Найти в Дзене

Диссертация: "Субъекты федеративных отношений в условиях смешанного федерализма".

Оглавление
Магистр 34.
Магистр 34.

Аннотация

Цель выпускной квалификационной работы магистра состоит в проведении исследования субъектов федеративных отношений в условиях смешанного федерализма, выявлении общих черт, специфики основных проблем на пути их эволюции.

В первой главе магистерской диссертации раскрываются общетеоретические аспекты федерализма в современных условиях.

Во второй главе магистерской диссертации исследуется конституционно-правовой статус субъекта федеративных отношений в условиях смешанного федерализма.

В третьей главе магистерской диссертации исследуется проблема реализации международной правосубъектности субъектами федерации.

Работа состоит из 100 страниц и содержит 66 источников литературы.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Учение о федерализме как политико-правовая основа концепций правосубъектности субъектов федерации

1.2 Особенности федерализации и децентрализация в современных условиях глобализации

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

2.1 Понятие субъектов Российской Федерации

2.2 Особенности приобретения и утраты правового статуса субъектов РФ

2.3 Участие субъектов в решении общефедеральных вопросов и проблема федерального принуждения

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Правовые основания международной договорной правоспособности субъектов Федерации

3.2. Непосредственное участие субъектов федерации в международно-правовых договорах

3.3. Опосредованное участие субъектов федерации в международно-правовых договорах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования. Перспектива расширения круга участников международно-правовых отношений становится все более обсуждаемой темой в отечественной правовой науке. Это связано, с одной стороны, с расширением теоретико-правовых представлений о понятии субъектов права. С другой стороны, это является следствием существенного расширения сфер международно-правового регулирования и внутреннего развития государств, в том числе государств с федеративной формой государственного устройства.

В международно-правовой системе сохраняется значительное количество участников, чья правосубъектность не является очевидной, учитывая предмет нашей работы, мы имеем в виду, прежде всего, субъектов федераций. Более половины человечества проживает в федеративных государствах, а количество субъектов федераций превышает количество существующих государств.

Субъектов федерации нельзя назвать новыми субъектами международного права, поскольку при отсутствии международно-правовых запретов общая возможность их участия в международно-правовых отношениях является устоявшейся. При этом именно федеративные государства всегда пытались сопротивляться участию своих составных частей в международно-правовой жизни, максимально дозируя такое участие. С другой стороны, отсутствие в международном праве запрета субъектам федерации принимать участие в международно-правовых отношениях объективно приводит к существенному увеличению количества правовых концепций обоснования международной правосубъектности субъектов федераций. В практике российского государства также были примеры заключения международных договоров с субъектами Федерации, однако в настоящее время наше законодательство заключение таких договоров представляет только Российской Федерации в целом.

Учитывая изложенное, актуальность исследования обусловливается такими факторами. Во-первых, стремительными изменениями в международной системе, что выводят в международно-правовые отношения субъектов федераций. Во-вторых, необходимостью дальнейшего научного осмысления правового статуса субъектов федерации, в том числе в международном масштабе. В-третьих, важностью подготовки рекомендаций по дальнейшему формированию международно-правовой позиции России в вопросах отношений с составными частями неунитарных государств.

Настоящая тема магистерской диссертации имеет непосредственную связь с важными научными и практическими вопросами участия субъектов федераций в правовых отношениях, существующих в конституционном праве и имеющих значение для национальной правовой теории и практики РФ.

Степень разработанности темы. Отдельные вопросы, связанные с особенностями субъектов федеративных отношений, были затронуты в научных трудах многих ученых, среди которых можно отметить таких авторов, как: С. А. Авакьян, И. В. Бабичев, М. В. Баглай, Э. Ю. Балаян, Н. С. Бондарь, А. Л. Бредихин, А.Р. Галоян, Е. В. Гриценко, Н. М. Добрынин, А. А. Данько, А. П. Демин, А. В. Захаров, И. В. Ирхин, Р. М. Караев, Е. Ю. Комлев, А.В. Куракин, А. М. Осавелюк, Б. И. Осминин, Н. В. Остроухов, В. М. Полежаев, С. Б. Сафина, И. Д. Семеновский, А. В. Темираев, Д. Е. Черкашин, С. М. Шахрай, Д. Г. Шустров и др., однако основные подходы к пониманию ключевых свойств таких субъектов и специфики – требуют комплексного научного исследования. Наряду с чем и отечественная правовая база требует усовершенствования. Указанные обстоятельства побуждают к содержательному анализу понятийного аппарата, рассмотрению эволюционных процессов и апробированного мирового опыта в данной сфере.

