Найти в Дзене

Театральные суеверия.

Актеры – народ крайне суеверный. Если вы верите в приметы, сразу извиняюсь, потому, как я не верю совершенно. Самое распространенное, то, что первым приходит на ум – свист на сцене. Мне это кажется не столько плохой приметой, которая обязательно приведёт к тому, что свистун сломает себе руку или ногу, (или кто-то ему поможет) а зритель внезапно не придет на спектакль, это элементарно раздражает, мешает настроиться и погрузиться в персонажа. Может быть это как-то связано? :) Что может быть более логичным и безобидным, чем от всей души пожелать удачи перед выходом на сцену? Для актера театра, всё что угодно, некоторые просят их ругать, проклинать и даже бить. А мы, желаем «ни пуха, ни пера», чтобы не получить проклятья от коллег. Вы когда-нибудь сидели на тексте, после того, как на репетиции уронили его на пол? Надо говорить уверенно, да, было. Одна их самых больших неудач – уронить текст, тут тебе и осуждающие взгляды, и причитание с всплесками рук. Полный набор осуждения, словом. Выход

Актеры – народ крайне суеверный. Если вы верите в приметы, сразу извиняюсь, потому, как я не верю совершенно.

Самое распространенное, то, что первым приходит на ум – свист на сцене. Мне это кажется не столько плохой приметой, которая обязательно приведёт к тому, что свистун сломает себе руку или ногу, (или кто-то ему поможет) а зритель внезапно не придет на спектакль, это элементарно раздражает, мешает настроиться и погрузиться в персонажа. Может быть это как-то связано? :)

Что может быть более логичным и безобидным, чем от всей души пожелать удачи перед выходом на сцену? Для актера театра, всё что угодно, некоторые просят их ругать, проклинать и даже бить. А мы, желаем «ни пуха, ни пера», чтобы не получить проклятья от коллег.

Вы когда-нибудь сидели на тексте, после того, как на репетиции уронили его на пол? Надо говорить уверенно, да, было. Одна их самых больших неудач – уронить текст, тут тебе и осуждающие взгляды, и причитание с всплесками рук. Полный набор осуждения, словом. Выход только одни – сесть на текст, посидеть, повиниться, подумать над своим поведением, получить одобрение от суеверных коллег и, только после этого поднять текст, обещая себе больше не ронять его никогда.

«Я не суеверный человек, но в эту примету верю. Если текст пьесы падает, я всегда на него сажусь. Не могу ничего с собой поделать»

Марк Захаров, режиссер.

Театральные декорации.
Театральные декорации.

У каждого актера, осознает он того или нет, есть свой ритуал подготовки перед выходом на сцену, у некоторых есть счастливые сапоги, которые непременно должны быть начищены до блеска или определенные носки, носовые платки в правом кармане, или банально монета в обуви. У нас в студенческие годы, каждый курс перед любым спектаклем, показом или капустником, должен был сложить руки в круг, вместе с мастером курса, без этого показ просто не мог начаться. Складывая трясущиеся руки в круг, мы действовали друг на друга успокаивающе, обменивались энергией и чувствовали единство. (Надо будет не забыть как-нибудь рассказать вам о волнении, перед выходом на сцену) Однако, непосредственно с нашим курсом, это не работало, всякий раз, когда мы проворачивали этот обряд, всё шло наперекосяк: декорации падали (спасибо, что живой), текст забывался, музыка не включалась, телефоны звонили (куда без них) И очень быстро мы пришли к выводу, что это не про нас. Каждый настраивался по-своему: слушал музыку, разминался, истерично проходился по тексту, кто-то спал, кто-то ел.

Ещё мы узнали, что на сцену нужно заходить с правой ноги. Сколько падений было, когда особо суеверный первокурсник по сто раз носивший декорации на сцену, в последний момент вспоминает правило право ноги. А ещё некоторые, я бы сказала большая часть актеров здоровается со сценой, благодарит её, многие любят на ней полежать, особенно на сцене, на которой будут играть впервые. Только это я и разделяю. Невозможно передать эту энергетику, даже когда зрительный зал пустой, она продолжает жить, и ты должен относится к ней уважительно. Лежа на деревянном полу, или ковролине, не важно, невозможно не чувствовать силу. Это ощущается, словно все актеры, которые когда-либо играли на сцене наполняют тебя изнутри, ты сливаешься с театром и с искусством в целом.

Гвоздь на сцене к удаче? Именно так, если верить театральным суевериям. Хотя, лично меня насторожил бы бесхозный гвоздь на сцене. Если бы я нашла такой, весь день ходила и с подозрением смотрела на декорации, уже представляя, как драматично лечу с одной из них.

Помимо прочих примет существуют целые несчастливые пьесы:

Трагедия Шекспира «Макбет» – одна из самых мистических пьес великого драматурга. С момента первой постановки театром «Глобус» за пьесой закрепилась дурная слава. Тут вам и внезапные смерти актером, вне пьесы и внутри нее, замена бутафорского меча на настоящий, (два раза!!) а в 1849 году в Нью-Йорке, вообще произошла массовая драка, которая привела к гибели 22 людей и сотне раненых. Не могу сказать насколько это связано, но на театральной сцене нельзя произносить «Макбет», а про то, чтобы его поставить вообще молчу, ведь это может быть последних спектаклем для театра. Кстати, о «последнем», в театре так не говорят, правильно говорить «крайний». Меня лично это суеверие всегда бесило, потому что можно весь день слушать, как тебя исправляют, многозначительно цокая.

Естественно к мистике можно отнести также Булгакова и его «Мастера и Маргариту», «Призрак оперы» Гастона Леру, мистические произведения Гоголя (мы ставили «Вия», пока живы), даже детские спектакли «Питер Пен».

Но всё же, не стоит забывать, что мы притягиваем то, во что мы верим.

Всем спасибо за внимание и, надеюсь, до новых встреч!

Азоль.