В статье рассматриваем роль HR-generalist – специалиста, объединяющего в себе функции по управлению человеческими ресурсами компании. Подробно разбираем задачи, которые стоят перед HR-generalist, и объясняем, почему привлечение такого сотрудника может стать значительным преимуществом для вашего бизнеса.
В последнее время появилось много материалов о профессиях будущего и специальностях, которые скоро исчезнут. Среди этих исчезающих профессий нет HR: специальность сильно продвинулась, и первое, что делают всё больше компаний — нанимают специалиста по персоналу. Ключевую роль в управлении человеческими ресурсами компании играет HR Generalist.
Кто такой HR-generalist
HR-generalist — это универсальный сотрудник, который берёт на себя всю работу с персоналом, от найма до разработки внутренних документов. По сути, это весь HR-отдел в одном лице. Обычно это единственный специалист по персоналу в компании: у него нет команды эйчаров, генералист — и эксперт, и исполнитель, и бизнес-партнёр.
HR генералист отвечает сразу за несколько направлений. В разных компаниях обязанности могут отличаться: где-то HR только закрывает вакансии, в других компаниях это полноценный бизнес-партнёр, помощник CEO и эксперт в трудовых отношениях.
Задачи HR-generalist:
- Планирование и координация программ по подбору, адаптации, обучению и развитию персонала.
- Разработка и реализация HR-стратегии, которая соответствует целям и задачам компании.
- Управление отношениями с сотрудниками, разрешение конфликтов и поддержание позитивной рабочей атмосферы.
- Участие в формировании бюджета HR-отдела и контроль расходов.
- Мониторинг и анализ рынка труда, а также адаптация предложений компании для привлечения и удержания лучших кандидатов.
- Разработка и обновление компенсационных и поощрительных пакетов, оценка эффективности системы мотивации.
- Сотрудничество с линейными менеджерами и руководителями подразделений для обеспечения эффективной работы команды.
- Участие в разработке организационной структуры, планировании и управлении кадровым резервом.
- Обеспечение соблюдения трудового законодательства и корпоративных политик.
- Поддержание связей с внешними партнёрами и консультантами в области HR.
HR-generalist занимается не только операционной работой. На первый план выходит создание HR-стратегии, автоматизация процессов, управление изменениями, развитие культуры и имиджа компании. В этом смысле HR-generalist схож с HR Бизнес-партнёром.
Обе позиции связаны с управлением персоналом и обеспечением эффективного выполнения работы сотрудниками. Они обе занимаются разработкой и реализацией стратегий, направленных на улучшение работы компании.
Если HR-generalist владеет такими навыками и инструментами, то это делает его советником CEO и позволяет напрямую влиять на бизнес
Почему компаниям стоит присмотреться к должности HR-generalist
Эйчар освобождает CEO от ненужной работы:
— Полностью организует работу с персоналом. Анализирует бизнес, изучает внутреннюю кухню и подстраивает работу с сотрудниками под конкретную компанию.
— Уменьшает текучку. Кажется, главная проблема определённых видов бизнеса, к примеру, общепита. В некоторых компаниях другая проблема: кандидаты уходят после испытательного срока. HR генералист исправляет это: грамотно организует адаптацию нового сотрудника в компанию, без давления и лишнего стресса.
— Стандартизирует процессы. То есть приводит процессы по найму и работу с кадрами к чёткой структуре. Например, разрабатывает программы, документы и шаблоны, которые потом легко взять и использовать. Даже если этот HR уйдёт из компании, у владельца не возникнет проблем с работой.
Что будет делать HR-generalist в вашей компании
1. Формировать рабочие места и разрабатывать бизнес-процессы
По сути это общение с руководителем и сбор информации. 1-3 раза в неделю HR-generalist общается с руководством компании о новых рабочих местах, собирает и структурирует всю информацию в документе. Кроме того, эйчар должен заранее убедить руководителя каждый день записывать новую информацию в этот документ: к примеру, если к вакансии Python-разработчика прибавили пару обязанностей или пересмотрели зарплату.
Пример описания бизнес-роли и бизнес-процессов от ассоциации «Бизнес-репетитор»
Разработка бизнес-процессов означает, что HR изучает устройство бизнеса: фиксирует процессы, продукты компании, нормативы, прописывает навыки, задачи, зону ответственности и бюджет для каждой должности, и распределяет рабочие места по категориям: маркетинг, производство и так далее.