Цель настоящей работы, в проведении исследования субъектов федеративных отношений в условиях смешанного федерализма, выявлении общих черт, специфики основных проблем на пути их эволюции.

Для достижения цели исследования поставлены следующие основные задачи:

1. Раскрыть основные постулаты учения о федерализме как политико-правовой основы концепций правосубъектности субъектов Федерации;

2. Выделить особенности федерализации и децентрализация в современных условиях глобализации;

3. Определить понятие и основные виды субъектов в Российской Федерации;

4. Выделить особенности приобретения и утраты правового статуса субъектов РФ;

5. Раскрыть специфику участия субъектов РФ в решении общефедеральных вопросов и рассмотреть проблему федерального принуждения;

6. Определить правовые основания международной договорной правоспособности субъектов Федерации;

7. Раскрыть особенности непосредственного участия субъектов федерации в международно-правовых договорах;

8. Выделить особенности, связанные с опосредованным участием субъектов федерации в международно-правовых договорах;

В качестве объекта исследования – в диссертации выступают правовые отношения субъектов федеративных государств с другими государствами и их административно-территориальными единицами.

Предметом исследования является правосубъектность субъектов федерации в целом и РФ, в отдельности.

Методологической базой работы послужили диалектико-материалистический метод научного познания социально-правовых явлений, а также основанные на нем общенаучные и специальные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и т.д.). С помощью социологического и статистического методов проводился анализ и обобщение эмпирической базы исследования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют работы современных ученых в области конституционного права, раскрывающие отдельные аспекты рассматриваемой проблематики.

Нормативно-правовую базу исследования составляют нормы международного права, а также конституции и законодательство зарубежных стран, Конституция РФ, специализированные федеральные конституционные, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты РФ.

Эмпирическую базу исследования составляют региональные аналитические и статистические материалы опубликованной судебной практики.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что магистерская диссертация является одной из первых, рассматривающих проблемные вопросы правосубъектности субъектов федераций, становления их конституционно-правового статуса как субъектов федеративных отношений в условиях смешанного федерализма. Основные теоретические и практические результаты, характеризующие личный вклад диссертанта и выносимые на защиту, конкретизируются в таких положениях.

Впервые:

– доказано, что в отечественном конституционном праве до сих пор не выработано единого универсального понятия федеративного государства, вместо которого обычно применяют термин "неунитарное государство" (unncorporated state), что объясняется многообразием устройства современных государств, в которых стирается грань между субъектами федерации и административно-территориальными единицами, множественностью проявлений федерализма, существенными различиями в распределении полномочий между федеральным центром и субъектами федерации;

– доказано, что не существует общей тенденции к обретению субъектами федерации международной правосубъектности. При отсутствии общепризнанных внутригосударственных и конституционно-правовых представлений об основаниях участия субъектов федерации в международно-правовых отношениях такая практика в отношении каждого федеративного государства будет не только отличаться, но и иметь признаки противоречивости, непоследовательности, а порой и непредсказуемости;

– установлено, что "федеральная оговорка" в общих и региональных многосторонних международных договорах – по своей природе является юридическим компромиссом между федеральной властью и субъектами федераций, что считается правомерным и свидетельствует о зависимости международной правосубъектности федеративного государства от распределения полномочий внутри него;

– установлены особенности международно-правовых отношений между отдельными субъектами РФ (Республик Башкортостан и Татарстан) и иностранными государствами и выяснено, что, в исключительных случаях, это имеет следствием установления взаимных правовых обязательств.

Усовершенствовано:

– теоретическое осмысление последствий влияния традиционной этатистской оценки (доказательства или отрицания) государственности и суверенности субъектов федераций в понимании субъекта международного права на фоне де-факто и де-юре массового выхода субнациональных субъектов в сферу международно-правовых отношений в последние десятилетия;

– вывод о договорной природе международной правосубъектности федеративного государства, связанной с взаимной зависимостью Федерации и ее субъектов в реализации соответствующих полномочий, определенных федеральным законодательством по их распределению.

