Найти в Дзене
Марфа Меньшикова

Как Соловецкий монастырь привел к расколу русской церкви

Оглавление

На Соловецких островах происходило так много тяжелых событий, что они как будто являют собой всю боль земли русской.

О митрополите Филиппе, который построил и развил монастырь, а потом был уничтожен по приказу Ивана Грозного, я уже писала. Кто не видел публикацию – посмотрите.

А сейчас речь пойдет о еще одном тяжелом событии – расправой над братией Соловецкого монастыря. Она произошла в 1676 году, а предшествовала ей длительная осада монастыря царскими войсками.

Современный вид монастырской стены Соловков
Современный вид монастырской стены Соловков

По какой причине монастырь взяли в осаду царские войска

Десять тысяч стрельцов осаждали монастырь, а монахи с 300 орудиями держали оборону 8 лет, и все из-за того, что они отказались принять церковную реформу и подчиниться новым религиозным порядкам.

Парадокс ситуации в том, что патриарх Никон, который затеял церковную реформу, сам был выходцем из Соловков.

История патриарха Никона

Никон вначале своей сознательной жизни был обычным мирянином, женился. В семье родилось 3 детей, но все они умерли в младенчестве. После чего он принял решение уйти в монастырь, аналогично поступила и его жена.

В возрасте 30 лет Никон прибыл на остров Анзер в скит, но продержался там всего 4 года, начал конфликтовать со старцем , бежал из Соловков в другой монастырь, и в итоге дослужился до патриарха.

Дорога на острове Анзер
Дорога на острове Анзер

Благочестие Никон воспринимал, как точное исполнение внешних приемов богослужения. И решил, что России необходимо перенять все порядки греческой православной церкви. Эту идею поддержал и царь Алексей Михайлович.

В результате на Руси произошла реформа, которую называют «церковный раскол». Часть правил богослужения изменили. Например, креститься теперь нужно было 3-мя пальцами, а не 2-мя. Те кто не подчинялся новым правилам, предавались гонениям и отлучались от церкви.

Что представлял собой Соловецкий монастырь на момент раскола

Соловецкий монастырь был к тому времени важным северным форпостом Руси для защиты от шведов. Это была укрепленная и вооруженная крепость, монахи умели сражаться, а запасов продовольствия в монастыре хватало чуть ли не на 30 лет.

И монастырь не принял нововведения Никона, написал 5 челобитных царю с просьбой сохранить старые порядки. Но царь всецело поддерживал Никона и отказ принять реформы воспринял как бунт.

Соловецкий же монастырь в свою очередь отрекся от патриарха и даже царя, перестал за последнего молиться.

В результате царские войска взяли монастырь в осаду, которая продлилась 8 лет.

Падет монастырь лишь из-за предательства одно из монахов, который показал потайной вход с берега. После чего почти все монахи будут уничтожены, а их тела брошены без погребения на лед (это было зимой) — в назидании всем сомневающимся.

После этого монастырь впал в немилость, крупных царских подарков больше не получал, а на его территории открыли тюрьму, где содержались люди, которых цари стремились изолировать от общества и себя. Но это тюрьма не было многочисленна — за всю историю дореволюционной Руси там содержалось около 200-300 человек.

Что в итоге

Размышляя о судьбе Соловецкого монастыря, у меня сложилось впечатление, что это место сильных и бескомпромиссных идеалистов. И хотя христианство учит тому, что страсти в себе нужно преодолевать, в этом месте человеческие страсти как раз проявились с огромным накалом.

А старообрядцы, которые не приняли реформу Никона, еще долго будут порицаемы официальной церковью, их правила признают ересью.

Еще почитать: