Найти в Дзене

Штраф за отсутствие тахографа.

Оглавление

Какой штраф за тахограф будет в 2024 году? Это мера ответственности, которую несёт водитель, если у него нет этого прибора. Размеры санкций могут быть разными и зависят от обстоятельств нарушения.

Специалисты
https://myjus.ru объясняют, какие штрафы предусмотрены за отсутствие тахографов и для чего нужен этот прибор.

1. Тахограф - это.

Тахограф — это специальное устройство, которое устанавливается в кабине грузовых автомобилей. Его главная задача — контролировать режим работы и отдыха водителя. За отсутствие тахографа предусмотрен штраф, который является одной из распространённых санкций.

Тахографы по своим функциям и устройству делятся на две обширные категории.

2. Категории тахографов.

  1. Тахографы с блоками СКЗИ (устройствами, кодирующими информацию и защищающими от взлома).
  2. Тахографы ЕСТР.

Тахографы с блоками СКЗИ стоят дороже, чем устройства, соответствующие требованиям ЕСТР. Кроме того, для их эксплуатации необходимо регулярное обслуживание. Например, блоки СКЗИ требуется менять раз в три года. Поэтому перевозчики стремятся получить международную лицензию для использования таких устройств в рамках внутренних перевозок.

3. Транспортные средства и тахографы.

В соответствии с законодательством, тахографы должны быть установлены на всех транспортных средствах категории С, разрешённая максимальная масса которых превышает 3,5 тонны. Это правило распространяется как на юридических, так и на физических лиц.

Однако есть исключения: на некоторые транспортные средства не распространяется требование об обязательном наличии тахографа. Поэтому езда без тахографа на таких транспортных средствах не влечёт за собой штрафных санкций.

4. Транспортные средства, на которые не нужно устанавливать тахографы.

  1. Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами "Европейского образца" (внесенные в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, - с 1 сентября 2022 года).
  2. Военные транспортные средства.
  3. Транспортные средства, используемые в границах предприятия и не выезжающие на дороги общего пользования (с 1 января 2021 года).
  4. Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д).
  5. Автомобили, зарегистрированные в Гостехнадзоре (трактора и самоходные машины).
  6. Автомобили старше 50 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (до 1 января 2021 года - старше 30 лет, в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор).
  7. Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок.
  8. Автомобили, проходящие дорожные испытания.
  9. Автомобили Государственной фельдъегерской службы (с 1 сентября 2022 года).

В соответствии с законодательством, на грузовые автомобили обязательно устанавливаются тахографы – устройства для контроля. Это требование распространяется на всех владельцев транспортных средств, независимо от их статуса: будь то индивидуальный предприниматель, физическое лицо или компания. В случае, если тахограф не функционирует, его владелец также будет обязан заплатить штраф.

5. Пример из практики.

Гражданин Иванов занимался грузоперевозками и владел несколькими коммерческими автомобилями. Он считал, что для таких транспортных средств тахографы не требуются, и не устанавливал их.

Однако, когда сотрудники ГИБДД остановили один из его грузовиков и выписали штраф за отсутствие тахографа, Иванов не смог его оспорить. Дело в том, что для грузовиков наличие тахографа является обязательным, в отличие от «Газелей», которые относятся к лёгким коммерческим автомобилям и не требуют установки этого устройства.

6. Принцип работы устройства.

Принцип работы тахографа достаточно прост, и любой водитель сможет разобраться в его использовании. Вот как это работает:

1. Водитель садится за руль и включает оборудование.
2. В тахограф вставляется личная карта водителя, после чего вводится пин-код.
3. Когда автомобиль находится в движении, автоматически включается режим «Управление».
4. Когда машина останавливается, запускается режим «Отдых».

Некоторые современные модели тахографов переходят в режим «Отдых» даже после того, как двигатель автомобиля заглушен.

7. Современные тахографы.

Практически все современные модели тахографов оснащены термопринтером, который обычно имеет небольшие размеры.

Если инспектора Ространснадзора или Управления государственного автодорожного надзора остановят водителя грузового автомобиля, они могут попросить его предоставить распечатку с тахографа для проверки соблюдения режима отдыха и работы.

Важно отметить, что перед отправлением в рейс водителю необходимо убедиться в наличии бумаги в тахографе, так как за её отсутствие также предусмотрен штраф.

8. Установка и обслуживание.

