Найти тему
Подписаться

Клахан — деревня ирландцев железного века крупным планом

Подавляющее большинство членов ирландских кланов в эпоху создания саг проживало в небольших поселениях, окружённых общинными полями. Оно называлось клахан, в современном языке это слово закреплено за глухой деревней у чёрта на куличках.

Ворота и стена клахана. Современная реплика.
Ворота и стена клахана. Современная реплика.

Клахан был окружён валом. Землю для его насыпки брали тут же, и снаружи от вала получался ров. По бровке вала богатая община устраивала частокол, бедная и немноголюдная обходилась изгородью из жердей. Внутрь периметра можно было попасть через единственные ворота, над которыми возвышалась сторожевая башня, больше похожая на строительный помост. Некоторые клаханы ров опоясывал кольцом, и тогда перед воротами строили мост, иногда — подъёмный.

-3

Вдоль единственной улицы располагались усадьбы дэривине и отдельные дома тех, кто не имел права на общинную землю либо передал это право молодому поколению.

-4

Каждая усадьба была огорожена, в заборе были ворота, а на воротах - дверной молоток. Собственно, при помощи этого молотка и определяли размер привратного двора: хозяин садился на порог дома и бросал молоток на дальность. Вещь сама находила, где будет вход. Все жилые и хозяйственные постройки дэривине находились внутри усадьбы — во дворе либо системе дворов. Лошадей и коров держали в загонах за забором, в усадьбе в сараях — только овец и коз, телят и свиней. Огороды также были огородами в прямом смысле слова: «ленивые» грядки за плетнём, рядом с усадьбой.

-5

И усадебные, и отдельно стоящие дома были построены по одному принципу: круглое здание с опорными столбами из брёвен, стеной из турлука (плетня, забитого глиной с соломой) и крышей из жердей. Cамым распространённым кровельным материалом была солома (осока, тростник), но в домах очень богатых людей встречались крыши, крытые гонтом — деревянными плашками. К дому пристраивали помещения для женатых сыновей, когда становилось тесно, но, если площадь усадьбы позволяла, могли построить отдельный маленький домик. Поэтому недоросля называли фер мидбих — то есть мужчина из средней хижины, между домом и забором.

К надворным постройкам относился «задний дом», то есть кухня, где хозяйка готовила еду на всю дэривине. Под навесом рядом с этой кухней накрывали на стол. Если у семей сыновей была своя жилплощадь, на ней никогда не готовили и не ели. В большом доме стряпали только во время праздников и попоек, чтобы подавать угощение прямо на стол.

-6

Кроме того, на усадьбе обязательно строили амбар на столбах.

Считается, что сараи для животных имели форму вытянутого прямоугольника (проще наращивать длину по мере роста стада), но такую же форму имели и мастерские ремесленников — если специфика производства не позволяла работать во дворе под навесом.

Те, кому земля была совсем не положена, жили в отдельных хижинах, при которых были только сараи для животных и огороды.

Примечательно, что кузница являлась собственностью кузнеца и находилась в его усадьбе, либо кузницу строил у себя богатый хозяин и приглашал туда мастера под конкретный заказ. Деревенской кузницы не было как явления. Общественная мельница также находилась за воротами, как и все частные. О мельницах разговор будет отдельный.

Первое впечатление, что жители клахана опасались тех, кто может прийти извне, но в археологических материалах есть замки и ключи, запоры с секретками. То есть, мелкое воровство — спутник всякого неравенства, селянам было не чуждо. Богатые хозяева могли, подражая наследственным землевладельцам, содержать привратника. Злых собак заводили все, кому это было по средствам.

Особенное для клахана — отсутствие общественных зданий. Все мероприятия проводили за пределами поселения. Молодёжь собиралась на валу за стенами. В игры спортивные играли на поляне перед воротами. В границах археологических памятников, которые опознаются как клаханы, нет алтарей и сооружений, напоминающих о религиозном культе. По всей вероятности, для богослужений и жертвоприношений существовали другие места. И, наконец, странно, что в клахане отсутствовал такой важный институт как питейный дом — они появились только в раннем средневековье. Не было мужских "клубных" зданий, где собирались бы для общения взрослые.

Клахан выделяется на фоне обычных средневековых деревень внушительным размером при далеко не плотной застройке. Оборонительные сооружения протяжённые, в несколько километров, и объём земляных работ для их создания и поддержания забирал бы едва ли не треть рабочего времени мужского населения, особенно если учесть, что из доступных орудий — кирка, лопата и тачка. Существовала определённая категория чужаков, которых привлекали к фортификационным работам в качестве землекопов и каменотёсов, но в законах не прописано, могли ли общины применять эту рабочую силу для своих нужд, либо мог ли это сделать король (вождь) в силу общественной необходимости. Создаётся впечатление, что клахан как коммуна не функционировал вообще, но в то же время регулярные переделы требовали объединённых усилий, да и охрана готового периметра должна была быть общим делом. Эта сторона жизни поселения в полной мере не ясна.

Судя по тому, как долго такой подход к фортификации и "градостроительству" продержался и как долго существовали общины на одном и том же месте, в конкретных условиях игра стоила свеч. Кроме того, хозяин жизни, поселяясь отдельно, закономерно воспроизводил вокруг своей усадьбы тот же самый клахан, но населённый уже совсем другими людьми.

Ирландия
2429 интересуются