Найти в Дзене
Другая Москва

Электрички ЭР22: 60-летние составы по-прежнему колесят в степях Казахстана!

В моём детстве эти электрички "бегали" совсем рядом с нашим домом: по Рижскому направлению железной дороги в Москве. А точнее, они ходили между Рижским и Курским направлением Московской ЖД, в основном по маршруту от Нахабино до Подольска, прямо как нынешняя модная ветка МЦД-2. Разве что интервалы были реже, чем на МЦД.
Иногда они заезжали и на Белорусское направление МЖД.

ЭР-22 в раскраске советского МПС.
ЭР-22 в раскраске советского МПС.

Говорят, поначалу они ходили даже до Серпухова и Тулы, но в моё время туда уже ходили в основном только более поздние электрички ЭР2.
Вот пример именного состава ЭР22-31 "Комсомольский", следующего явно дальше Подольска — до станции Львовская:

Именной состав ЭР22-31 "Комсомольский".
Именной состав ЭР22-31 "Комсомольский".

Вагоны их были очень комфортные. Возможно, самые комфортные вообще за всю историю советских электричек! В них были очень мягкие диваны, а зимой было очень тепло.

Оригинальный салон ЭР-22.
Оригинальный салон ЭР-22.

А ещё они заметно выделялись среди других электричек наличием 3 дверей в вагоне и особого среднего тамбура!

Тот самый средний (третий) тамбур ЭР-22.
Тот самый средний (третий) тамбур ЭР-22.

В них был особый запах, которого в современных электричках больше нет.
Вероятно, он был связан с отделочными материалами, которые теперь не используются.

ЭР-22 в оригинальной заводской окраске на Рижском вокзале в Москве.
ЭР-22 в оригинальной заводской окраске на Рижском вокзале в Москве.

Всего с 1964 по 1968 год было выпущено 66 составов этой серии.
Причём головные (моторные) вагоны выпускались Рижским заводом, а промежуточные (прицепные) — Калининским (Тверским) заводом.
Поначалу они работали только на Московском ЖД-узле, но в середине 1970-х часть составов были переданы в Минеральные воды. А в 1989 году 6 составов передали в Казахстан для работы на заводской ветке города Степногорск.

В то время Степногорск был "закрытым" городом.
А закрытым он был, поскольку в советское время там располагались в том числе завод по обогащению урана (Целинный горнохимический комбинат) и комплекс по производству биологического оружия. В 2000-е года эти комплексы были полностью уничтожены при активной поддержке США.

Советская мозаика в Степногорске.
Советская мозаика в Степногорске.

Город поначалу имел названия Целиноград-25 и Макинск-2, а на советских картах он не обозначался вообще никак: там была просто степь.

Центр города Степногорска.
Центр города Степногорска.
Центр города Степногорска.
Центр города Степногорска.

В целях безопасности предприятия были вынесены за пределы города, но до них как-то требовалось возить сотрудников. Помимо секретных, там были и несекретные предприятия (подшипниковый завод, химический завод и другие). Для этого соорудили отдельную пассажирскую ЖД-ветку длиной около 25 км, которая не входила в систему МПС, а обслуживалась непосредственно заводскими силами.

Здание станции Степногорск, сегодня в основном сдаётся частным конторам в аренду.
Здание станции Степногорск, сегодня в основном сдаётся частным конторам в аренду.

До поставок ЭР22 там использовались более ранние ЭР1 и даже СРЗ с деревянными скамейками и без автоматических дверей.
В середине 1990-х от ЭР22 избавились сначала на Московском ЖД-узле, а затем и на Северокавказском. В последний раз тогда я на них ездил в Москве, кажется, в 1994, 30 лет назад! Теперь они в эксплуатации только в Степногорске.
Но самое удивительное то, что они остаются там в работе и по сей день.
По состоянию на 2024 год некоторым из составов исполнилось уже 60 лет!
И на них до сих пор может прокатиться любой желающий, который доедет до Степногорска. Я съездил туда недавно, хотя это стало нетривиальной задачей: туда теперь даже автобусы почти не ходят, я уж не говорю о ЖД-транспорте. Эта ветка "отрезана" от основной сети казахских железных дорог.
А ведь когда-то в Степногорске был даже свой аэропорт:

Аэропорт Степногорска, 1969 год.
Аэропорт Степногорска, 1969 год.

Давайте же посмотрим на "последних из могикан" ЭР22, которые ежедневно возят людей в степях Казахстана! Местные зовут эти поезда "мотаней", потому что они ежедневно мотаются туда-сюда.
На сегодня там остались на ходу только 3 состава:

ЭР22 на станции Степногорск.
ЭР22 на станции Степногорск.

Остальные, как мне сказали местные железнодорожники, используются только как "доноры", поскольку новых запчастей для этих поездов давно нет.

Кабина машиниста ЭР22.
Кабина машиниста ЭР22.

