В моём детстве эти электрички "бегали" совсем рядом с нашим домом: по Рижскому направлению железной дороги в Москве. А точнее, они ходили между Рижским и Курским направлением Московской ЖД, в основном по маршруту от Нахабино до Подольска, прямо как нынешняя модная ветка МЦД-2. Разве что интервалы были реже, чем на МЦД.
Иногда они заезжали и на Белорусское направление МЖД.
Говорят, поначалу они ходили даже до Серпухова и Тулы, но в моё время туда уже ходили в основном только более поздние электрички ЭР2.
Вот пример именного состава ЭР22-31 "Комсомольский", следующего явно дальше Подольска — до станции Львовская:
Вагоны их были очень комфортные. Возможно, самые комфортные вообще за всю историю советских электричек! В них были очень мягкие диваны, а зимой было очень тепло.
А ещё они заметно выделялись среди других электричек наличием 3 дверей в вагоне и особого среднего тамбура!
В них был особый запах, которого в современных электричках больше нет.
Вероятно, он был связан с отделочными материалами, которые теперь не используются.
Всего с 1964 по 1968 год было выпущено 66 составов этой серии.
Причём головные (моторные) вагоны выпускались Рижским заводом, а промежуточные (прицепные) — Калининским (Тверским) заводом.
Поначалу они работали только на Московском ЖД-узле, но в середине 1970-х часть составов были переданы в Минеральные воды. А в 1989 году 6 составов передали в Казахстан для работы на заводской ветке города Степногорск.
В то время Степногорск был "закрытым" городом.
А закрытым он был, поскольку в советское время там располагались в том числе завод по обогащению урана (Целинный горнохимический комбинат) и комплекс по производству биологического оружия. В 2000-е года эти комплексы были полностью уничтожены при активной поддержке США.
Город поначалу имел названия Целиноград-25 и Макинск-2, а на советских картах он не обозначался вообще никак: там была просто степь.
В целях безопасности предприятия были вынесены за пределы города, но до них как-то требовалось возить сотрудников. Помимо секретных, там были и несекретные предприятия (подшипниковый завод, химический завод и другие). Для этого соорудили отдельную пассажирскую ЖД-ветку длиной около 25 км, которая не входила в систему МПС, а обслуживалась непосредственно заводскими силами.
До поставок ЭР22 там использовались более ранние ЭР1 и даже СРЗ с деревянными скамейками и без автоматических дверей.
В середине 1990-х от ЭР22 избавились сначала на Московском ЖД-узле, а затем и на Северокавказском. В последний раз тогда я на них ездил в Москве, кажется, в 1994, 30 лет назад! Теперь они в эксплуатации только в Степногорске.
Но самое удивительное то, что они остаются там в работе и по сей день.
По состоянию на 2024 год некоторым из составов исполнилось уже 60 лет!
И на них до сих пор может прокатиться любой желающий, который доедет до Степногорска. Я съездил туда недавно, хотя это стало нетривиальной задачей: туда теперь даже автобусы почти не ходят, я уж не говорю о ЖД-транспорте. Эта ветка "отрезана" от основной сети казахских железных дорог.
А ведь когда-то в Степногорске был даже свой аэропорт:
Давайте же посмотрим на "последних из могикан" ЭР22, которые ежедневно возят людей в степях Казахстана! Местные зовут эти поезда "мотаней", потому что они ежедневно мотаются туда-сюда.
На сегодня там остались на ходу только 3 состава:
Остальные, как мне сказали местные железнодорожники, используются только как "доноры", поскольку новых запчастей для этих поездов давно нет.
У машинистов в кабине довольно уютно и тепло, хотя и тесновато.
Зато даже чайник имеется:
Также мне сказали, что даже электродвигатели этих поездов уже вручную перематывают в депо, поскольку они тоже начинают выходить из строя..
Ещё мне рассказали, что иногда к ним приезжают граффитчики (якобы аж из России), чтобы раскрасить их поезда. Честно говоря, верится с трудом, что из России (весьма далеко это, а в России хватает и своих электричек).
Там и местной молодёжи хватает, которой нечем себя занять.
Но мода это заразная, факт..
Электрички ходят всего менее 10 раз в день, зато ежедневно!
В выходные ходят реже:
Вот и очередной рейс подан под посадку:
Салоны почти не изменились, вот только мягкие диваны не пережили 90-е:
Ромбы на спинках тоже появились, чтобы не воровали дермантин.
Но, видимо, спасает тоже не всегда..
Самое удивительное, что даже запах в салоне тот же самый, что и 30 лет назад! Это реально машина времени.
Остались те же рамы и щеколды:
Стоп-кран производства Рижского завода:
А самому вагону уже 60 лет:
Боковые сиденья у среднего тамбура с маленькими окошками:
А эта бутылочка, полагаю, привет от "ковидных" времён:
Народу днём едет немного, поскольку это заводская линия, и в основном все едут утром или вечером.
Кто-то доехал до своей остановки и выходит:
Вокруг довольно однообразный пейзаж:
Периодически проезжаешь заводы:
Иногда они даже дымят:
От пассажирской ветки отходят и грузовые пути:
На этом видео можете оценить атмосферу самой поездки:
Ну вот и всё, приехали на конечную станцию Заводская:
Поезд дальше не идёт, просьба освободить вагоны:
Вот такой вот "Мотаня" — уже 60 лет на ходу:
А здесь его же фото в Москве, когда он был лет на 40 моложе:
Ну а к вечеру народ возвращается до сих пор на этих поездах домой в Степногорск:
Вот такая "машина времени" сохранилась в степях Казахстана!
А вы ездили когда-нибудь на этих электричках?
Если да — расскажите, что запомнилось?
#история #техника #электропоезда #эр22 #рвз #москва #казахстан #степногорск #жд #историятехники #другаямосква #железнаядорога #электрички
======================================================