Найти тему

Дисграфия или невнимательность: как отличить?

Оглавление
«Он у вас просто невнимательный, поэтому и делает ошибки», – такой фразой многие педагоги объясняют, почему ребёнок на протяжении длительного времени не может научиться грамотно писать.

Родители после таких слов учителя начинают различными способами развивать внимательность у ребёнка, а один из самых распространённых способов повышения грамотности – заставлять многократно переписывать тексты.

Однако никаких изменений со временем так и не происходит: ребёнок как писал со множеством ошибок, так и продолжает писать. И вполне вероятно, что у него есть дисграфия, которую невозможно преодолеть переписыванием домашних заданий и заучиванием правил русского языка.

В статье разбираем, по каким признакам можно отличить дисграфию от невнимательности.

Всё внимание на виды ошибок!

Под дисграфией понимается частичное расстройство процесса письма, которое объясняется недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций и слабым контролем письменной речи. Дисграфия у детей и взрослых проявляется в повторяющихся стойких и типичных ошибках, которые не связаны с нарушениями интеллектуального развития, знанием и применением правил русского языка. Подробнее, что такое дисграфия, рассказываем в этом материале.

При дисграфии обычно крайне неразборчивый и неровный почерк, низкий темп письма, а также автоматизация моторного навыка слитного письма может проходить долго.

При дисграфии регулярно отмечаются специфические ошибки:

  • замена гласных на другие буквы, при этом дисграфики заменяют даже гласные, которые стоят в ударном положении. Например, они легко могут написать «янвор» вместо «январь» и даже после нескольких проверок предложения не заметить ошибки;
  • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;
  • пропуски/ перестановка букв, добавление лишних слогов;
  • ошибки в согласовании слов в предложении;
  • смешение букв, звучащих практически одинаково или которые похожи по начертанию. Наиболее часто дети с дисграфией путают следующие пары букв: Д-Б, Ш-Щ, П-И, Н-К;
  • сложности с выделением границ предложения, так как при наличии у человека дисграфии он не слышит (не чувствует) смыслового и интонационного окончания предложения.

Эти ошибки редко встречаются по одиночке, в большинстве случаев наблюдается смешанная картина.

-2
Невнимательность – это состояние, при котором человек теряет фокус и концентрацию на событиях и действиях, происходящих в данный момент.

Кстати, синдром дефицита внимания и гиперактивности считается крайней степенью невнимательности. И это вполне обосновано, так как СДВГ и невнимательность во многом имеют одинаковые причины происхождения.

Невнимательность обычно проявляется в следующих ошибках:

  • ребёнок забывает написать ответ после решения задачи;
  • неправильно истолковывает смысл задания и поэтому даёт другой ответ;
  • не дописывает до конца упражнение, решение задачи, пример;
  • неправильно записывает данные.

Важный момент!

При проверке результатов своей работы невнимательный ребёнок, как правило, обнаружит часть ошибок, так как на короткий промежуток времени он может сконцентрироваться.

Проблемы разные – решение одно!

Доказано, что дисграфия, дислексия, СДВГ, рассеянность связаны с особенностями функционирования мозга. И в первую очередь для преодоления всех этих проблем нужно обеспечить согласованную работу полушарий мозга при обязательном закреплении доминации левого полушария.

Почему должно доминировать именно левое полушарие?

Ответы в этом материале. Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что как только дети преодолевают рассогласованность в работе мозга, у них сразу же повышается уровень внимания, уходят дислексические и дисграфические трудности.

Эффективность техник и методик учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе можно оценить лично.

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе приглашает на программу-интенсив «Интеллектуальные выходные», которая длится всего два дня.

На программе дети и родители выполняют и осваивают комплекс упражнений, который позволяет в короткие сроки вывести ребёнка из кризиса обучения и самостоятельно преодолеть трудности с обучением, в том числе решить проблемы с невнимательностью и дисграфией.

Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru

Если понравился материал, ставьте лайк и заходите в онлайн-клуб "Родительская Академия " учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе❤️
-3