В Твери пока ещё сохранилось атмосфернейшее место, которое нынче находится далеко не в лучшем своём состоянии. Но знало оно и куда лучшие времена, и пока ещё сохраняет многие следы своего прошлого величия. Это так называемый "Морозовский городок" или "Морозовские казармы". Также он известен под более поздним названием "Двор Пролетарки". Сегодня он почти полностью расселён и находится в полузапустении. Но так было не всегда!
"Морозовским" городок назван, потому что к созданию этого комплекса приложили усилия многие представители династии фабрикантов Морозовых, начиная с самого Саввы Морозова. Началось всё, когда Савва Морозов взял в аренду землю на правом берегу реки Тьмаки в 1858 году и принялся строить первую прядильно-ткацкую фабрику здесь.
Савве Морозову при этом в 1858 году было уже 89 лет!
Местность вокруг бывшей фабрики и городка живописная:
С другой стороны арендованный участок примыкал к железной дороге Москва-Петербург. Это упрощало доставку товара к столицам и иным покупателям.
ЖД пути позже были подведены и к фабричным корпусам:
Помимо самой фабрики нужно было обеспечить рабочих этой фабрики жильём. Для этого уже младший сын Саввы Морозова Тимофей Морозов выкупил несколько земельных участков рядом с фабрикой, на которых стали строить рабочий городок. Поначалу жильё для рабочих было деревянным, но к началу 20 века уже Иван Морозов, правнук Саввы Морозова, вместе со своей матерью Варварой Алексеевной Морозовой, понемногу заменяют все жилые здания на кирпичные, причём проектируют эти здания лучшие архитекторы того времени, применяя элементы модного тогда стиля "модерн" в промышленной архитектуре.
Над планировкой района работали в разное время архитекторы А. Э. Эрихсон (учитель Фёдора Шехтеля), В. К. Терский, В. Назаров, А. Фёдоров. Задуман городок был так, что управляющие и служащие фабрики жили в отдельных квартирах, а для рабочих купцы Морозовы строили казармы (жильё гостиничного типа с длинными коридорами и общими кухнями и туалетами).
В будущем такое жильё назовут коммуналками или общежитиями.
Городок стал одной из первых в России попыток создания целого микрорайона со всей необходимой инфраструктурой. Это был полноценный микрогород, в котором было всё необходимое для того, чтобы из него вообще не выезжать: бани, детский сад, школа, роддом, больница, пожарное депо, пекарня, несколько магазинов, конный двор. Были там даже дом престарелых и народный театр!
Попытка оказалась настолько удачной, что Морозовский рабочий городок в 1900-м году на Всемирной выставке в Париже получил гран-при и золотую медаль как лучший рабочий город мира!
В августе 1918 года Тверская мануфактура была национализирована. Позже она была переименована в Большую пролетарскую тверскую мануфактуру, оттуда и взялось простонародное название "Пролетарка". Однако "Двор пролетарки" стало официальным адресом для большинства строений комплекса.
Город Тверь ещё при жизни "всесоюзного старосты" М.И. Калинина в 1931 году был переименован в Калинин. А в 1942 году ткацкую фабрику переименовали в Калининский хлопчатобумажный комбинат.
В войну фабрики пострадали от обстрелов и бомбардировок, но по окончании войны были быстро восстановлены.
После войны во Дворе Пролетарки появилось множество новых предприятий: механический завод, витаминная и шелкоткацкая фабрики, камвольный комбинат.
Красный кирпич для строительства этих зданий изначально был собственного морозовского производства. На каждом кирпиче ставилось клеймо М.К. (морозовский кирпич). При замешивании раствора для кирпича по древней технологии использовали желтки куриных яиц. В том числе и для этого при мануфактуре содержали птичник. Кирпич действительно оказался очень прочным и надёжным: даже сейчас, когда некоторые здания в полном запустении стоят открытые всем ветрам и снегам уже несколько лет, кирпичи в основном сохраняют целостность.
Самым красивым зданием всего комплекса по праву можно назвать казарму "Париж". Её построили последней, незадолго до революции.
До революции её называли "Дом имени Варвары Алексеевны Морозовой". Именно при ней начали и закончили её строительство. Строительство этой казармы началось в 1910-м году. По одной из версий, название "Париж" придумал писатель Борис Полевой, который в советское время жил и работал во Дворе Пролетарки. А в 1926 году Борис Полевой даже опубликовал роман "Биография Пролетарки", который можно прочесть вот здесь.
Но возможно, так назвали этот дом и потому, что было известно о том, что именно в Париже была получена премия за проектировку городка. Хотя самой этой казармы на момент вручения премии ещё не было построено.
В дальнейшем этому зданию тоже повезло чуть больше, чем остальным.
В 1970-е годы именно в этой казарме провели капремонт и переделали жильё в отдельные квартиры. Там до сих пор живут люди и видно, что за этим зданием в целом ухаживают. Внутри подъездов довольно чисто, они закрыты на кодовые замки. В других же казармах до самого расселения сохранялись коммуналки.
В советское время район "Пролетарки" считался достаточно криминальным (хотя никаких бомжей и наркоманов там тогда не было). Однако местные хулиганы "своих" жителей "Пролетарки" знали и не обижали.
Теперь во многих расселённых зданиях живут бомжи, а иногда и наркоманы. Находиться внутри неприятно, хочется оттуда поскорей уйти.
А некоторые из зданий, за которыми ухаживают, находятся даже за заборами:
Но чтобы сфоткать остатки уходящей красоты, можно и заглянуть иногда внутрь заброшек. Нужно только внимательнее смотреть под ноги и наверх:
Когда казармы с коммуналками ещё были заселены, коридоры там выглядели примерно так:
А кухни -- примерно так:
Изначально казармы отапливались печами. Позже было проведено центральное отопление, а печи частично демонтированы. Но кое-где сохранились. В ролике ниже колоритный местный житель как раз демонстрирует печь, а также на смеси матерного и русского рассказывает о том, как они там жили, и показывает интерьеры.
Ненормативная речь там затёрта редакторами, не переживайте:
Сегодня же заходить в некоторые из казарм попросту опасно, хотя бы потому, что на вас там может где-нибудь что-нибудь рухнуть:
И не говорите потом, что вас не предупреждали:
Над крышей ныне расселённой казармы "для семейных" № 48 возвышается мини-обсерватория, которую построили в начале XX века для того, чтобы простые рабочие люди могли в свободное время наблюдать за звёздами.
Да-да, в ней тогда стоял телескоп! За этот самый телескоп Иван Морозов отдал тогда 20 тысяч рублей серебром. При этом возведение одной казармы обходилось в те годы в 80-100 тысяч рублей.
Правда, работала эта небольшая обсерватория всего около двух лет. Именно в этой казарме в советское время жила семья будущего автора блатной песни Михаила Круга. О "Пролетарке" он написал позже такие строки:
"Пролетарские дворы детства общежитием давно стали,
Там по меркам нынешним тесно, но мы жили там, так всех знали.
Мысль о прошлом теребит душу,
Я в окно, где жил, смотрю с грустью,
Кто-то лифчики свои сушит,
Да из форточки несёт дустом."
Многие жители тех коммуналок советской поры вспоминают не только их неудобства, но и плюсы того, что они "жили, словно одна семья", помогали друг другу. Некоторые говорят, что даже двери в комнаты могли не запирать!
В девяностые производство начало разваливаться, а в 2004 году Тверскую мануфактуру окончательно ликвидировали. Остались там только жилые казармы с коммуналками и некоторые дома с квартирами. И если в домах с квартирами условия жизни были более-менее нормальные, то в бывших казармах с каждым годом они только ухудшались. Власти много лет подряд обещали их расселить (их ещё в 2010 признали непригодными для жизни), но окончательно удалось их расселить только к 2022 году. В 2020 году я застал там ещё жизнь в ныне уже расселённых казармах. Но это была такая странная жизнь: люди могли жить прямо рядом с уже расселёнными комнатами, в которых были выбиты окна.
Представьте, какая там была проблема с отоплением зимой!
Жизнь можно было заметить по машинам у зданий, развешенному белью, а также по виду окон и антеннам в них:
Иногда можно было заметить местных жителей:
Ещё кое-где играли дети:
Тут тоже в некоторых комнатах ещё жили люди:
Сегодня среди этих зданий гуляет только ветер да редкие маргиналы.
За бывших жителей расселённых коммуналок можно, наверное, только порадоваться. Вот только сам расселённый городок теперь стал пристанищем бомжей и наркоманов. Несколько раз он уже горел, его тушили.
Теперь он выглядит примерно так (за исключением казармы "Париж" и ещё нескольких зданий, за которыми следят):
У некоторых зданий даже крыш уже нет:
То, что не сделала война и 1990-е, может закончить запустение и отсутствие внимания к историческому наследию. А ведь здесь мог бы появиться один из новомодных ныне "лофт-кварталов"!
Причём тверские власти вроде бы это понимают.
Вот, даже устроили небольшой "уголок памяти" в виде аллеи на улице, где таблички рассказывают об истории места:
Но неотапливаемые и открытые всем ветрам дома будут неизбежно разрушаться, если у них не найдётся хозяина.
Да и тем, кто живёт рядом, такое соседство не доставляет комфорта.
Будем надеяться, что раз тверские власти всё же осилили расселение здешних коммуналок, возможно, осилят и реставрацию этих прекрасных зданий, вдохнут в них новую жизнь. А пока, как говорится, "спешите видеть" уходящую эпоху!
#история #путешествия #россия #тверь #морозовскиеказармы #морозовскийгородок #дворпролетарки #заброшки #другаяроссия #другаямосква #необычныеместа #кудапоехатьлетом
=====================================================