«Он у вас просто невнимательный, поэтому и делает ошибки», – такой фразой многие педагоги объясняют, почему ребёнок на протяжении длительного времени не может научиться грамотно писать.
Родители после таких слов учителя начинают различными способами развивать внимательность у ребёнка, а один из самых распространённых способов повышения грамотности – заставлять многократно переписывать тексты.
Однако никаких изменений со временем так и не происходит: ребёнок как писал со множеством ошибок, так и продолжает писать. И вполне вероятно, что у него есть дисграфия, которую невозможно преодолеть переписыванием домашних заданий и заучиванием правил русского языка.
В статье разбираем, по каким признакам можно отличить дисграфию от невнимательности.
Всё внимание на виды ошибок!
Под дисграфией понимается частичное расстройство процесса письма, которое объясняется недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций и слабым контролем письменной речи. Дисграфия у детей и взрослых проявляется в повторяющихся стойких и типичных ошибках, которые не связаны с нарушениями интеллектуального развития, знанием и применением правил русского языка. Подробнее, что такое дисграфия, рассказываем в этом материале.
При дисграфии обычно крайне неразборчивый и неровный почерк, низкий темп письма, а также автоматизация моторного навыка слитного письма может проходить долго.
При дисграфии регулярно отмечаются специфические ошибки:
- замена гласных на другие буквы, при этом дисграфики заменяют даже гласные, которые стоят в ударном положении. Например, они легко могут написать «янвор» вместо «январь» и даже после нескольких проверок предложения не заметить ошибки;
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;
- пропуски/ перестановка букв, добавление лишних слогов;
- ошибки в согласовании слов в предложении;
- смешение букв, звучащих практически одинаково или которые похожи по начертанию. Наиболее часто дети с дисграфией путают следующие пары букв: Д-Б, Ш-Щ, П-И, Н-К;
- сложности с выделением границ предложения, так как при наличии у человека дисграфии он не слышит (не чувствует) смыслового и интонационного окончания предложения.
Эти ошибки редко встречаются по одиночке, в большинстве случаев наблюдается смешанная картина.
Невнимательность – это состояние, при котором человек теряет фокус и концентрацию на событиях и действиях, происходящих в данный момент.
Кстати, синдром дефицита внимания и гиперактивности считается крайней степенью невнимательности. И это вполне обосновано, так как СДВГ и невнимательность во многом имеют одинаковые причины происхождения.
Невнимательность обычно проявляется в следующих ошибках:
- ребёнок забывает написать ответ после решения задачи;
- неправильно истолковывает смысл задания и поэтому даёт другой ответ;
- не дописывает до конца упражнение, решение задачи, пример;
- неправильно записывает данные.
Важный момент!
При проверке результатов своей работы невнимательный ребёнок, как правило, обнаружит часть ошибок, так как на короткий промежуток времени он может сконцентрироваться.
Проблемы разные – решение одно!
Доказано, что дисграфия, дислексия, СДВГ, рассеянность связаны с особенностями функционирования мозга. И в первую очередь для преодоления всех этих проблем нужно обеспечить согласованную работу полушарий мозга при обязательном закреплении доминации левого полушария.
Почему должно доминировать именно левое полушарие?
Ответы в этом материале. Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что как только дети преодолевают рассогласованность в работе мозга, у них сразу же повышается уровень внимания, уходят дислексические и дисграфические трудности.
Эффективность техник и методик учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе можно оценить лично.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе приглашает на программу-интенсив «Интеллектуальные выходные», которая длится всего два дня.
На программе дети и родители выполняют и осваивают комплекс упражнений, который позволяет в короткие сроки вывести ребёнка из кризиса обучения и самостоятельно преодолеть трудности с обучением, в том числе решить проблемы с невнимательностью и дисграфией.
Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru
Если понравился материал, ставьте лайк и заходите в онлайн-клуб "Родительская Академия " учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе❤️