2. Создавать инструкции и программы для сотрудников
Вот что входит в этот пункт:
- На основе документа с описанием бизнес-ролей и бизнес-процессов создаёт регламенты и инструкции для разных должностей, подразделений и команды в целом;
- Обсуждает с руководством эти регламенты и вносит правки;
- Создаёт планы адаптации для будущих сотрудников: расписывает мероприятия по датам и оценивает степень адаптивности сотрудника. Если объяснять на простом примере, HR прописывает список задач для первого дня: кандидат должен получить доступы к рабочим программам — к кому сходить, с кем пообщаться — а потом оценивает, как он справился с этим простым заданием;
- На основе регламентов создаёт программу обучения — материалы, которые обязаны знать и применять все сотрудники.
Программа адаптации сотрудника. Первый рабочий день: план работ
- Назначить команде утренний кофебрейк и представить нового сотрудника.
- Запросить у комплаенс доступ к рабочим документам и программам. Доступ дать на рабочую почту — её заранее зарегистрировать на сотрудника.
- Добавить в рабочие чаты в Телеграме/других мессенджерах.
- Выделить добавочный код к рабочему телефону.
- Оборудовать рабочее место.
- Помочь составить план на неделю.
3. Составлять вакансии и подбирать кандидатов
Далее HR-генералист прописывает подробности вакансии: обязанности, предложения, тестовое задание, требования к сопроводительному письму. Всё это нужно согласовать с руководителем, разместить на профильных сервисах, а потом посмотреть отклики.
Когда эйчар отберёт подходящие отклики, он передаёт их директору, а тот решает, кого позвать на собеседование. На этапе собеседования HR генералист тоже участвует: обсуждает кандидата с директором, даёт советы, а если кандидат не подошёл, рассказывает, чего не хватило для работы на этой должности. На этом этапе HR генералист выступает экспертом и советчиком для руководства.
4. Анализировать работу команды и предлагать решения
Здесь — про возможную текучку в команде. HR-генералист оценивает картину в целом и рассказывает заказчику, как решить проблему или повысить эффективность компании. Обычно это оценка тенденций и повторяющихся случаев.
HR видит, что пять человек ушли с должности дизайнера после испытательного срока. При этом на других должностях и подразделениях всё в порядке.
Он анализирует ситуацию на рабочем месте — может, это просто совпадение, но вдруг окажется, что у шеф-дизайнера проблемы с контролем эмоций или он недостаточно компетентен. Все наблюдения HR генералист записывает, относит руководству и советует, что с этим делать.
А документы, которые эйчар написал для компании, можно использовать по-разному. Например, разработать тест для новичков на знание рабочих процессов: в тесте — вопросы из разных документов и на разные темы. Если не проходит тест, испытательный срок не оплачивается. В конце концов, рабочие документы, которые не проходят под NDA, можно публиковать и так рекламировать компанию.
Вам нужен HR-generalist, если:
- Вам необходимо увеличить/пополнить штат компетентными сотрудниками для того, чтобы текущие задачи выполнялись максимально эффективно и быстро, а руководителю выйти из операционки, что приведёт к росту компании и, соответственно, к увеличению дохода. Лучше потратить время и силы один раз на поиск одного специалиста, чем каждый раз самостоятельно искать людей или платить рекрутинговому агентству.
- Вы хотите улучшить процесс управления персоналом в своём бизнесе.
- Вам нужен человек, который не просто нанимает сотрудников, но также занимается их адаптацией, обучением и развитием. Если новые люди приходят в команду и долго не могут разобраться с организационными моментами (кому когда писать, что от них ждут, как работать с задачами и прочее.)
- Вам нужна помощь в разработке стратегии управления персоналом, которая будет соответствовать целям и задачам вашей компании.
- Если вы тратите десять часов в неделю на общение с командой, хотя могли бы в это время заняться стратегией — это то, что можно делегировать HR генералисту.
- Если вы разместили вакансию и там сто откликов, которые не обработаны уже две недели.
Если у сотрудников напряженные отношения, кому-то работается некомфортно, но вы не лезете в это, потому что нет времени, либо не считаете это важным. А это, в общем-то риски. Кому плохо у вас живётся, тот будет работать с меньшей отдачей, не будет развиваться и станет выходить на негатив при внедрении каких-то изменений.