Получили дальнейшее развитие:

– теоретические положения современных концепций и доктрин о международной правосубъектности субъектов федерации, конституционно-правовые основания их международной правосубъектности;

– вывод о наличии форм и видов реализации международной правосубъектности субъектами федераций в международно-правовых отношениях, распространенность таких практик и их последствия;

– вывод об отсутствии юридической связи между закреплением в конституциях федеративных государств "государственности" или "суверенности" субъектов федераций и их способностью участвовать в международно-правовых отношениях, поскольку такая способность зависит от обстоятельств как внешнего, так и внутреннего характера.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа содержит ряд положений, которые могут быть использованы в ходе дальнейшего развития отечественной правовой науки.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные разработки будут способствовать дальнейшему развитию отечественного конституционного права РФ, расширяя и углубляя научные положения.

Структура диссертации определена ее целью, а также кругом решаемых задач, включает введение, три главы, девять параграфов, заключение и список использованной литературы.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-2

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Учение о федерализме как политико-правовая основа концепций правосубъектности субъектов федерации

Условно федерацией можно назвать любое государство, состоящее из государственно подобных образований, которые согласно конституции имеют определенную самостоятельность в рамках такого государства. Такая характеристика федеративного государства является наиболее общей и всегда требует уточнений относительно конкретного государства. При этом важно отличать федеративное государство в современном его понимании (с учетом всех концепций, которые касаются этого явления) от сложных государственных образований прошлого (вассалитет, суверенитет и т.д.), когда отсутствие понятия государственного суверенитета затрудняло понимание их внутреннего построения.

Участие сложных государств в международно-правовых отношениях является одним из дискуссионных вопросов правовой теории и практики. Вопрос участия сложных государств в международно-правовых отношениях находится на грани конституционного и международного права, что в значительной мере связано с самой политико-правовой природой сложных государств, которые в своем построении обычно опираются на договорные условия объединения в единое государство, которые могут включать правовые основания участия сторон таких соглашений в международно-правовых отношениях. Указанные соглашения обычно становятся частями конституций таких стран.

В других случаях только конституции федераций определяют условия участия их составных частей в международно-правовой жизни. Это требует обязательного учета конституционно-правовых предписаний таких государств.

Как бы то ни было, но ни одна из существующих международно-правовых практик не знает примеров участия субъектов федераций в международно-правовых отношениях без согласия самого такого государства. В то же время стремление субъектов федерации к международно-правовому общению постоянно подталкивает их к поискам новых юридических обоснований своего права иметь правосубъектность именно международную, основное внимание которой и будет уделено в настоящем исследовании.

Современные учения о международной правосубъектности базируются на ее истоках, заложенных в в самой природе федеративного государства. Именно с ней чаще всего связано обоснование объема правосубъектности субъектов федераций, особенно в договорных федерациях. По нашему мнению, есть все основания полагать, что само появление учения о федерализме, а затем и его современное развитие заложили, а в дальнейшем лишь усиливали политико-правовую основу для претензий членов федеративных государств на тот или иной уровень участия в международно-правовых отношениях. Не случайно известные исследователи федерализма нередко объясняют его привлекательность тем, что в тех государствах, где удалось воплотить идею федерализма, также является возможной реализация общих принципов, без лишения независимости участников.

Происхождение международной правосубъектности субъектов федерации, по нашему мнению, всегда связано прежде всего с теми политико-философскими и историческими основами, которые заложены в основы ее федерального построения. Это означает, что любое государство, избравшее подобную форму развития, рано или поздно столкнется с необходимостью установления на уровне национального конституционного права условий, при которых ее составные части будут иметь право участвовать в международных отношениях.

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

2.1 Понятие субъектов Российской Федерации

Государственное устройство Российской Федерации – смешанная федеративная республика.

Исторически федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после введения республиканской формы правления, которое заменило унитарное государственное устройство Российской империи[1].

Российская Федерация в соответствии со ст. 5 Конституции 1993 г. состоит из равноправных субъектов Российской Федерации.

Субъект федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство.

Субъекты Российской Федерации отвечают следующим критериям:

– не обладают суверенитетом;

– не имеют права на отделение или сецессию;

– граждане любого субъекта Российской Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории Российской Федерации;

– закон субъекта Российской Федерации не может противоречить Федеральному Закону;

– перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

В соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации в состав Российской Федерации входят 85 равноправных субъекта, в том числе:

– 22 республики;

– 9 краев;

– 46 областей,

– Еврейская автономная область;

– 3 города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь;

– 4 автономных округа.

