Найти в Дзене

К ВОПРОСУ О СУВЕРЕНИТЕТЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ.

Аннотация. В статье рассмотрены основные концепции суверенитета субъектов федерации. Сформулирована гипотеза о том, что концепция суверенитета субъекта федерации не имеет четко выраженной правовой основы и может зависеть от проблем как внутреннего, так и внешнего характера.

Ключевые слова: концепция отсутствия суверенитета у субъектов федерации, субъекты федерации, суверенитет, суверенные права, теория неограниченного суверенитета, теория остаточного суверенитета, теория участия.

Фрагмент статьи предоставлен для ознакомления.

В настоящее время, в том числе в РФ широко распространена теория остаточного суверенитета. Она основывается на признании за субъектами федерации всей полноты государственной власти, кроме предметов исключительного ведения федерации и предметов совместного ведения федерации и ее субъектов. Например, в соответствии со статьей 73 Конституции России: "вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ имеют всю полноту государственной власти" [1].

В России субъект федерации не может односторонне вернуть суверенные права, которые он передал федерации. Но с такой оценкой модели российского федерализма согласны далеко не все исследователи. Например, ее отрицает А. С. Автономов и его последователи [3].

Еще одна концепция относительно суверенности субъектов федерации исключает наличие у субъектов Федерации собственного суверенитета. В одних случаях об этом говорят откровенно, в других – вынуждены строить достаточно сложные схемы теоретических объяснений, имеющих чисто политическую составляющую [2, с. 19].

Согласно теории неограниченного суверенитета государство не может существовать как член сообщества, не обладая суверенитетом. Основатель этой теории Г. Эллинек исходил из того, что на всей территории единого государства может существовать только один суверенитет. В частности, он считал, что страны, вошедшие в федерацию, теряют суверенитет, хотя и сохраняют определенный объем власти .

Аналогичную концепцию предлагает для РФ А. С. Автономов, отмечая, что в России некоторые положения Конституции 1993 г. можно было в течение некоторого времени толковать таким образом, что республики (они названы государствами) обладают суверенитетом, пока Конституционный Суд не вынес решение, согласно которому субъекты РФ суверенитетом не обладают, а суверенитет сосредоточен исключительно в федерации.

Подобное толкование позволяет прийти к двум выводам. Первый – о способности суверенитета появляться или исчезать в течение довольно непродолжительного времени у одних и тех же субъектов в пределах того же федеративного государства. Второй вывод – о возможности субъектов федерации пользоваться суверенитетом федерации в тех случаях, когда они сами его лишены.

По нашему мнению, взаимоотношения, при которых нельзя определить реального носителя суверенитета, выглядят несколько искусственными. Вполне очевидно, что в таком случае скорее можно говорить о де-факто и де-юре отсутствие реального суверенитета у субъектов федерации. Отказ в суверенитете члену федерации на уровне федеральной конституции фактически исключает саму возможность дискуссии о его международной правосубъектности. С точки зрения международного права такое обстоятельство опять-таки не будет иметь значения, пока федерация не выскажет прямого возражения относительно участия субъекта в международно-правовых отношениях.

Ещё одной теорией, применяемой в нашей стране является теория участия, которая основывается на том, что государством в ее политико-правовом понимании на самом деле является лишь сама федерация, только она и является единственным единоличным сувереном. Субъекты федерации, согласно приведенной теории, участвуют в создании (учреждении) суверенной воли федеративного государства и, таким образом, способствуют образованию федерального суверенитета. Этим субъекты федерации принципиально отличаются от самоуправляющихся провинций унитарного государства. С точки зрения автора, эта концепция выглядит наиболее опасной для международно-правовых устремлений субъектов федерации. Однако, и в данном случае международно-правовая оценка внешней активности члена федерации будет опираться на оценку федеративного государства. Ведь самоуправляющиеся провинции в унитарном государстве также могут иметь внешние полномочия, не имея суверенитета.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-2