Если план Макрона по досрочным выборам потерпит неудачу, крайне правые могут оказаться у власти и использовать Игры для легитимизации своей политики
Совершив безумный гамбит, президент Франции Эммануэль Макрон распустил Национальное собрание и объявил досрочные выборы. Макрон решил проверить народную поддержку партии «Национальное объединение» (RN) Марин Ле Пен, которая только что получила более 30 процентов голосов на выборах в Европейский парламент. Макрон, центрист, может увидеть положительные результаты независимо от результатов выборов: либо поддержка "Национального объединения" потерпит крах, когда люди придут в кабину для голосования и столкнутся с фактическим выдвижением ультраправой партии во власть, либо "Национальное объединение" будет управлять разделённым правительством и, столкнувшись с фактическими решениями по управлению, шмякнется физией в грязь. Макрон достаточно легкомыслен, чтобы рисковать расширить возможности тех, кто заигрывает с фашизмом, и нечувствителен к атакам, которые будут развязаны против наиболее уязвимых французских граждан, если RN захватит контроль над рычагами управления.
Во время этого политического водоворота Париж будет принимать Олимпийские игры 2024 года. Церемония открытия Олимпиады состоится 26 июля, менее чем через три недели после внеочередных выборов. А ведь ещё до всего этого Олимпийские игры 2024 года в Париже представляли собой котел противоречий, готовый вот-вот закипеть.
Активисты планировали использовать Олимпиаду как международную платформу для выдвижения своих требований. Протестующие выступают против социальных и экономических затрат на Игры, связывая непомерно высокую цену их проведения с резким сокращением пособий для рабочих. Проходят демонстрации солидарности с Палестиной. Такие группы, как Le Revers de la Médaille ("Другая сторона медали"), выступают против вызванного Олимпиадой перемещения людей без жилья и мигрантов, которых в преддверии Игр собирают и выбрасывают в другие города.
Перед лицом такого организованного несогласия левых Макрон, возможно, только что предоставил "Национальному объединению" золотую возможность для спортивной борьбы - использовать Игры для нормализации фашистского дискурса и легитимизации Ле Пен и её правой руки Джордана Барделлы на мировой арене. Даже если "Национальное объединение" проиграет, его лидерство станет предметом обсуждения международной политики как раз в тот момент, когда на него упадет свет Олимпийских игр.
А если они победят, Барделла, скорее всего, станет премьер-министром. Барделла, 28-летний протеже Ле Пен, добился стремительного взлета во французской политике благодаря своему присутствию на TikTok, дизайнерским костюмам и яростной исламофобии.
Отдать бразды правления Барделле было бы опасной игрой, считает Коул Станглер, автор книги "Париж не мертв": "Если Барделла станет премьер-министром, это будет не просто позор для Франции на международной арене. Приход RN к власти будет иметь реальные последствия для миллионов людей: Партия хочет отменить десятки важнейших социальных и жилищных льгот для неграждан Франции, усилить депортацию нелегальных иммигрантов и ограничить гражданские свободы. Мы также знаем, что президент и его союзники сами готовы пойти на компромисс по многим из этих вопросов. Как-то забылось, что Эммануэль Макрон в 2017 году проводил кампанию по ослаблению ультраправых. Вместо этого он сделал больше для их усиления, чем любой другой президент за всю историю Пятой республики".
Мэр Парижа Анн Идальго, суперфанат Олимпиады, была ошеломлена решением Макрона назначить внеочередные выборы накануне Игр. Она сказала: "Как и многие люди, я была ошеломлена, услышав, что президент решил распустить парламент", добавив, что "роспуск парламента прямо перед Играми - это действительно нечто крайне тревожное".
Всепоглощающие внеочередные выборы влияют на Олимпиаду самыми разными способами. Выборы заставят и без того напряженных сотрудников службы безопасности работать в усиленном режиме, прежде чем они перейдут к самому сложному мероприятию мирного времени, которое Франция проводила в XXI веке. Назначение нового министра безопасности за несколько дней до начала Игр - дело непростое. Всё усложняется тем, что церемония открытия в Париже 2024 года будет проходить не на стадионе, а на лодках на Сене.
Когда мои коллеги спросили Нацуко Сасаки, организатора антиигровой группы Saccage 2024, как повлияли внеочередные выборы на планы антиолимпийских активистов, она сказала нам: "Мы планировали создать большую коалицию среди антиолимпийцев и не совсем антиолимпийцев, но озабоченных последствиями. Но после роспуска Макроном Нацсбрания многие организации изменили свое расписание, чтобы сделать приоритетом борьбу с ультраправыми". Сасаки добавил: "Этот сдвиг, конечно, совершенно легитимен и понятен. Однако на наших глазах возникает новый вопрос: Что мы должны делать против Олимпиады Ле Пен?"
Одна из групп, которая, кажется, совершенно не обеспокоена ростом авторитаризма, - это Международный олимпийский комитет. В конце концов, МОК уже давно чувствует себя комфортно в присутствии фашистов. Берлинские Олимпийские игры 1936 года были печально известны тем, что проводились в нацистской Германии, несмотря на открытое преследование там евреев и цыган. Сочувствовавший Гитлеру Эвери Брундадж руководил МОК с 1952 по 1972 год. Хуан Антонио Самаранч, нераскаявшийся фашистский функционер времен Франсиско Франко, руководил МОК с 1980 по 2001 год. Возможно, именно поэтому они так спокойны перед лицом серьезных социальных потрясений. Нынешний президент МОК Томас Бах заявил, что решение Макрона "не помешает проведению Олимпийских игр". Он добавил: "У нас будет новое правительство и новый парламент, и все будут поддерживать Олимпийские игры".
Член МОК Ги Друт из Франции пошел дальше. Бывший депутат от правого крыла не только заявил в интервью газете Le Monde: "Я одобряю союз правых и союз с "Национальным объединением", - тем самым нормализовав фашистскую угрозу со стороны правого центра. Он также добавил: "Олимпийские игры пройдут прекрасно. Теракты в Мюнхене в 1972 году не помешали проведению Игр. Нет никаких причин, чтобы при правительстве RN все пошло не так".
Нацуко Сасаки пояснила ещё одну мысль: если "Национальное объединение" придет к власти, "Париж 2024 года будет похож на Берлин 1936 года".
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».