое, свежераскорчёванное место», «мысок, маленький луг, расположенный на полуострове», «отдалённый участок леса или поля» и так далее.

Из этого объяснения становится понятно, что «кулички», как уменьшительно-ласкательное от «кулига», находятся в далёком и весьма неудобном месте. В одном из словарей фразеологизмов также указывается, что в соответствии с верованиями древних русичей на «куличках» всегда обитает разная нечисть.

Устное народное творчество Древней Руси порой ставит современных детей и даже взрослых в тупик.

Также известен вариант происхождения от слова «кулижики» ― широкие полосы, прорубленные глубоко в лесную чащу под пашню. В тёмные средневековые годы в любом отдалённом месте человека обязательно ждала опасность: это и дикие звери, и природные явления, и разбойники из соседних племён, и. конечно же, нечистые силы.

Сегодня же выражение «у черта на куличках» означает всего лишь очень далёкое место, куда сложно добраться. То же самое значение имеет и фраза «у чёрта на рогах».

«За тридевять земель»

Фраза «за тридевять земель» означает какие-то дальние-дали, то есть примерно то же самое, что и «у черта на куличках». К тому же там, вроде как находится царство мёртвых или, как минимум, всякая нечисть.

Стоит уточнить, что «за тридевять» ― это не глагол, а идиома, состоящая из предлога «за» и двух объединённых числительных «три» и «девять», а то вдруг меня иностранцы читают, которые русских сказок не знают.
Устное народное творчество Древней Руси порой ставит современных детей и даже взрослых в тупик.-2

Есть версия, что фраза произошла в те годы, когда на Руси использовалась девятеричная система счисления. То есть люди считали не десятками, как сейчас, а девятками. Это значит, что числительное «тридевять» означало 27, а число 90 обозначалось как «девятьдесятъ» аж до 1398 года. Но это лишь теория, которая не имеет чётких доказательств в виде числительных двадевять, пятьдевять и так далее. Есть лишь тридевятое царство и тридесятое государство.

Я лично больше всего склоняюсь к версии, что три девятки (тридевять) имеют какой-то сакральный смысл. Так что давайте считать это фольклорным обстоятельственным наречием.

«Куда Макар телят не гонял»

Данное выражение, как и два предыдущих, означает «очень далёкие места». Имя Макар ассоциировалось у русичей с простолюдином, очень бедным человеком, не имеющим собственного клочка земли. Такой нищий Макар был вынужден работать пастухом, занимаясь выпасом чужих телят на дальних выгонах, где более богатые не додумались бы пасти свою скотину.

Устное народное творчество Древней Руси порой ставит современных детей и даже взрослых в тупик.-3

Также выражение «куда даже Макар телят не гонял» в дореволюционной России имело несколько иной смысл. Здесь оно в шутку могло означать дальнюю ссылку, обычно для политических преступников, которых отправляли в Сибирь либо на Дальний Восток. Разумеется, в районы круглогодичного холода и даже вечной мерзлоты никаких телят никто гонять не мог (разве что оленей).

«Где раки зимуют»

В современном русском языке фраза «покажу, где раки зимуют», означает выражение злости, угрозу наказать кого-либо. У древних русичей данный фразеологизм означал практически то же самое, но немного страшнее.

Места обитания раков, конечно же, народу были хорошо известны. Эти членистоногие круглый год проводили в одних и тех же водоёмах, а на зимовку лишь зарывались в норы на самой глубине. Как известно, раки в спячку не впадают, а периодически выползают ближе к поверхности, чтобы найти пищу. Можно предположить, что раки не обязательно «зимовали», да и вообще обитали, далеко от людских поселений.

Устное народное творчество Древней Руси порой ставит современных детей и даже взрослых в тупик.-4

На Руси считалось, что раки являются самыми вкусными лишь в холодную пору, то есть с октября по апрель. Именно поэтому помещики отправляли своих крепостных на добычу раков в зимний период. У подневольных людей выхода не было, им приходилось ловить раков в ледяной воде, что часто приводило к простудам и смертям от переохлаждения. Поэтому на такую опасную работу отправляли либо провинившихся крестьян, либо тех, от кого вообще планировалось «избавиться» без лишних проблем.

Другое, ещё более страшное объяснение идиомы «где раки зимуют», может происходить от конкретного способа наказания опасных преступников. Смертная казнь тогда обычно осуществлялась путём утопления с камнем, привязанным к ногам или на шею. Называлось это «посажение в воду». Такие казни широко практиковались до середины XVII века. Когда тела несчастных опускались на дно водоёмов, почувствовавшие мертвечину раки тут же принимались поедать их.

Если было интересно, подписывайся на мой Телеграм, чтобы не пропустить ничего нового и душевно пообщаться в комментах, а ниже ещё несколько статей про наши поговорки, пословицы и фразеологизмы: