Найти в Дзене
58,5K подписчиков

Почему на БАМе нет электрификации, а тяжелые поезда таскают тепловозами? Какие планы по электрификации БАМа?

18K прочитали

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Когда дело касается перевозок с запада на восток нашей страны, либо в обратном направлении, то есть два пути: Транссибирская магистраль (Транссиб) и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Точнее, такой «выбор» появляется после станции Тайшет, где и начинается БАМ.

Синим цветом - Транссиб, красным - БАМ. Картинка взята из открытых источников.
Синим цветом - Транссиб, красным - БАМ. Картинка взята из открытых источников.

При этом, возможно вам известно, что Транссибирская магистраль полностью электрифицирована (правда неоднородно - род тока меняется три раза по пути из Москвы во Владивосток), в то время как Байкало-Амурская магистраль - электрифицирована лишь частично. Большая часть дороги остаётся неэлектрифицированной и на ней применяется тепловозная тяга.

Обратите внимание на этот кусочек карты - электрификация (к слову - переменным током) существует лишь до станции Таксимо. Это примерно одна третья часть БАМа.

Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников

Ну а дальше - только тепловозы. К слову, учитывая сложный профиль пути на БАМе, там используют мощнейшие трёхсекционные тепловозы 3ТЭ25К2М, мощность которых составляет почти 7500 кВт, а масса состава, который такой тепловоз способен тащить - составляет 7100 тонн. Также применяются и старые тепловозы 3ТЭ10МК.

3ТЭ25К2М (слева) | Автор: TRAINSURFER
3ТЭ25К2М (слева) | Автор: TRAINSURFER
3ТЭ10МК | Автор: andrey92
3ТЭ10МК | Автор: andrey92

Почему так сложно электрифицировать БАМ?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать две вещи. Во-первых, Байкало-Амурская магистраль проходит через такие места, где, натурально, никто не живет. По крайней мере из представителей homo sapiens. В отличие от медведей и прочей живности:

Основных причин, по которым там никто не живет - две. Первая - это не самый подходящий рельеф местности, вторая - тяжелейшие климатические условия. Ну и к этому еще добавим удалённость от крупных населённых пунктов.

Вторая причина отсутствия электрификации - отсутствие потенциальных потребителей электроэнергии, кроме железной дороги, а следовательно и отсутствие электростанций.

Посмотрите на эту карту, а точнее на тот район, где проходит БАМ:

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала!-5

Здесь практически нет электростанций, кроме Братской, Усть-Илимской и Зейской гидроэлектростанций. Электрифицирована как раз та часть БАМа, которая идёт от Тайшета до Таксимо, вот ещё тот кусок карты:

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала!-6

Соответственно для того, чтобы электрифицировать всю оставшуюся часть БАМа, логично, что необходимо сделать две вещи:

  • Построить дополнительные электростанции
  • Протянуть ЛЭП на тысячи километров

И если с ЛЭП ещё всё более менее понятно (ожидается необходимость тянуть свыше пяти тысяч километров линий электропередач), то вот насчёт того, как повысить мощности генерации - сколько и каких электростанций необходимо построить, а также где они будут расположены - обсуждают до сих пор. Пока что лишь посчитано, что до 2030 года, на расширение и БАМа, и Транссиба - необходимо 1,8 ГВт новой мощности. Это несколько меньше одной третьей мощности крупнейшей гидроэлектростанции России - Саяно-Шушенской.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Какое-то время были планы по постройке угольной Ургальской ТЭС в Хабаровском крае, мощностью 600 МВт, а также увеличение мощности действующих угольных электростанций. Сейчас же Минэнерго уже не хочет электрифицировать БАМ с использованием угольной энергии.

Электровоз ВЛ80ТК на БАМе на участке с имеющейся электрификацией. Автор: Сергей ВМ
Электровоз ВЛ80ТК на БАМе на участке с имеющейся электрификацией. Автор: Сергей ВМ

Так или иначе, электрификация БАМа - это сложный, дорогостоящий и долгий, но нужный проект для нашей страны, учитывая так называемый «разворот на Восток», а также необходимость развития собственного Дальнего Востока, ведь использование электрической тяги позволяет повысить как пропускную способность, за счёт большей мощности электровозов и повышения максимальной массы составов, так и повысить экономическую эффективность, ну и об экологии не стоит забывать.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала!-9