У машинистов в кабине довольно уютно и тепло, хотя и тесновато.
Зато даже чайник имеется:

Кабина ЭР22.
Кабина ЭР22.

Также мне сказали, что даже электродвигатели этих поездов уже вручную перематывают в депо, поскольку они тоже начинают выходить из строя..

ЭР22 на станции Степногорск.
ЭР22 на станции Степногорск.

Ещё мне рассказали, что иногда к ним приезжают граффитчики (якобы аж из России), чтобы раскрасить их поезда. Честно говоря, верится с трудом, что из России (весьма далеко это, а в России хватает и своих электричек).
Там и местной молодёжи хватает, которой нечем себя занять.
Но мода это заразная, факт..

Электрички ходят всего менее 10 раз в день, зато ежедневно!
В выходные ходят реже:

Расписание электричек Степногорска ("Мотани") в 2024 году.
Расписание электричек Степногорска ("Мотани") в 2024 году.

Вот и очередной рейс подан под посадку:

ЭР22 на станции Степногорск.
ЭР22 на станции Степногорск.

Салоны почти не изменились, вот только мягкие диваны не пережили 90-е:

Салон ЭР22 на станции Степногорск.
Салон ЭР22 на станции Степногорск.

Ромбы на спинках тоже появились, чтобы не воровали дермантин.
Но, видимо, спасает тоже не всегда..

Салон ЭР22 на станции Степногорск.
Салон ЭР22 на станции Степногорск.

Самое удивительное, что даже запах в салоне тот же самый, что и 30 лет назад! Это реально машина времени.

Салон ЭР22 на станции Степногорск.
Салон ЭР22 на станции Степногорск.

Остались те же рамы и щеколды:

Салон ЭР22. Детали.
Салон ЭР22. Детали.

Стоп-кран производства Рижского завода:

Салон ЭР22. Детали.
Салон ЭР22. Детали.

А самому вагону уже 60 лет:

Салон ЭР22. Детали.
Салон ЭР22. Детали.

Боковые сиденья у среднего тамбура с маленькими окошками:

Салон ЭР22. Детали.
Салон ЭР22. Детали.

А эта бутылочка, полагаю, привет от "ковидных" времён:

Салон ЭР22. Детали.
Салон ЭР22. Детали.

Народу днём едет немного, поскольку это заводская линия, и в основном все едут утром или вечером.

Салон ЭР22. Детали.
Салон ЭР22. Детали.

Кто-то доехал до своей остановки и выходит:

ЭР22-19 на станции.
ЭР22-19 на станции.

Вокруг довольно однообразный пейзаж:

Вокруг Степногорска.
Вокруг Степногорска.

Периодически проезжаешь заводы:

Заводы Степногорска.
Заводы Степногорска.
Заводы Степногорска.
Заводы Степногорска.

Иногда они даже дымят:

Заводы Степногорска.
Заводы Степногорска.

От пассажирской ветки отходят и грузовые пути:

Заводы Степногорска.
Заводы Степногорска.
Заводы Степногорска.
Заводы Степногорска.

На этом видео можете оценить атмосферу самой поездки:

Ну вот и всё, приехали на конечную станцию Заводская:

ЭР22-19 на конечной станции Заводская.
ЭР22-19 на конечной станции Заводская.

Поезд дальше не идёт, просьба освободить вагоны:

ЭР22-19 на конечной станции Заводская.
ЭР22-19 на конечной станции Заводская.

Вот такой вот "Мотаня" — уже 60 лет на ходу:

А здесь его же фото в Москве, когда он был лет на 40 моложе:

ЭР22-19 в районе Опалихи, 1980-е годы.
ЭР22-19 в районе Опалихи, 1980-е годы.
ЭР22-19 у платформы Красный Балтиец, 1980-е годы.
ЭР22-19 у платформы Красный Балтиец, 1980-е годы.

Ну а к вечеру народ возвращается до сих пор на этих поездах домой в Степногорск:

ЭР22-19 на конечной станции Степногорск.
ЭР22-19 на конечной станции Степногорск.

Вот такая "машина времени" сохранилась в степях Казахстана!
А вы ездили когда-нибудь на этих электричках?
Если да — расскажите, что запомнилось?

#история #техника #электропоезда #эр22 #рвз #москва #казахстан #степногорск #жд #историятехники #другаямосква #железнаядорога #электрички

======================================================

Авторская экскурсия по Ивановской горке. "Тайны Москвы живой. Путешествие во времени от трущоб Хитровки до современных арт-пространств."
Другая Москва27 апреля 2023
Авторская экскурсия "Таганка, Швивая горка и Москва масонская".
Другая Москва20 августа 2022
Авторская экскурсия "Удивительное Замоскворечье: "провинция в центре Москвы". Стрельцы, купцы, толмачи, татары и масоны!"
Другая Москва13 мая 2022