Российская Федерация – это многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей (этнических групп). Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах, принадлежащих к индоевропейской, алтайской и Уральской языковых семей, кавказской и палеоазиатской языковых групп. Самым распространенным языком в России является русский. Численность носителей еще восьми самых распространенных языков в РФ превышает 1 млн человек. В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории (согласно ст. 68 Конституции РФ) является русский. Республики в составе РФ имеют право предоставлять своим языкам статус государственных.

В Конституции РФ не упоминается о правах автономных округов и областей вводить собственные государственные языки. Но на практике автономные округа и области объявляют свои языки государственными с помощью собственных уставов.

Подавляющее большинство населения РФ-православные христиане; значительную часть неславянских жителей составляют мусульмане-сунниты. Основные религии: православие (Русская Православная Церковь), ислам, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм и т.д.

Названия субъектов федерации даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов – имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ "является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование".

Присвоение и изменение наименования – прерогатива субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации, подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции, а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области).

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Правовые основания международной договорной правоспособности субъектов Федерации

Право налаживать внешнеэкономические отношения с другими государствами, также заключать международные договоры относится к ключевому полномочию субъектов Федерации в сфере реализации их международной правосубъектности, в отношении которого идут ожесточенные дискуссии в конституционном праве.

Многие исследователи считают, что само по себе заключение международных договоров – может считаться ключевым признаком международной правосубъектности. Не случайно в конституциях федеративных государств подчеркивается прежде всего наличие или отсутствие полномочия члена федерации заключать международные договоры публичного права. Конституции федеративных государств отличаются в этой части именно по признаку наличия у субъектов федерации полномочия заключать по ряду вопросов международные договоры.

Вместе с тем, международная практика субъектов федераций по участию в международных договорах публичного права – является достаточно разнообразной, порой противоречивой и не отличается международно-правовой определенностью. В различных федерациях в соответствии с федеральным национальным законодательством такая практика может допускаться или нет, но, как об этом уже говорилось выше, национальное законодательство об участие субъектов федерации в международных договорах может отличаться на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации, или вообще там отсутствовать.

В конституционном праве зарубежных стран отмечается, что в мире существует лишь несколько федеративных государств, в которых для субъектов, входящих в их состав, национальное законодательство прямо предусматривает возможность заключать международные договоры. Но и здесь в доктрине нет единства. Это является следствием специфики международной практики субъектов федераций, а также различной юридической оценки такой практики. Так, отдельные исследователи в этой связи называют ФРГ, Швейцарию и Австрию.

Вместе с тем, безусловно, что подобное право касается довольно ограниченного круга вопросов (пограничные, культурные, полицейские, социально-экономические связи) и реализуется под контролем федерального правительства. Отдельные авторы отмечают, что при реализации этого правила возникает немало юридических проблем, потому что федеральное законодательство как имеющее высший юридический приоритет над региональным, сделает невыполнимым любой международный договор субъекта Федерации; или же международный договор, заключенный субъектом федерации, окажется невыполнимой, если будет противоречить международному обязательству федерации".

Мировая практика заключения субъектами федерации международных договоров во многих случаях не только провозглашена федеральным законодательством, но и реально существует, что означает реализацию международной договорной правосубъектности субъектами Федерации. Причем такая практика может быть даже шире конституционно-правовых ограничений, возлагаемых в этой части на таких субъектов федераций.

Международно-правовая основа договорной правосубъектности субъектов федерации берет начало с Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. При этом следует исходить из ключевого понимания что и Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. – являются кодифицированными международно-правовыми актами, регулирующими порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров определенными субъектами международного права, причем четко определенными в обеих конвенциях. Вместе с тем указанные конвенции не охватили всех вопросов, касающихся предмета их правового регулирования.

Относительно подходов, заложенных в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., термин "государство, имеющее право стать участником договора, употребленный в некоторых статьях, в Венской конвенции не определен.

Кроме того, дискуссия в Комиссии международного права и на Венской конференции по данному вопросу не привела к ограничению в Конвенции договорной правосубъектности субъектов Федерации и что именно в таком понимании сформулирована статья 6 Конвенции.

В соответствии со статьей 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.: "каждое государство имеет правоспособность заключать договоры". Однако непосредственно о субъектах федераций в документе речь не идет.

Следовательно, толкование ее норм может происходить или с учетом отождествления субъекта федерации с понятием государства и распространением его норм на таких субъектов, либо путем признания субъекта федерации другим, отличным от государства субъектом.