Большинство грузовых транспортных средств оснащаются тахографами ещё на этапе производства. Такие транспортные средства продаются уже с установленным оборудованием. Всё, что остаётся сделать владельцу — это оформить водительские карты.

Если транспортное средство не было оснащено тахографом или на нём установлен устаревший прибор, необходимо обратиться в специализированную мастерскую, имеющую соответствующую сертификацию. В случае неисправности оборудования предусмотрены штрафы за нарушения правил его эксплуатации.

Ремонт тахографов могут проводить только специализированные мастерские, имеющие лицензию, выданную ФСБ. Если проблема не связана с самим блоком, тахограф можно сдать в ремонт в любой официальный сервисный центр. Своевременное обслуживание поможет избежать штрафа за выпуск транспорта на линию без тахографа.

Техническое обслуживание тахографов включает калибровку, которую рекомендуется проводить раз в три года. С такой же периодичностью рекомендуется заменять СКЗИ-блоки. Однако для устройств, которые работают без проблем, такие манипуляции не обязательны. Использование просроченного тахографа запрещено.

9. Заказ карты.

Водительские карты необходимо заказывать через организации, которые сотрудничают с производителями. Без помощи посредника получить карту не получится.

Заказать карту можно в офисе или через интернет. Изготовление обычно занимает от 15 до 25 дней. Стоимость работ — до 4 000 рублей, но она может отличаться в зависимости от типа карты.

Важно помнить, что за отсутствие карты предусмотрен штраф.

Обратите внимание, что для тахографов СКЗИ и ЕСТР используются разные виды карт, которые не совместимы друг с другом. Это значит, что устройство не будет работать без правильной карты.

10. Если тахограф вышел из строя.

Если тахограф сломался до начала рейса, то ехать нельзя — сначала нужно его починить. Если же поломка произошла во время поездки, водитель должен отправиться на ближайшую станцию технического обслуживания (СТО) или к месту, где зарегистрирован грузовик. На это ему даётся семь дней. Если не успеть в срок, то можно получить наказание за неисправный тахограф, который вовремя не отремонтировали.

Сотрудники контролирующих органов могут потребовать от водителя подтвердить, что тахограф сломался уже после начала рейса. Для этого можно использовать распечатку, сделанную ранее, или аудиозапись разговора с СТО, с которой водитель общался после того, как обнаружил неисправность.

11. Штрафы.

Если у водителя нет тахографа или он нарушает правила его использования, ему грозит штраф. Это может быть штраф за езду без тахографа или за использование неисправного оборудования. Размер штрафа зависит от того, кто нарушил правила — физическое лицо или коммерческая организация.

Аналогичные штрафы предусмотрены за нарушение правил технического обслуживания. Все эти санкции регулируются статьёй 11.23 Кодекса об административных правонарушениях. Кроме того, ответственность за отсутствие тахографа на транспортном средстве также описана в этой статье.

12. Судебная практика: штраф за отсутствие тахографа.

Верховный суд поставил точку в бесконечных кассационных жалобах, которые подавал водитель, пытаясь оспорить наказание, назначенное ему инспектором, за управление транспортным средством без тахографа или с нарушением требований к его использованию, установленных законодательством.

Водитель обжаловал действия инспектора, аргументируя свою позицию тем, что приказ Минтранса, определяющий требования к тахографу, является рекомендательным, а наличие сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза — это единственное обязательное требование, установленное законом в отношении тахографа.

Однако Верховный Суд Российской Федерации в своём постановлении от 11 августа 2021 года № 2-АД21-3-К3 дал правовую оценку доводам водителя и обоснованно признал их несостоятельными. Несмотря на утверждения водителя, при рассмотрении дела было установлено, что установленный на автомобиле тахограф не соответствовал требованиям нормативных правовых актов, так как в нём отсутствовало программно-аппаратное шифровальное средство — блок СКЗИ тахографа.

13. Частые вопросы.

Для чего нужны тахографы?
Тахографы используются для контроля состояния водителя во время работы.

На какие транспортные средства нужно устанавливать тахографы?
Тахографы должны быть установлены на все автомобили категории С с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн.

За отсутствие тахографа или за неисправность оборудования предусмотрен штраф?
Штраф может быть выписан как за отсутствие тахографа, так и за нарушение правил его использования.

14. Заключение эксперта.

В 2024 году вы можете получить штраф за отсутствие тахографа или за его неисправность. Чтобы избежать наказания, важно регулярно проверять состояние прибора и вовремя проводить его техническое обслуживание.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!