Найти тему
Торжество православия

Какова бы ни была непосредственная причина заболевания, любая болезнь попускается Богом для пользы души человека.

Болезнь и боль представляли собой фундаментальную проблему для людей на протяжении веков, в частности, проблему разума. В древние времена люди хотели не просто излечить боль и болезни, но и объяснить их. Возможно, в те времена, когда методов лечения было мало и они зачастую были неэффективны, люди обязательно искали метафизическую интерпретацию боли и болезни, а не биологическую причину.

Монахиня Надежда Бреннер говорила: «СЕЙЧАС ЛЮДИ ЗАБЫЛИ СТАРОЕ ПРАВИЛО: ЧТО НИ ДЕЛАЕШЬ — МОЛИСЬ. ДЛЯ СЕБЯ-ТО ДЕЛАТЬ…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов монахини, https://t.me/molitvaikona/11462 .

На древнем Востоке, как на Дальнем, так и на Ближнем Востоке, люди рассматривали болезнь как бедствие, вызванное духами или богами из-за какого-то недосмотра в соблюдении религиозных обрядов или какого-то высокомерного поступка. Духи или боги были в ярости и вследствие своего гнева насылали болезни на людей, которые затем пытались отразить ее мольбами или жертвоприношениями. Неслучайно в большинстве древних религиозных систем роль врача отводилась жрецу или шаману, как посреднику между материальным и духовным миром.

Ситуация сильно изменилась, когда древние греки основали и превратили медицину в естественную науку и искусство посредством систематического наблюдения. Континуум истории от Гиппократа и Христиана Галена до наших дней знаком многим людям. Однако здесь, возможно, стоит подчеркнуть, что медицина не только впервые увидела свет в греческой культуре, но и продолжала процветать там, на протяжении многих столетий. Согласно источникам, греческие врачи намного превосходили римских.

-2

В Византии всегда были исключительные врачи. Во время турецкой оккупации Греции греческая диаспора выпускала врачей значительного уровня. Даже убитый после революции первый губернатор Греции Иоаннис Каподистриас учился на врача. По сей день греки преуспевают в медицине, как дома, так и за рубежом, настолько, что в развитых странах Европейского Союза греки являются самыми востребованными врачами.

Если мы проигнорируем городские мифы о профессиональном признании, возможно, за этим всеобщим признанием скрывается истина, еще одно выражение греческой традиции, которая хочет, чтобы люди исцелились от своих ран и вернулись к здоровью. На этом мы закроем эту скобку, предложив ее в качестве пищи для размышлений и размышлений относительно дальнейшего обсуждения.

Теперь мы подходим к тому, как Священное Писание рассматривает проблему болезней. Библейское откровение продолжает древнюю традицию Востока и Месопотамии, о которой мы говорили выше. Его внимание сосредоточено почти исключительно на религиозном аспекте болезни и лечения в контексте божественного плана спасения. Кроме того, власть смерти над человечеством выражается в болезни (1 Кор. 11, 28-32).

В библейском повествовании связь между грехом и болезнью настолько тесная, что становится почти автоматической. Болезнь не следует искать в намерении творческой силы, посредством которой Бог создал космос и человечество. Это произошло как следствие греха.

В то же время оно является одним из знаков гнева Божия, который поразит грешных людей, грешный Израиль и грешный мир. Однако в опыте греха есть и поучительный аспект: его цель — обострить осознание нашей совести греха. Показательно, что в псалмах просьба об исцелении всегда сопровождается исповеданием грехов перед Богом: «нет исцеления телу моему… ибо грехи мои поднялись над главой моей… ибо на Тебя уповаю, Господи». (Пс. 37). Есть также болезни, которые поражают народ Божий коллективно, причем получатели не обязательно виноваты.

Когда праведники болеют и страдают, как это произошло с Иовом и Товией. В этих случаях ответ дает само Писание: цель – показать верность праведника и прославить имя Божие: «Да будет благословенно имя Господне»[3].

-3

Существует также пророческая, или, можно сказать, эсхатологическая версия болезни. Слуга Яхве у Исайи несет на себе беды народа Божия и принимает на себя их боль с целью искупить грехи этого народа (Ис. 53, 4).

Надо сказать, что в Ветхом Завете нигде не запрещается обращение к врачебному искусству для лечения болезней. Напротив, в «Мудрости Сираха» врач является почетной личностью не только с точки зрения своей полезности, но и как обладатель должности, избранной самим Богом («ибо Господь создал его»).

При этом существует явное предпочтение обращению к Богу и поиску исцеления у него, которого признают господином жизни. Мы смиренно исповедуем свои ошибки, оплакиваем бедственное состояние, в которое впали из-за болезни, и ожидаем благодати и милости Божией. Таким образом, исцеление является знаком присутствия Бога.

Несмотря на свой конструктивный характер, болезнь всегда мыслится как нечто плохое, и полное ее уничтожение можно мыслить только с эсхатологической точки зрения. В конце времени, когда Бог обновит мир, причина и следствие, грех и болезнь, будут стерты.