Сегодня многие считают, что в Москве наводнений не бывает. Или что крупных не бывает, по крайней мере. И это действительно так. Но было так не всегда.
До тех пор, пока при Сталине в 1937 году не построили канал Москва-Волга (канал им. Москвы) со сложной системой шлюзов и водохранилищ для регулировки уровня воды, Москва-река достаточно регулярно выходила весной из своих берегов и затапливала прилегающие земли.
Чаще всего страдал, конечно, низкий берег Москва-реки (Замоскворечье, Якиманка, Дорогомилово). Однако в 1908 году даже части высокого берега реки в самом центре города (Зарядье, Арбат, Пресня, Хамовники, Китай-город и даже нижняя часть Ивановской горки) были подтоплены.
Вот полная карта подтопленных мест в Москве в 1908 году:
Внушает, правда? Почти 100 километров улиц и переулков тогда ушло под воду.
Москва в те апрельские дни 1908 года на время превратилась в Венецию:
Вода тогда начала активно подниматься в Москва-реке 11 апреля (по старому стилю). По современному календарю это 29 марта. Усугублялось всё ещё и проливным дождём. Московская газета "Раннее утро" писала в тот день: «Вчера уровень воды в Москве-реке и Водоотводном канале угрожающе подымался с самого утра. Среди дня вода выступила из берегов в некоторых наиболее низких местах уже в центре города. Поспешно стали сооружаться плотины из навоза и земли. Окна в нижних этажах забивались досками и засмаливались. Дул резкий ветер, шел дождь, вода все прибывала и прибывала...»
Надо также сказать, что были и иные причины такого наводнения: зима 1907-08 годов была в Москве очень снежной. Это видно даже на редкой киноленте, снятой именно той зимой (раскрашена она была позже):
В некоторых местах Замоскворечья до сих пор сохранились таблички с уровнем воды 11 апреля 1908 года (табличка примерно на уровне 2 метров от мостовой):
Но это было только начало "представления" — потом вода поднималась ещё выше (местами аж до 9 метров!). Таблички более высоких уровней воды либо не сохранились, либо их уже никто не вешал.
Давайте же посмотрим собственно фото того наводнения, коих было сделано достаточно много: фотография тогда ещё не была "в каждом утюге", но уже была делом достаточно обыденным. А тут ещё такой случай — мечта каждого фотографа. Потом была выпущена даже целая серия раскрашенных открыток с фото наводнения:
На Павелецком вокзале пути были подтоплены, однако, по сообщениям прессы, поезда частично даже отправлялись и приезжали.
Тут видно, что даже извозчики работали и на крыльце вокзала народ:
Рядом с Павелецким, на Зацепе, было примерно так:
Замоскворечье в целом в те дни выглядело примерно так (листайте галерею):
Вид на Храм Христа Спасителя:
Вода в те дни затопила и Лаврушинский переулок, включая подвалы Третьяковской галереи. Однако основное собрание картин всё же не пострадало: вокруг галереи за некоторое время до наводнения догадались соорудить специальную кирпичную стену.
Вид на фабрику "Эйнем" (позже "Красный октябрь"):
"Затоплено было много фабрик и заводов. На набережной пожар. Это горели постройки фабрики Бутикова, но пожарные не были в состоянии подъехать к очагу огня и работали с соседних зданий".
Вид на Берсеневскую набережная (на той стороне реки, она под водой), палаты Аверкия Кириллова и только что построенную тогда ГЭС-2 на острове Балчуг:
Электростанции в центре тоже затопило, город остался и без электричества. Моментально подскочили цены на свечи и керосиновые лампы!
На Берсеневской набережной (на стрелке Москва-реки и Водоотводного канала) в начале 20 века находился Московский яхт-клуб.
Во время наводнения 1908 года яхт-клуб тоже полностью был затоплен:
На Балчуге в целом было так:
Садовническая набережная (Балчуг):
Подтопило даже район Ивановской горки, что за Китай-городом (правда, в самом её низу, ближе к реке):
Дорогомилово тоже затопило тогда очень прилично (листайте галерею):
Брянский (ныне Киевский) вокзал был окружен водой со всех сторон, поезда там встали. За доставку от вокзала на лодках брали по 20 коп. с человека, сажая на лодку по 15-20 человек. Это притом, что на 10 копеек тогда можно было хорошо пообедать в трактире.
Даже до старого Дорогомиловского моста почти добралась вода:
Под мостом видны привязанные и спущенные в воду верёвки — это чтобы проплывающий мог за них ухватиться. Многих в те дни уносило течением!
Теперь на месте этого моста Бородинский мост, построенный в 1912 году и перестроенный при Сталине.
А в районе Крымского моста (да, он тоже был тогда другой) было так:
А это вид с Крымского моста в сторону Остоженки. Справа на фото возвышается здание нынешней Дипломатической академии:
Пасху народ тоже встречал на крышах:
При этом с лодок зачастую мародёры грабили оставленные без присмотра квартиры и помещения..
Из доклада Московской городской управы о ее мероприятиях по борьбе с наводнением, организации помощи пострадавшим и о размерах убытков, причиненных наводнением 25 апреля 1908 года:
"Накануне Светлого праздника (Пасхи) Москву посетило огромное бедствие: разлив реки Москвы, наступивший в настоящем году чрезвычайно поздно, принял чудовищные размеры, превзошедшие все ожидания. Разливом рек Москвы, Яузы и Водоотводного канала захвачена была более или менее значительная площадь 12-ти полицейских участков города, но особенно пострадали пять участков по правую сторону реки Москвы: второй Хамовнический (Дорогомилово), оба участка Якиманской части и оба участка Пятницкой. Наводнение этого года охватило до четырех миллионов квадратных сажен, то есть почти 1/5 всей площади города."
Для восстановления города и возмещения ущерба был организован сбор пожертвований. В короткий срок было получено около миллиона рублей, а всего на восстановительные работы было потрачено около 20 миллионов рублей.
Больше актуальной информации, анонсов пешеходных экскурсий, ежедневных новостей и аналитики в моём телеграм-канале: https://t.me/dr_moskauer.
#история #наводнение #1908год #другаямосква #москва #экскурсии #экскурсиипомоскве #прошлое #настоящее #20век
=================================================